Файл: Экономические реформы в России предоставили возможность многим гражданам самостоятельно обеспечить себе достойный уровень жизни.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2024

Просмотров: 39

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Учитывая мнение И.А. Григорьевой, социальная политика ориентирована на оказание помощи бедным и борьбу с бедностью, развитие социального страхования, работу с молодежью, стимуляцию занятости, активизацию перевода получателей пособий в разряд экономически и социально значимых [23, c. 200].

Осмысленная социальная политика ориентирована на создание, критериев обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие гражданина демократического общества. Человек, его права и свободы считаются высочайшей ценностью. А признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина считается главной обязанностью государства перед населением [19,с. 90].

Главная задача социальной политики – повышение уровня благосостояния и благополучия населения, а также снижение бедности и социального неравенства. Эта задача социальной политики должна решаться в тесном единстве с экономической политикой государства [22, с. 117].

Экономическая и социальная политики неразрывно связаны, и цели и задачи одной невозможно удачно достигнуть без осуществления целей и задач иной. Во-первых, прогрессивная экономика требует грамотной рабочей силы. Во-вторых, доходы населения сформировывают платежеспособный спрос, а последний - основной двигатель роста в рыночной экономике. Увеличение благосостояния, таким образом, - не только итог, но и абсолютно необходимая предпосылка экономического роста. Это положение, ставит социальные задачи в ранг приоритетных [26, с. 160].

Можно выделить следующие главные направления социальной политики:

1. Политика доходов призвана активизировать трудовые усилия населения, направить их на восстановление приоритетных для прогресса народного хозяйства отраслей: науки, системы образования, здравоохранения, промышленности высоких технологий, которые на данный момент приобретают решающее значение. Ведь именно введение высоких технологий, основанных на новых знаниях, выдает беспрецедентное удешевление продукции и услуг.

Государственная политика доходов обязана создавать работникам стимулы к эффективному труду в главных для экономического роста отраслях экономики. Это может помочь прекратить отток наилучших кадров за границу и в частный сектор экономики, где их потенциал почти всегда используется не по предназначению. Необходима наиболее значимая и аргументированная межотраслевая и внутриотраслевая дифференциация заработной платы, преодоление уравнительности, а нередко и произвола нанимателей в оплате труда наемных работников [27, с. 528].


Система социальной защиты должна обеспечивать особый социально приемлемый уровень душевых доходов наиболее нуждающимся членам общества. Относительно активных мер по преодолению диспропорций в оплате труда, целесообразно начинать с улучшения системы оплаты труда бюджетников [44, с. 368].

2. Важнейшее место в социальной политике должна занимать проблема поддержания и обеспечения социально-трудовых отношений. Труду должно быть гарантированно его место базовой социальной ценности.

В данном направлении социальная политика включает мероприятия по содействию занятости населения. В современных условиях данная работа вероятна исключительно в рамках принципа социального партнерства, другими словами на базе совместной работы с предпринимателями (работодателями) и профсоюзами (объединениями наемных работников).

Кроме укрепления уже имеющихся и создания новых рабочих мест одним из путей нахождения «приносящего доход занятия» считается помощь самозанятости, организации малых предприятий на семейной или соседской основе. Естественно, основное в такой деятельности - персональная инициатива возможных предпринимателей, но региональная администрация может поддержать ее методом обеспечения более подходящих стартовых условий, создание позитивного нормативно-правового и инвестиционного климата, защиты от криминалитета, предоставления региональных социальных заказов [24, с. 180].

Признанной в мире социальной технологией поддержки безработному индивиду считается дополнительное обучение либо переобучение с целью приобретения новой квалификации или специализации, наиболее соответствующей требованиям времени. Службы занятости интенсивно реализуют такой вид социальной поддержки [28, с. 416].

3 .На данном этапе социальная политика содержит в себе структурообразующие составляющие: социальное обеспечение, социальную поддержку, социальную защиту, социальную помощь, социальное обслуживание и, соответственно, социальную работу.

Безусловно, центральное место в современных условиях занимает конкретно политика социальной защиты населения.

Возникает правомерный вопрос: отчего в современном обществе появляется надобность социальной защиты населения, от чего и от кого оберегать? От результатов природных и техногенных катастроф; от причин биологического и социального риска, включающих в себя нетипичное демографическое поведение: многодетность, одиночество, бедность и т.п. Таким образом, социальная защита, как и социальная политика, распространяется на все группы населения, в том числе и на ее трудоспособную часть.


Социальная защита может осуществляться в денежной форме в виде пенсий и пособий, а также натуральной форме. Кроме того, путем оказания различного рода услуг лицам, являющимся объектом социальной защиты. Она может иметь как компенсационный, так и профилактический характер [25, с. 160].

Эффективная социальная защита предполагает проведение политики, адекватно реагирующей на социальное самочувствие граждан, способной улавливать повышение социального недовольства и социальной напряженности, а так же, предупреждать возможные конфликты и радикальные формы протеста [35, с. 240].

4 .а) Здоровье нации. Здоровье относится к числу главных и незаменимых социальных ценностей. Его недостаток либо отсутствие не имеют возможности быть полностью компенсированы практически никакими иными благами либо ценностями. Права индивидов в сфере охраны здоровья признаются международным законодательством. Политика в области охраны здоровья помимо прочего имеет возможность осуществляться исключительно всей системой органов управления, а не только органами здравоохранения [11].

Принципиальным фактором здоровья считается уровень и качество питания, которое должно быть рациональным, сбалансированным, отвечать индивидуальным особенностям индивидов, их возрасту и характеру занятий. Этот аспект здоровья сначала затрагивает социальную политику в целом, так как обязательные социальные минимумы, гарантируемые государством, обязаны обеспечивать минимальное количество средств, необходимых для нормального воспроизводства рабочей силы и развития личности.

Не последнюю роль в сфере здравоохранения играет санитарное состояние местности и качество здравоохранения. Ослабление управляемости на всех уровнях, утрата контроля над соблюдением стандартов коммунального обслуживания и качества продуктов ведут к неизменному подъему инфекционной заболеваемости и отдельным вспышкам таких болезней.

б) Образование. Образование относится к числу обязательных атрибутов современного общества, его адекватный уровень характеризует степень возможности для индивида достигнуть успеха, полноценно принять участие в социальном развитии. Образование вносит важнейший вклад не только в распространение знаний, но также в становлении личности обучающихся, воспитание индивидов, отвечающих потребностям общества [3].


В нашей стране накоплены богатые традиции развития образования различных уровней. В условиях прогрессивного социально-экономического упадка в Российской Федерации развитие образования, его адаптация к требованиям общественной действительности и в тот же момент сохранение традиций фундаментального образования, скопленных за десятилетия и столетия предшествующей истории, относятся к важным направлениям социальной политики. Сама образовательная структура представляет собой довольно непростой феномен, так как она включает в себя учреждения государственного, муниципального и негосударственного характера. Их задачей является как обеспечение детям и взрослым возможности получения образования, так и их профессиональная подготовка. Система образовательных учреждений охватывает различные элементы: от дошкольного образования до послевузовских ступеней. Кроме того, имеются различные виды дополнительного образования [33, с 14].

5 .а) Жилье. Жилищная политика считается важной составляющей обеспечения социального развития, в серьезной степени связана не только лишь с экономикой, но также с идеологией социально-экономической тенденцией движения страны. От принятия той или иной идеологии, того или иного направления развития зависит определение целей жилищной политики, средств и способов ее достижения. Плановая экономика не один раз провозглашала целью обеспечение каждой семьи отдельным жилищем. Но в ее рамках было неустранимое противоречие: гарантированное предоставление жилья было связано с продолжительностью его ожидания и умеренными качественными показателями. Нерегулируемая рыночная экономика отвергает обязательства государства перед гражданами по предоставлению жилья, но позволяет его приобретения на рыночных условиях, при этом, как правило, в такие сроки и такого качества, какие может себе позволить потребитель. Противоречие данной модели жилищной политики состоит в том, что основное количество населения имеет доходы, абсолютно не позволяющие удовлетворять жилищные потребности на рыночной базе. Следует заметить, что большая часть социальных стран проводят жилищную политику, обуславливающую предоставление своим малоимущим гражданам дешевого муниципального жилья [6].

б) Транспорт. Транспортная инфраструктура современного города как единая система состоит из частей внешнего и внутригородского транспорта, взаимодействующих друг с другом и обеспечивающих бесперебойное функционирование городских структур. Транспортная инфраструктура представляет из себя сложнейший организм, функционирующий в следствии постоянного улучшения управления со стороны муниципальных и государственных органов власти [7].


Организация маршрутных перевозок, невзирая на произошедшие изменения в социально-экономическом устройстве Российской Федерации, считается приоритетным направлением в реализации социальной политики городов. Маршрутной организации движения подлежат, сначала, все виды пассажирского, а также грузового и специального транспорта. Такой подход уменьшает совместные затраты на содержание городских транспортных сетей и оптимизирует транспортную нагрузку на улично-дорожную сеть города. Транспортная система города должна обеспечивать бесперебойное, безопасное, своевременное перемещение людей и грузов [8].

6. Российская Федерация считается одним из государств, для которых характерны главные типы миграционных проблем. Миграционная обстановка в нашей стране характеризуется довольно огромным притоком мигрантов, среди которых определенную долю составляют беженцы и вынужденные переселенцы. Одновременно достаточно остро стоят вопросы доступа в страну нежелательных, а так же нелегальных мигрантов, и вместе с тем «утечки мозгов» из нашей страны и ряд проблем внутренней миграции [31, с 40].

Разрабатывается долговременная программа «Миграция», согласно которой беженцы расселяются по заранее отобранным регионам, где заблаговременно продумана система их обустройства, создана инфраструктура социальной защиты, рассчитаны необходимые финансовые, материально-технические и кадровые ресурсы, определены источники их обеспечения, в том числе и путем привлечения средств мирового сообщества, правительственных и неправительственных организаций.

Очевидная тесная взаимосвязь государственной миграционной политики и государственной политики регулирования занятости населения. Именно ситуация на рынке труда сформировывает или необходимость в притоке дополнительной рабочей силы, в том числе за счет миграции, или описывает надобность иммиграционного оттока из кризисных и депрессивных районов с высоким уровнем безработицы [34, с. 340].
1.2 Формы реализации социальной политики в муниципальном образовании
Осуществление социальной политики муниципального образования в текущее время переживает значимые перемены, связанные с финансовыми преображениями. Раньше административная система управления не была подкреплена экономическими ресурсами, потому что они распределялись по целевому признаку. Согласовать работу всех структур, а также целенаправленно управлять муниципальным образованием было достаточно трудно. Длительное время излишняя отраслевая квалификация и централизация управления лишали органы местного самоуправления способности оказывать влияние на работу предприятий и непроизводственных структур, находящихся в муниципальном образовании, исключали их эффективное взаимодействие в интересах его становления. Управление практически производилось по отраслевому принципу, согласно с которым распределялись и денежные ресурсы. При формировании местного бюджета не учитывалась структура городских объектов, прежде всего обслуживающей и социальной сфер [5].