Файл: Теоретические основы информационных технологий, как помощник в усвоении школьниками начальных классов полученной информации.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2024

Просмотров: 11

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Глава 1. Теоретические основы информационных технологий, как помощник в усвоении школьниками начальных классов полученной информации.

Для начала, давайте разберемся, сто такое информационные технологии, какова у них главная роль в образовательном процессе для начальной школы.

«Информационные технологии – это совокупность знаний о способах и средствах работы с информационными ресурсами, и способ сбора, обработки и передачи информации для получения новых сведений об изучаемом объекте» (по И.Г. Захарова).

Информационная технология – это технологии, которые преподаватель использует в процессе обучения. Они в себя включают программы, технических средств. Например, фильмы, аудио– и видеокниги, компьютеры, планшеты и другое оборудование, которое может быть использовано для передачи информации в электронном виде.

Информационные технологии неразрывно связаны с наличие персонального компьютера и применением компьютерных технологий.

Компьютерные технологии - это особого рода «палочка выручалочка», так многие называют вспомогательные средства, которые используются в процессе обучения.

С помощью компьютера учитель делится с обучающимися информацией, переведенной в цифровой формат. Так передача информации – это передача знаний от учителя к обучающемуся.

Информационные технологии с современном мире предоставляют возможность:

  1. Организовать высокую степень познавательной деятельности обучающихся в момент учебного процесса.

  2. Сделать процесс обучения наиболее эффективным, привлекая в несколько видов восприятия обучающихся, например, мультимедийный формат, тем самым вооружая интеллект обучающихся новым инструментом

  3. Позволяет построить более открытую систему образования, которая обеспечивает каждого обучающегося собственным направлением в процессе обучения.

  4. Вовлечь в процесс наиболее активного обучения каждого обучающегося в классе, так как все индивидуальны, и имеют разные способности и стиль обучения.

  5. Использовать специальные свойства компьютера, позволяющие сделать процесс обучения более индивидуальным.

Основная ценности информационных технологий состоит в том, что они позволяют создать наиболее яркую интерактивную среду обучения с практически неограниченными возможностями. И благодаря компьютерным технологиям эта возможность оказались в распоряжении учителя, а в последствии и ученика. Основная роль учителя – это передача имеющихся у него знаний подрастающему поколения.


Выделяют восемь основных типов компьютерных средств, которые используются в обучении (по А.В. Дворецкой)

  1. Презентация – которая включает в себя анимацию, аудио- и видеофрагменты, элементы интерактивности. Для создания презентаций используются такие программные средства: как PoverPoint или Open Impress.

  2. Электронные энциклопедии – это аналог обычных справочно-информационных изданий – энциклопедий, словарей, справочников и так далее.

  • они поддерживают удобную систему поиска по ключевым словам и понятиям;

  • удобная система навигации на основе гиперссылок;

  • возможность включать в себя аудио- и видеофрагменты.

  1. Дидактический материал – сборники задач, диктантов, упражнений, а также примеров рефератов и сочинений, представлены в электронном виде.

  2. Программы-тренажеры, которые выполняют функции дидактических материалов и могут отследить ход решения и сообщать об ошибках.

  3. Система внутреннего эксперимента – это программные комплексы, которые позволяют обучаемому проводить эксперименты в «виртуальных лабораториях». Главное их преимущество –безопасность.

  4. Программные системы контроля знания, к ним можно отнести опросники и тесты. Основной плюс – это быстрая и автоматизированная обработка полученных результатов. Минус – негибкая система ответов, так как она не позволяет проявить творческие способности обучающихся.

  5. Электронные учебники и учебные курсы – объединяют в единое все или несколько вышеперечисленны типов.

  6. Обучающие игры и различные развивающие программы – это интерактивные программы с игровым сценарием.

Выделяют несколько типов уроков по способу использования информационных технологий (по А.Г. Козленко)

  1. Уроки, на которых компьютер используется в демонстрационном режиме (компьютер у учителя и проектор в классе).

  2. Уроки, на которых компьютер используется в индивидуальном режиме (урок в компьютерном классе, без входа в Интернет).

  3. Уроки, на которых компьютер используется в индивидуальном дистанционном режиме (урок в компьютерном классе, с выходом Интернет).

Таким образом, применение информационных технологий на уроках в начальной школе носит щадящий характер. При планировании урока, учитель должен тщательно продумать цель, место и способ использования информационных технологий. Информационные технологии – это только помощник в преподнесении информации, основная задача все равно остается на учителе. Современный учитель – это проводник между знаниями и обучающимися, и то, как он преподнесет информацию зависит интерес и стремление класса к обучению.




    1. Информационные технологии, используемые на уроках в начальной школе.

Рассмотрим, несколько основных варианта применения информационных технологий, применяемых в образовательном процессе в начальной школе.

  1. Урок с мультимедийной поддержкой (в классе используется компьютер, который учитель использует в качестве «электронной доски»). Основная цель учителя – сформировать у обучающихся навыки нахождения нужной информации. Это в свою очередь достигается с помощью подготовки проектов, они могут быть как индивидуальные, так и групповые. Их тема может быть связана с учебными дисциплинами (предметами), а также с событиями и проблемами окружающей нас действительности. Кроме того, защита проекта требует выработки у обучающихся навыков публичного выступления, дисконтирования, умения аргументировать и отстаивать свою точку зрения. Работа преимущественно осуществляется в группе и требует владения особыми навыками коллективной работы и общения. Создание мультимедийного проекта – это мощный инструмент, позволяющий формировать у обучающихся необходимые знания, а также развивать мотивацию учебной и внеурочной деятельности.

  2. Урок с компьютерной поддержкой (в классе несколько компьютеров, за которыми обучающиеся работаю группами или по очереди), как правило это классы информатики. Обучающиеся работают с готовой программой, которая наряду с научно-познавательным текстом, рисунками, включает задания для практической работы, тестирования и контрольных упражнений. Таким образом, можно провести индивидуальный и полный анализ уровня знаний обучающихся, и дать им объективную оценку. Что в свою очередь помогает выявить слабые и сильные стороны в усвоении обучающимися знаний, которые они получили на уроках. С их помощью у учителя все чаще у учителя появляется возможность создавать собственные тесты различной сложности, не обращаясь к программированию. Использование различных тестов приобретает новую актуальность в связи с необходимостью подготовки обучающихся к тестированию, а зв последствии, в старших классах в ИГЭ и ЕГЭ.

  3. Урок, интегрированный с информатикой (3-4 классы). Основные задачи такого урока: отрабатывать учебный материал, используя персональный компьютер для создания кроссвордов, таблиц. В общем, расширять знания у обучающихся по изучению тем за счет использования компьютера. Неограниченные возможности использования информационных технологий представляет и внеурочная деятельность. Один из основных активных методов – деловая игра, которая использующая имитацию реального изучаемого объекта для создания у обучающихся наиболее полного ощущения реальной деятельности. Деловая игра позволяет:


  • имитировать объект

  • существует много вариантов решения

  • реализовать в процессе игры «цепочку решений»

  • достижение цели всем игровым коллективом.

При подготовке к урокам и внеклассным мероприятиям преподаватель прибегает к использованию электронных учебных курсов, таких как

  • мультимедийный курс;

  • презентации;

  • логические игры;

  • тесты;

Для успешного восприятия обучающимися информации полученной с помощью информационных технологий преподавателю необходимо уметь:

  • знания в обработке текстовой, графической и звуковой информации, при помощи соответствующих редакторов для подготовки дополнительного материала и процессов, связанных с их подачей.

  • умение работать в программе Power Point для создания слайдов к проведению урока

  • научить обучающихся правильному обращению с электронными учебниками на уроке

  • применять в процессе обучения различные программные средства (обучающие, закрепляющие, контролирующие)

  • уметь искать необходимую информацию для урока в Интернете (подборка мультимедийных презентаций, демонстрация с использованием проектора)

Мультимедийная презентация – это программный продукт, который может содержать текстовые материалы, фотографии, рисунки, слайд-шоу, звуковое сопровождение, видеофрагменты и анимацию. Презентация является одним из основных и легко усваиваемых способов предоставления информации.

Научно доказано, что основное количество людей запоминает только 5% (пять) услышанного и 20% (двадцать) увиденного. Однако при одновременном использовании аудио- и видеоинформации, процент запоминания повышается до 40% (сорока) – 50% (пятидесяти). А экономия времени, в свою очередь, которая необходима на изучение конкретного материала, составляет в среднем 30% (тридцать), а знания, полученные таким образом сохраняются значительно дольше, за счет создания ассоциативного ряда.

На основании чего можно утверждать, что уроки с использованием информационных технологий наиболее продуктивны, в плане восприятия и запоминания полученной информации.

    1. Преимущества и недостатки включения в учебный процесс информационных технологий на уроках в начальной школе

Как мы рассмотрели выше, информационные технологии могут применятся при:

  • индивидуализации обучения (возможность подстраивать сложность подачи информации в зависимости от способностей обучающегося)

  • проведение самостоятельной работы обучающихся (создание тестов с вариантами ответа с различными уровнями сложности и их анализ)

  • увеличение объема пройденного материала на уроке за счет большего процента усвоения информации

  • повышение интереса к урокам за счет включения в работу игрового момента: решить пример, чтобы перейти к следующему уровню или при постановки правильной букву в слово – открывается пазл.


Использование информационных технологий на уроках дает возможность учителю раздвинуть привычные границы и создать новый и увлекательный процесс. Процесс, в котором сила воображения поможет раздвинуть пространство класса и погрузить обучающихся в яркий и красочный мир познаний. Преподнесение информации в таком формате вызывает у обучающихся эмоциональный подъем, и отстающих в классе становится намного меньше, так как все принимают участие в процессе игры.

Однако, как бы не были велики положительные стороны уроков с применением информационных технологий, существуют и минусы:

  • компьютерная неграмотность преподавателя (к сожалению, не весь преподавательский состав в школе хорошо владеет компьютерными программами, так как большинство осваивало технику уже во взрослом, сознательном возрасте);

  • недостаток времени для подготовки у уроку с использованием информационных технологий (создание презентаций и тестов в электронном формате занимает больше времени, чем взятие уже готовых из сборников);

  • есть вероятность, что преподаватель, сильно увеченный информационными технологиями, полностью перейдет на информационный метод предоставления информации (необходимо четко понимать, в какой момент необходимо использование информационных технологий, а когда учебного материала из книг);

  • обучающиеся могут часто отвлекаться на игры и музыку (при постоянном использовании презентаций, видеороликов и различных картинок, обучающиеся теряют концентрацию внимания, воспринимают все как игру).

На основании вышеизложенного, можно сделать вывод, что применения информационных технологий на урока имеют как положительные стороны, так и отрицательные. Однако, отрицательные стороны можно превратить в положительные, а побочные эффекты в свою очередь свести к минимуму, в прочем, как и наоборот. Использование информационных технологий в начальной школе должно быть продуманным и нацеленным на конкретный результат, вносить в урок элемент игры, а не превращать урок в игру. Преподаватель, в первую очередь должен учитывать возраст, психологическое состояние и компьютерную грамотность обучающихся. Только в этом случае применения информационных технологий даст положительный результат и поможет лучше настроить общение преподаватель – обучающийся.


    1. Степень вовлеченности учеников на уроках в начальной школе без использования информационных технологий