Файл: Теоретические основы информационных технологий, как помощник в усвоении школьниками начальных классов полученной информации.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2024

Просмотров: 12

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Сложно переоценить период школьной жизни. От того, как проходят школьные годы, особенно в начальной школе, зависят многие личностные качества человека, которые формируются у него в этот период. Одна из главных задач школьного обучения – помочь сформировать у школьников психологический механизм, который позволит им в дальнейшем самореализоваться и приобрести новые жизненные навыки, а главное развить те из них, которыми он уже обладает. Основная задача школы, и педагога в первую очередь, привить тягу к знаниям не только в период обучения, но и в дальнейшей, взрослой жизни. Есть правильная поговорка «ученье свет, не ученье тьма». Человеку на любом этапе необходимо получать те или иные знания и развиваться достигая поставленных целей. Всё это идет с начальной школы и сопровождает нас на протяжении всей жизни. Поэтому так важно вовлечь «вчерашних дошколят» в учебный процесс и сделать его для них интересным и познавательным.

Современные обучающиеся начальных классов имеют огромный потенциал и навыки, которые они приобрели благодаря современно развивающемуся миру. Поэтому основная задача школы – «научить учиться». Начальная школа – это период в который происходить развитие школьной мотивации, от которой в свою очередь зависит их уровень познавательных способностей в будущем.

В современных школах вопрос о мотивации обучающихся – основной. Так ка же мотивировать на изучение нового и привлечь их внимание. Начальные классы – фундамент, который закладывается на долгие годы, а так же это самый благоприятный возраст, что бы заложить основу для умения и желания учится.

Мотив – (от лат. movere – приводить в движение, толкать) – внутреннее побуждения личности к тому или иному виду активности, связанное с удовлетворением определенной потребности, субъективная причина (осознанная или неосознанная) того или иного поведения, действий человека.

Мотивация – совокупность мотивов, побуждений, определяющих содержание, направленность и характер деятельности личности, ее поведение.

Основную мотивационную роль обучающиеся получают при помощи отметок, однако у школьников 1-2 классов эта роль преувеличена. По данным психолога Л.И. Божович, «они воспринимают отметку как оценку своих стараний, а не качества проделанной работы. Отметка в качестве ведущего мотива обучения выступает у более половины младших школьников. У трети преобладает престижный мотив, в познавательный интерес называется редко.» Данная ситуация не является благоприятной для процесса обучения, так как трудолюбие и ответственность обучающихся связана только с отметоками, а познавательный интерес намного меньше.


В 3-4 классах у обучающихся появляется больше своих обязанностей и их старательность еще уменьшается. Психолог М.В. Матюхина отмечает, «что не все мотивы осознаются младшими школьниками в одинаковой степени.».

Рассмотрим основные направления формирования мотивов: эмоциональный, мотивационно-целевой, познавательный.

Задача эмоционального направления состоит в том, чтобы вызвать у обучающегося любопытство к познавательному процессу. Здесь основная задача учителя настроить работу в классе, что бы усилить данный вид мотива, а помочь ему в этом может:

  • создание положительного настроения на уроке через создание доброжелательной и доверительной атмосферы.

  • яркая, интересная, эмоциональная речь учителя, создающая положительный настрой обучающихся.

  • изучение нового материала с опорой на уже имеющиеся знания.

  • интересное начало урока (музыкальный фрагмент, небольшое стихотворения, видео).

Мотивационно-целевое направления решает задачу обучения целенаправленно, так, например, осознание целей учения и их реализация. К ним можно отнести:

  • совместная с обучающимися работа по осмыслению и принятию цели предстоящей деятельности и постановке учебных задач;

  • предоставление права выбора через различные задания, дозированность и вариантность домашних заданий, совместное планирование деятельности на уроке;

  • реакция на ошибку через прием «Лови ошибку», как выявление причин ошибок и определение последующих действий;

  • практическая направленность через соотнесение учебного материала с конкретной жизненной ситуацией.

Познавательное направление нацелено на формирование учебной деятельности, которая характеризуется умением самостоятельно выделять учебную задачу (проблему) и овладевать новыми навыками учебных действий. Она может быть реализована при помощи:

  • включение обучающихся в коллективную деятельность через организацию работы в группах, в парах, игровые и соревновательные формы, взаимопроверку, коллективный поиск решения проблемы, прием «метод проб и ошибок», оказание обучающимися взаимной помощи;

  • необычная форма преподнесения материала, нестандартная форма проведения урока;

  • создание проблемной ситуации, сотрудничество на уроках через совместное решение проблем и разрешение противоречий;

  • привлечение обучающихся к оценочной деятельности через отзывы обучающихся об ответе других, оценка промежуточных достижений;

  • стимулирование деятельности через словесное поощрение, благодарность, выставку лучших работ, назначение помощника в классе.


Начальная школа, закладывает фундамент не только знаний, но и заинтересованности в их получении. Безусловно, от преподавателя зависит почти 90% вовлеченности, а также мотивации обучающихся к учебному процессу. То, на сколько преподаватель любит свою работу, ответственно подходит к процессу обучения, зависит вовлеченность, а, следовательно, успеваемость и дальнейший интерес к учебе, познанию, саморазвитию обучающихся. Самый простой способ заинтересованности, которые может применить преподаватель на уроках, можно отнести:

  • использование разных методик преподавания

  • создание дружественной и доверительной атмосферы

  • современные технологии – наш помощник

  • возможность свободы выбора обучающимися на уроках

  • элемент игры

  • влияние на жизнь.

С помощью мотивации преподаватель повышает интерес к теме, уроку и дисциплине в целом. Интересное преподнесение информации – залог успеха и вовлеченности класса в работу. Учитель – проводник к мир знаний, а так же главный их источник.


    1. Уровень усвоения информации учениками на уроках в начальной школе с использованием информационных технологий.

Основная цель внедрения современных информационных технологий в образовательный процесс – это появление новых видов учебной деятельности.

Начальная школа является фундаментом. От качества образования в начальной школе зависит дальнейшее обучение ребенка, его интерес к получению новых знаний, что в свою очередь накладывает огромную ответственность на первого учителя.

Для положительного результата в применении информационных технологий на уроках, преподавательский состав начальной школы составляет компьютерные задания с содержанием учебного материала и программой его преподавания. Преподаваемый материал помогает развить навыками обращения с компьютером на уровне, необходимом для выполнения заданий.

В двадцать первом веке мы вступили в информационную эпоху, которая ставит перед школьным образованием новую проблему – подготовить обучающихся к жизни в быстро развивающемся мире.

Использование современных информационных технологий на уроках в начальной школе позволяет перейти об объяснительного-иллюстрированного способа обучения к деятельному, при котором сами обучающиеся принимают активное участие.


Внедрение современных информационных технологий в образовательный процесс позволит учителю реализовать, а обучаемому впитать:

  • отработать глубину и прочность знаний, закрепить умения и навыки в различных областях;

  • развить технологические мышление, самостоятельно планировать свою учебу, самообразовываться;

  • воспитать привычки четкого следования требованиям технологической дисциплины в организации занятий.

Анализ занятий с использованием мультимедийных презентаций показал, что повышается мотивация, увеличивается процент усвоения, облегчается овладевание сложным материалом.

Так, например, применение на уроках компьютерных тестов, проверочных работ в игровой форме, позволит учителю за короткое время получить объективную картину усвоения пройденного материала обучающимися и своевременно его скорректировать. Такие уроки позволяют разрядить обстановку, и оживить учебный процесс.

Экран притягивает внимание, которого сложно добиться при фронтальной работе в классе. При объяснении, повторении, закреплении материала, проведении тестов, контрольных работ, олимпиад и внеклассных занятий. Обучающийся вовлекается в этот процесс и становиться ищущим, жаждущим знаний, творческим, настойчивым и трудолюбивым. Уроки с применениям информационных технологий не только расширяют и закрепляют полученные знания, но и повышают творческий и интеллектуальный потенциал обучающихся.

Внедрение данных технологий является перспективным, так как:

  1. Повышается эффективность проведения урока.

  2. Организуется процесс индивидуального опроса.

  3. Значительно усиливается интерес обучающихся к уроку.

Таким образом, можно подвести своеобразную черту и сказать, что внедрение современных информационных технологий в учебный процесс в начальной школе позволяет в доступной форме использовать познавательные и игровые потребности обучающихся для создания познавательных процессов и развития индивидуальных качеств.

Мы убедились, что применения информационных технологий на уроках, это учебный процесс направленный на развитие логического мышления, воображения, самостоятельности. Обучающиеся заинтересованы, приобщены к творческому поиску решений. В свою очередь эмоциональный фон урока становится более благоприятным, что важно для учебной деятельности.

Но так же стоит отметить, что не стоит безмерно увлекаться применениям информационных технологий на уроках. Непрерывная длительность занятий для обучающихся 1 классов не должна превышать 10 минут от урока, с 2 по 4 классы – 15 минут.


Таким образом, внедрение современных информационных технологий в учебный процесс в начальной школе позволяет в доступной и понятной форме использовать познавательные и игровые потребности обучающихся для познавательных процессов и развития индивидуальных качеств.