Файл: Ленинградской области.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2024

Просмотров: 11

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Но, с другой стороны, боль, причиняя страдания, раздражает, отвлекает человека, а действуя продолжительное время, оказывает влияние на всю его деятельность, делает его более уязвимым перед неблагоприятными воздействиями окружающей среды. Однако человек способен справиться с болью, даже с очень сильной. Сосредоточившись на решении каких-либо жизненно важных задач, он может на время забыть о боли.

Холод. Снижая физическую активность и работоспособность, холод оказывает воздействие и на психику человека. Цепенеют не только мышцы: цепенеет мозг, воля, без которой любая борьба обречена на поражение. Поэтому в зоне низких температур деятельность человека начинается с мер по защите от холода: со строительства убежищ, разведения огня, приготовления горячей пищи и питья.

Жара. Высокая температура окружающей среды, в особенности прямая солнечная радиация, вызывает в организме человека значительные изменения. Перегрев нарушает функции органов и систем, ослабляет физическую и психологическую деятельность. Особенно опасно воздействие высоких температур при недостатке питьевой воды, ибо в этом случае происходит обезвоживание организма. Постройка солнцезащитного тента, ограничение физической активности, экономное использование запаса воды — все эти меры значительно облегчают положение людей, терпящих бедствие в пустыне или тропиках.

Жажда. Являясь нормальным сигналом о нехватке жидкости в организме, не удовлетворенная жажда становится серьезной помехой в случае автономного существования. Все помыслы и желания человека сосредотачиваются на единой цели — избавиться от этого мучительного чувства.

Голод. Совокупность ощущений, связанных с потребностью организма в пище, можно рассматривать как типичную, хотя и несколько замедленную, стрессовую реакцию. Известно, что человек может в течение продолжительного времени обходиться без пищи, сохраняя работоспособность, однако, многодневное голодание, особенно при одновременном недостатке воды, ослабляет организм, снижает его устойчивость к воздействию холода, боли.

Переутомление. Это своеобразное состояние организма возникает после длительного физического или психологического напряжения и таит в себе потенциальную опасность, поскольку притупляет волю человека, делает его уступчивым к собственным слабостям.

Избежать переутомления и быстро восстановить силы позволяют правильное распределение физических нагрузок, а также своевременный отдых, который надо стараться делать как можно более полноценным.


Страх. Чувство, вызываемое действительной или кажущейся опасностью, ожиданием гибели, страдания, боли называется страхом. Это одна из форм эмоциональной реакции. В условиях автономного существования нередко чувство страха связано с неизвестностью, собственной слабостью, ожиданием нападения зверей и пр. Вместе с тем, чувство страха является своеобразной системой предупреждения об опасности, сигнализирующей о необходимости применения мер по устранению угрозы для жизни.

Эмоциональная реакция человека на ту или иную опасность зависит во многом от его воли, внутренней собранности, умения побороть инстинкт самосохранения. Если получится подавить и контролировать страх, он превращается в своеобразный катализатор энергии и решительности. В минуту опасности организм становится подобным взведенной пружине. Мозг начинает работать быстрее, слух становится острее, а мышцы словно наливаются неведомой силой. Но стоит поддаться страху — и он превратится в опасного врага, подчинив все мысли и поступки.
Какую же тактику следует избрать, оказавшись в экстремальной ситуации? Отправиться немедленно в путь навстречу помощи — или ожидать ее пассивно? Если обстановка не требует немедленного ухода с места происшествия, лучше остаться, организовать лагерь, построить надежное укрытие. Это поможет защититься от непогоды и в течение длительного времени сохранить силы, что особенно важно при наличии в группе раненых. Кроме того, в условиях лагерной стоянки значительно легче организовать охоту, рыбную ловлю, сбор ягод, грибов и других дикорастущих съедобных растений. В ряде случаев такая тактика облегчит действия поисково-спасательной службы, получившей информацию об аварии в конкретном районе.


Приняв решение остаться на месте, нужно составить подробный план дальнейших действий. При разработке плана следует предусмотреть:

• организацию временного лагеря;

• распределение обязанностей между членами группы;

• проведение разведки на местности и определение местоположения группы;

• обеспечение сигнализации и связи.

В условиях автономного существования, когда возможны самые разнообразные ранения — переломы, ушибы, ожоги и т. д. — знание приемов само- и взаимопомощи особенно необходимо, ибо приходится рассчитывать только на свои силы.

Люди, оказавшиеся в чрезвычайных ситуациях, своими действиями могут ухудшить состояние пострадавшего. Поэтому необходимо знать, чего делать нельзя:


• трогать и перетаскивать пострадавшего на другое место, если ему ничего не угрожает;

• вправлять выпавшие органы;

• давать воду находящемуся без сознания;

• прикасаться к ране руками;

• удалять видимые инородные тела из брюшной, грудной или черепной полости;

• оставлять пострадавшего лежать на спине без сознания, особенно при тошноте и рвоте;

• снимать с пострадавшего одежду и обувь (ее следует разрезать или разорвать);

• позволять пострадавшему смотреть на свою рану.

При оказании помощи необходимо соблюдать строгую очередность действий. В первую очередь должны быть устранены причины, непосредственно угрожающие жизни людей или способствующие дальнейшему ухудшению состояния их здоровья. Пострадавших надо вынести из зоны поражения и немедленно приступить к оказанию первой медицинской помощи по жизненным показаниям: остановить кровотечение, провести искусственное дыхание, закрытый массаж сердца. После того, как эти неотложные меры увенчались успехом, можно переходить к следующим действиям: очистить рану, наложить повязку, провести иммобилизацию сломанной конечности, ввести обезболивающие средства, удобно разместить и успокоить пострадавшего.

Уметь оказать первую медицинскую помощь — значит, спасти жизнь и здоровье людей!

2. Отработка моделей поведения в ЧС при проведении профессиональных работ

Для гр.121. Задание «Отработка алгоритмов и умений эффективных действий в ЧС»

1). Познакомиться с экстремальными факторами выживания

2). Разработать алгоритм действий в условиях вынужденной природной автономии по условиям карточки с индивидуальным заданием (Когда человек оказывается наедине с природой, всегда есть опасность появления чрезвычайной ситуации: 1 - потеря ориентировки; 3 - потеря коллектива; 3 - авария транспортного средства и другое):

Задача 1. Приняв решение остаться на месте в экстремальной ситуации, нужно составить подробный план дальнейших действий. При разработке плана следует предусмотреть следующее.

Задача 2. В условиях автономного существования, когда возможны самые разнообразные ранения — переломы, ушибы, ожоги и т. д. — знание приемов само- и взаимопомощи особенно необходимо, ибо приходится рассчитывать только на свои силы.

Люди, оказавшиеся в чрезвычайных ситуациях, своими действиями могут ухудшить состояние пострадавшего.
Поэтому необходимо знать, чего делать нельзя:

(Сделать выводы по задаче 1 и 2).

Для гр.171, 172. Задание. «Отработка моделей поведения при ЧС»

Задача 1. Изучение и отработка моделей поведения в условиях вынужденной природной автономии. Ситуация: Вы поехали из города в соседний районный центр в социальное учреждение. Внезапно у вас сломался автомобиль. Стемнело. Вы находитесь на берегу водоема, вокруг лес. Вам необходимо сориентироваться и добраться до ближайшего населенного пункта. Ваш автомобиль не заводится, но в нем есть карта или навигатор. Вас двое. Повреждений нет. На улице туман и холодно.

Задача 2. Отработайте алгоритм действий при ЧС или катастрофе. Ситуация: для коллектива, в котором вы работаете, была организована туристическая поездка в горы. Одна из девушек во время экскурсии сошла с туристической тропы и заблудилась в лесу. Гид предложил вашей группе организовать поиски пропавшей туристки своими силами. Вы нашли девушку. Она травмировала ногу, сильный ушиб с вывихом. Какова последовательность ваших действий? Задача 3. Вынос пострадавшего из задымленного помещения. Ситуация: возник пожар в социальном учреждении. Отработайте алгоритм оказания помощи пострадавшему.