Файл: Экономические реформы в России предоставили возможность многим гражданам самостоятельно обеспечить себе достойный уровень жизни.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2024

Просмотров: 46

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Все вышеизложенное совместно со слабой координацией предприятий и их изолированностью вызывало диспропорции в развитии муниципального образования, особенно остро стояли проблемы социального, демографического и экономического характера. Так, становление социальной инфраструктуры значительно отставало от развития производственной сферы [35, с. 340].

В настоящее время значительную роль в решении задач социальной политики начинают играть органы местного самоуправления. Так как, именно они осуществляют управление в муниципальном образовании, проводят в нем социальную политику, создают условия, а так же возможность для самоорганизации граждан, решая социально-экономические задачи. Социальная политика на муниципальном уровне - главная составляющая социальной политики, осуществляемой различными субъектами в социальном государстве [4].

Местное самоуправление в системе государственных органов призвано гарантировать комплексное решение вопросов обслуживания населения, содействовать достижению тем самым в обществе политической и социальной стабильности [2].

Социальная политика органов местного самоуправления как основанная часть деятельности органов социального государства содержит в себе:

1. Назначение и выплату пенсий, пособий.

2. Содействие и помощь обеспечению занятости трудоспособного населения.

3. Предотвращение понижения реальных доходов с помощью создания систем социальной адресной помощи.

4. Поддержку малоимущих групп населения по приобретению и содержанию жилья.

5. Создание условий для реабилитации инвалидов и развития социальной инфраструктуры.

6. Контроль за работой органов медико-социальной экспертизы.

7. Установление опеки и попечительства.

8. Организацию общественных работ.

9. Предоставление в пределах своих полномочий льгот и преимуществ, связанных с охраной материнства и детства; помощь созданию необходимых жизненных условий для уволенных в запас военнослужащих и их семей.

10 Проведение мероприятий по летнему оздоровлению детей-инвалидов и детей из малообеспеченных семей.

11 Развитие муниципальной системы здравоохранения; осуществление мероприятий, направленных на сохранение и совершенствование уровня здоровья населения.

12 Создание благоприятных условий для рождения и воспитания детей, защиты их прав.


13 Охрану материнства, отцовства, детства.

14 Общедоступность дошкольного, общего и среднего профессионального образования в государственных и муниципальных учреждениях [36, с. 138].

Понятие «социальные основы местного самоуправления» в основополагающих законах отсутствует. Тогда как практика решения социально значимых проблем на местном уровне в нашей стране вызвала к жизни потребность в разработке данной категории. Исследование имеющихся в литературе наработок, а также результаты анализа позволяют сформулировать ряд принципиальных методологических положений:

1. Ведущую роль в обустройстве человеческой жизни на местном уровне играют органы самоуправления. Они должны знать нужды человека и своевременно оказывать поддержу и помощь, потому как, где удовлетворяются первоочередные потребности человека, формируется личность.

2. Привлечение граждан к решению местных проблем формирует у них мотивацию, направленную на разумное использование имеющихся ресурсов – природных, интеллектуальных, кадровых и др., относящихся к числу нетрадиционных.

3. Органам местного самоуправления должна принадлежать инициирующая и стимулирующая роль в организации социальной активности жителей.

4. Местное самоуправление должно более точно оценить степень приоритетности тех или иных социальных задач на данной территории, следовательно, и как следует достигнуть наиболее высокой эффективности в расходовании крайне ограниченных средств на решение социальных задач.

5. Разрешение социальных проблем на муниципальном уровне обуславливает значительную экономию времени на достижение поставленных социальных целей и задач по сравнению с мероприятиями более значимых уровней управления.

6. Органы местного самоуправления имеют все шансы быть наиболее жестко проконтролированы населением, чем регулирующие органы более высоких уровней (регионального или федерального) [38, с. 140].

Исходя из того, что целью, мерой и предметом социальной политики как таковой считается человек, его развитие и защита, то исследованию и регулированию должен подвергаться, в первую очередь, местный уровень. Действительно, ведь именно по месту проживания люди получают работу, заработную плату, пенсии, социальные выплаты и пособия. Здесь они рожают и воспитывают детей, получают образование, медицинскую помощь. Конкретно на местах получают реальное олицетворение всех трех уровней социальной политики – федерального, регионального и собственно местного [29, с. 345].



Таким образом, с позиции целевого назначения местный уровень – наиболее значимый, вместе с тем федеральная и региональная социальные политики выполняют функцию его обеспечения. Государство в лице федеральных и региональных органов власти выступает как главный институт описывающий, планирующий, координирующий и характеризующий усилия всех органов управления и систем регулирования социальных процессов. Поэтому неслучаен тот факт, что в последние годы уделяется самое пристальное внимание категории «местная социальная политика», а обозначенное понятие начинает постепенно входить в нормативные документы, в том числе и на муниципальном уровне [39, с. 494].

Социальные функции органов местного самоуправления довольно трудоемки и многогранны, и в этом содержится источник огромного количества проблем, противоречий и трудностей, в том числе при проведении сильной социальной политики – федеральным центром, субъектами Российской Федерации и органами местного самоуправления. По мере того как возрастают масштабы и трудности социальных функций требуется их соответствующее укрепление за уровнями управления обществом двух видов социального регулирования – федеральным центром, республиками в составе России, областями и краями, автономными образованиями, а также более чем 11 тысячами структур местного самоуправления [30, с. 321].

Долголетняя российская и зарубежная политика дала возможность сформулировать принцип субсидиарности или выделенной компетентности. Его суть состоит в том, что часть функции по регулированию процессов жизнедеятельности в стране реализуется законодательными и исполнительными органами федерального центра, другая часть – субъектами Российской Федерации, а часть вопросов переданы для разрешения местным органам представительной и исполнительной власти. Принято, в частности, что вопросы пенсионного обеспечения, высшего образования и другие находят решение органами государственной власти. Трудности дошкольного воспитания, досуговой деятельности, укрепление санитарного состояния, пожарной безопасности и охраны общественного порядка лучше всего решать на местном уровне. Согласно с этим принципом разрешаются помимо прочего, вопросы материального и финансового обеспечения социальных мероприятий [20, с. 250].


Главные функции, исходящие от органов местного самоуправления и направленные на жизнедеятельность, в конце концов, реализуются в местах проживания людей. Однако, согласно принципу субсидиарности, местная власть в решении одних проблем участвует посредством создания условий, в других – соучастием, в третьих – осуществляя контроль, в четвертых – все организацию дела принимает на себя [32, с 493].
1.3. Правовые основы реализации муниципальной социальной политики
Законодательство Российской Федерации в области социальной политики выделяет главные направления обеспечения прав граждан Российской Федерации, закрепленных в Конституции. В связи с этим действующее российское законодательство в сфере социальной политики, можно условно классифицировать, взяв права граждан, признанные статьей 3 Конституции Российской Федерации, в сфере:

 трудовых отношений и прав граждан на отдых ("Трудовой кодекс Российской Федерации" от 30.12.2001 N 197-ФЗ, Закон РФ от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации", Федеральный закон от 23.02.1995 N 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах", Федеральный закон от 24.10.1997 N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" и др.);

 социального обеспечения (Федеральный закон от 28.12.2013 N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации", Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", Федеральный закон от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" и др.);

 жилищной политики ("Жилищный кодекс Российской Федерации" от 29.12.2004 N 188-ФЗ, Закон РФ от 25.06.1993 N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", Закон Российской Федерации от 4 июля 1991 г. № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», Федеральный закон от 16.07.1998 N 102-ФЗ "Об ипотеке (залоге недвижимости)" и др.);

 здравоохранения (Закон РФ от 28.06.1991 N 1499-1 "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации", Закон Российской Федерации от 9 июня 1993 г. № 5142-I «О донорстве крови и ее компонентов», "Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан" (утв. ВС РФ 22.07.1993 N 5487-1) и др.);

 экологии (Закон РФ от 15.05.1991 N 1244-1"О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", Федеральный закон от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и др.);


 образования (Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 02.03.2016) "Об образовании в Российской Федерации" и др.);

 культуры (Закон Российской Федерации от 9 октября 1992 г. № 3612-I

«Основы законодательства Российской Федерации о культуре», Федеральный закон от 26.05.1996 N 54-ФЗ "О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации", Федеральный закон от 22.08.1996 N 126-ФЗ "О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации" и др.).

Статья 114 Конституции Российской Федерации устанавливает полномочия Правительства Российской Федерации по проведению в стране единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, соцобеспечения, экологии. Основным направлением политики в социальной сфере считается забота о человеке, создание условий для его достойной жизни и его всестороннего развития.

В целях реализации основных положений Конституции Российской Федерации, гарантирующих социальные права граждан Российской Федерации, Федеральным Собранием Российской Федерации разработано и принято более 30 федеральных законов, некоторая часть из которых уже упомянута выше. Ответственные федеральные органы исполнительной власти путем исполнения подзаконных актов Президента Российской Федерации (Указы и Распоряжения) и Правительства Российской Федерации (постановления и распоряжения), направленных на реализацию действующего российского законодательства в социальной сфере, а также собственных актов федеральных органов исполнительной власти в данной сфере осуществляют реализацию правовых основ социальной политики на федеральном уровне.

Региональный уровень характеризует направления и механизмы реализации социальной политики в определенном субъекте Российской Федерации методом разработки и принятия актов законодательных (представительных) и исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации.

Основные полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области социальной политики определены Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации».

Местный уровень определяют муниципальные акты. Основные полномочия органов местного самоуправления муниципальных образований в области социальной политики определены Конституцией Российской Федерации и Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации.