Файл: Экономические реформы в России предоставили возможность многим гражданам самостоятельно обеспечить себе достойный уровень жизни.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2024

Просмотров: 36

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение
Экономические реформы в России предоставили возможность многим гражданам самостоятельно обеспечить себе достойный уровень жизни. Открыты возможности для предпринимательства, позволяющие гражданам получать дополнительные доходы. Вместе с тем социальное развитие в переходный период сопровождается обострением традиционных и появлением новых проблем. Игнорирование роли социальных факторов в экономическом развитии привело к значительному падению реальных доходов населения, резкому имущественному расслоению общества.

Осуществляющиеся преобразования, нарушившие существовавший более полувека экономический уклад, затронули коренные интересы всего населения и потребовали неотложного формирования принципиально новой социальной политики. Сложность заключается в том, что социальная политика не может ориентироваться на краткосрочные задачи, она должна определять стратегические направления, которые, естественно, могут подвергаться тактическим корректировкам, но в целом она должна быть цельной, разумной, рациональной и эффективной и формироваться с учетом исторических условий и национальных особенностей, политики и экономической ситуации, культурных традиций. Социальная политика носит, кроме того, консервативный и инновационный характер. Консервативность заключается в том, что она сохраняет то, что уже достигнуто в социальной сфере и передает это тем, кто нуждается в социальном вмешательстве. Инновационность – это то, что политика должна адаптировать социальные структуры к происходящим изменениям.

В условиях России это означает, что должен максимально использоваться имеющийся опыт и существующая инфраструктура, что и послужит базой для формирования новой концепции социального обеспечения.

При формировании социальной стратегии и политики особое значение приобретает политический аспект социальной защиты. Любые мероприятия по социальной поддержке и меры социальной помощи должны планироваться так, чтобы оказывать поддержку политической линии, способствовать правительственному курсу на осуществление реформ, а не ослаблять или дискредитировать его.

Социальная политика является мощным рычагом, с помощью которого государство может оказывать существенное влияние на социальные процессы, изменяя в необходимых случаях их направленность, интенсивность, качественные и количественные характеристики.


Государство как основной институт власти не смогло создать условий для повышения ответственности самих граждан за собственное материальное благополучие, и в данной ситуации не смогло придумать ничего лучше, чем резко – и не всегда обоснованно – сократить количество граждан, имеющих право на социальную защиту государства, заменив прежние натуральные льготы номинальными денежными выплатами, ни в коей мере не способными право на эти льготы заменить.

Государство, в 90-е гг. находившееся в кризисе и параллельно необоснованно устанавливая меры социальной поддержки, вследствие этого взвалившее на себя огромное бремя социальных и экономических функций, было не в состоянии справиться с вытекающими из этого задачами, одновременно блокируя развитие структур гражданского общества. Как отметил В.В. Путин в своем послании Федеральному Собранию: «С переменами начала 90-х были связаны большие надежды миллионов людей, однако ни власть, ни бизнес не оправдали надежд. Другими словами, в последние годы мы целенаправленно работали над тем, чтобы сгладить те диспропорции в государственном строительстве и в социальной сфере, которые возникли». Без развитых институтов гражданского общества социальная защита населения не может быть эффективной. Создание и дальнейшее развитие институтов гражданского общества подразумевает отказ от жесткой централизации государственного управления, в вопросах совершенствования социальной защиты населения на первый план выходят региональные и муниципальные системы социальной защиты населения.

Сфера льготного регулирования является в Российской Федерации своеобразным «минным полем», где необходимо действовать крайне осторожно и продуманно. В стране, где бедные составляют одну пятую часть населения (порядка 30 млн. человек), занимающей по уровню жизни 60-е место в мире, любые просчеты законодателя могут привести к социальному взрыву. В России льготы – не просто юридическое средство, а одно из самых сложных, мощных по характеру и степени воздействия социальных регуляторов, которые во все времена активно использовались для проведения определенных преобразований в обществе.

Актуальность данной темы исследования заключается в том, что в последние десятилетия в России, как и во всем мире, происходят динамичные изменения в социальной структуре общества и растет социальная напряженность. От внимания к проблемам населения и реализации социальной политики существенно зависит благополучие общества.


Трансформация общества в экономической, культурной, социальной сфере породила массу проблем, поставила многоплановые задачи. В настоящее время формируются разнообразные методы региональной политики, развиваются социальные программы на уровне местного самоуправления, активизируется социальное партнерство.

Цель выпускной квалификационной работы – исследование социальной политики на муниципальном уровне и разработка мероприятий по ее совершенствованию.

В соответствии с указанной целью необходимо решить следующие задачи:

  • изучить сущность муниципальной социальной политики, ее цели и направления;

  • рассмотреть формы реализации социальной политики в муниципальном образовании;

  • исследовать правовые основы реализации муниципальной социальной политики;

  • провести анализ реализации муниципальной социальной политики.

Объектом исследования является государственная социальная политика на муниципальном уровне.

Предметом исследования выступают механизмы реализации государственной социальной политики на муниципальном уровне.

Практическая значимость исследования заключается в том, что материалы могут быть использованы для формирования социальной политики на муниципальном уровне, созданию ее нормативно-правовой базы. Методологической базой в выпускной квалификационной работе являлись научные методы сбора информации: статистический, исторический.

Структура работы представлена введением, двумя главами, заключением, списком использованной литературы.

В первой главе раскрываются теоретические аспекты формирования социальной политики муниципалитета, сущность муниципальной социальной политики, ее цели и направления, формы реализации социальной политики в муниципальном образовании, правовые основы реализации муниципальной социальной политики. Во второй главе раскрываются роль и практика реализации муниципальной социальной политики


Глава 1. Теоретические аспекты формирования социальной политики муниципалитета

1.1 Сущность муниципальной социальной политики, ее цели и направления
Сущность муниципальной социальной политики, ее цели и направления В соответствии со статьей 7 Конституции Российской Федерации наша страна определятся как социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. «Социальное государство – характеристика, относящаяся к конституционно-правовому статусу государства, предполагающая конституционное гарантирование экономических и социальных прав и свобод человека и гражданина и соответствующие обязательства государства» [1, c. 4].


Социальная политика представляет из себя часть совокупной политики государства, которая касается взаимоотношений между социальными группами, между обществом в целом и членами этого общества, связанных с переменами в социальной структуре, подъемом благополучия и благосостояния людей, улучшением их жизни, удовлетворением их материальных и духовных потребностей [14, с. 600].

Расширенный анализ литературы указывает на наличие огромного количества трактовок термина «социальная политика».

В «Российской социологической энциклопедии» утверждается, что «социальная политика – одна из главных сфер политической деятельности государства, политических партий, публичных организаций, являющихся субъектами политики, задача которой – становление образующих то или иное общество классов, социальных групп, социальных слоев, государственных либо других народных общностей, языковых групп, а также развитие человека» [16, c 1050].

Обширно распространенный как за границей, так и в последнее время и в нашей стране «Словарь социальной работы» Р. Баркера выдает развернутое определение: «Социальная политика – деятельность и принцип общества, формирующие метод, с помощью которого оно вмешивается и регулирует отношения между индивидами, группами, общинами, социальными учреждениями. Данные основы и действия считаются, итогом обычаев и ценностей общества и в большой степени характеризует распределение ресурсов и уровень благополучия его людей» [13, c 300].

Здесь аналогично можно выделить позицию П.Д. Павленка, учитывая мнение которого «Социальная политика государства – это конкретная ориентация и система мер по оптимизации социального становления общества, взаимоотношений между социальными и прочими группами, создание тех или иных критериев для удовлетворения жизненных потребностей их представителей». Данное определение относится к количеству тех, которые трактуют рассматриваемое явление довольно обширно, вбирая в себя, возможно, и содержание иных видов политики [43, с. 494].

Исходя из убеждений политико-правовой трактовки оценивает данное явление В.М. Капицын: «Социальная политика в широком смысле слова означает правящее действие государства, основанное на системе правил (норм), нормативных структур, принимающих решения и организующих деятельность, которая содействует вовлечению в политические процессы разных субъектов. Задача такого действия – способствовать формированию общности интересов широких слоев народонаселения и консолидировать тем самым общество, добиваясь поддержки им деятельности государства». Принципиальным тут является то, что автор акцентирует внимание на управленческое содержание социальной политики государства [37, c. 14].


Взаимосвязь между социальной политикой и социальной защищенностью подчеркивается в работе В.В. Колкова, сформулировавшего следующее определение: «Социальная политика есть причинно обусловленная, ситуативная, динамичная по форме и ориентации деятельность по фактической организации общественной сохранности граждан, стремящихся воплотить собственные потребности и интересы в обществе» [36, c. 493].

Исходя из убеждений И.М. Лаврененко: «Социальная политика – это деятельность по управлению социальной сферой общества, призванная обеспечить жизнь и воспроизводство новых поколений, создать посылы для устойчивости и становления общественной системы и достойной жизни людей» [18, c. 180].

С одной стороны, социальная политика – это искусство соединения человеческих интересов, интересов индивидов и государства, разного значения человеческих общностей, групп в области социальных отношений, а с другой – это система постоянно возобновляющихся взаимодействий государственной власти, негосударственных структур, самой личности связанных с жизнеобеспечением и развитием человека [15, с. 520].

Анализ представленных выше взглядов разных авторов на суть социальной политики указывает, что в любой из приведенных позиций отражена одна из сторон истины.

На базе вышеизложенного можно сформулировать определение: социальная политика – это совокупность идеологических представлений общества и государства о целях социального развития и деятельность по достижению социальных показателей, отвечающих этим целям.

При рассмотрении содержания социальной политики можно ориентироваться на широкий подход: к социальному, относится все, что не классифицируется природным, что выработано в процессе человеческой общественной практики. Наиболее узкой считается точка зрения, которая разделяет сферу производства и непроизводственную, наделяя последнюю статусом социальной сферы [17, с. 50].

Отличие подходов к определению содержания социальной политики отражается в многообразии характеристик социальной статистики: они предоставляют ту совокупность индикатора социального развития общества, которое считается целью социальной политики, представляя собой социальный механизм экономической системы.

В.В. Колков на базе анализа деятельности современных социальных государств заявляет, что структурообразующими составляющими социальной политики считаются социальное обеспечение, социальная поддержка, социальная защита, социальная работа [36, c. 493].