ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.04.2024
Просмотров: 28
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Северин В.А. под коммерческой тайной понимает преднамеренно скрываемые по коммерческим соображениям экономические интересы и сведения о различных сторонах и сферах производственно-хозяйственной, управленческой, научно-технической, финансовой деятельности фирмы, охрана которых обусловлена интересами конкуренции и возможными угрозами экономической безопасности фирмы [11, с. 38].
С такой точкой зрения сложно согласиться, т.к. интересы (то, что составляет благо кого-либо, чего-либо, служит на пользу кому-либо, чему-либо; нужды, потребности [7, с. 278]) могут не быть надлежаще зафиксированы, документально оформлены, а составлять личную тайну.
Колебошин Г.М. считал, что коммерческая тайна – в буржуазных государствах право акционерной компании, фирмы, банка и т.п. на сохранение в тайне ряда документов, отражающих их деятельность [15, с. 8].
Рудакова А.Н., Макаревич М.Л. под коммерческой тайной подразумевают охрану буржуазным законом от общественного контроля торговых книг, документов, отчетности, оборотов и прибылей капиталистических предприятий и отдельных капиталистов; орудие скрывания финансовых мошенничеств и невероятных прибылей крупного капитала [24, с. 226].
Подобное узкое понимание коммерческой тайны не отвечает современным условиям (политическим, правовым, экономическим, техническим, социальным).
Анализ точек зрения относительно определения понятия коммерческой тайны и ее признаков, изложенных в научной и учебной юридической литературе, позволяет выделить различные подходы, в соответствии с которыми коммерческая тайна рассматривается, в частности, как:
1) право на засекречивание (охраняемое законодательством): – хозяйственных операций и документации по ним (производственных, технологических, торговых, финансовых и других) – принадлежит предприятиям;
– ряда документов (отражающих деятельность) – принадлежит акционерным компаниям, фирмам, банкам и т.п. в буржуазных государствах;
– сведений о своей деятельности (производственной, экономической и финансовой) – принадлежит индивидуальным предпринимателям, коммерческим и некоммерческим организациям;
2) информация, обладающая ценностью (реальной или потенциальной): – научно-техническая, коммерческая, организационная и иная, используемая в предпринимательской деятельности – обладает экономической ценностью;
– неизвестная третьим лицам, огражденная от свободного доступа на законном основании, в отношении которой обладатель принимает меры по охране конфиденциальности – обладает коммерческой ценностью;
– неохраняемая законом конфиденциальная, огражденная от свободного доступа на законном основании – обладает коммерческой ценностью;
3) сведения (известия, сообщения о чем-либо; характеризующие данные; познания в какой-либо области:
– связанные с производством, технологической информацией, управленческой, финансовой деятельностью, не являющиеся государственной тайной;
– любые, не составляющие государственный секрет и не защищаемые авторским и патентным правом, не касающиеся негативной деятельности субъектов хозяйствования, способной нанести ущерб интересам государства;
– касающиеся предпринимательской деятельности, имеющая коммерческую ценность, неизвестная третьим лицам, огражденная от свободного доступа на законном основании, в отношении которой обладатель принимает меры по охране конфиденциальности;
4) конфиденциальность информации, позволяющая ее обладателю получить коммерческую выгоду;
5) экономические интересы и сведения, скрываемые по коммерческим соображениям;
6) охрана законом от общественного контроля торговых книг, документов, отчетности, оборотов и прибылей капиталистических предприятий и отдельных капиталистов.
Само слово «тайна» толкуется, как нечто, скрываемое от других, известное не всем; секрет; сведения, знания, приемы, неизвестные непосвященным; информация о ком-либо, чем-либо, которая известна узкому кругу лиц и не предназначена для посторонних людей [27].
Демченко С. подчеркивая, что практически ничего из финансово-хозяйственной информации предприятия нельзя отнести к коммерческой тайне, отмечает, что все виды информации, которые могут считаться коммерческой тайной, условно можно разделить на две группы:
1) техническая информация (не запатентованные научно-технические разработки, базы данных и другие компьютерные программы, созданные предприятием, ноу-хау, различные технические проекты, промышленные образцы, не запатентованные товарные знаки и т.д.);
2) коммерческая информация (условия контрактов, данные о поставщиках и покупателях, информация о переговорах, различные маркетинговые исследования, данные о расчете отпускных цен, размеры скидок и т.д.) [28].
Мелехина В. С.
справедливо отмечает, что информация как элемент информационной сферы может рассматриваться в качестве объекта права как в материализованном, так и нематериальном виде, так как самостоятельность и ценность информации не исчерпывается характеристиками и свойствами материального носителя, на котором она зафиксирована. В отношении информации, зафиксированной на материальном носителе либо представленной в нематериальном виде, возможно и правомерно распространение права собственности [29].
Смирнова В. классифицирует источники информации на непосредственные и опосредованные, а также на материальные (вещественные) и идеальные (личные) [26, с. 9].
Ермишина О.Ф., Водопьянова А.В. выделяют два вида информации, интеллектуально ценной для предпринимателя [16, с.224]
1) техническую, технологическую (методы изготовления продукции, программное обеспечение, производственные показатели, химические формулы, рецептуры, расчеты, результаты испытаний опытных образцов, данные контроля качества и т.п.);
2) деловую (стоимостные показатели, результаты исследования рынка, списки клиентов, экономические прогнозы, стратегия действий на рынке и т.п.).
Также, они выделяют документы долговременного периода конфиденциальности (программы и планы развития бизнеса, технологическая документация, ноу-хау, ноу-ноу, изобретения и др.; имеют усложненный вариант обработки и хранения) и кратковременного периода конфиденциальности (имеющие оперативное значение для деятельности; обрабатываются и хранятся по упрощенной схеме и могут не выделяться из технологической системы обработки открытых документов при наличии в этой системе минимальных защитных, контрольных и аналитических элементов).
Кужилина Е. справедливо отмечает многогранность, сложность феномена информации, множественность форм его объективного проявления (многовариантность проявления), выделяя при этом, ее функции: инструментальную (участие в организации производства и управлении); познавательную (как средство отражения объективной реальности и передачи данных); интегративную (сплочение членов организации в единое целое); коммуникативную (общение и взаимопонимание) [21, с. 8-10].
Игнатьев С.В. разграничивая информацию, составляющую коммерческую тайну, и другую защищаемую информацию, отмечает, в частности, что срок охраны права на коммерческую тайну неограничен и зависит от усмотрения правообладателя до тех пор, пока сохраняется конфиденциальность сведений (в то время, как срок действия исключительных прав на изобретение, полезную модель или промышленный образец определен ГК) [18, с. 67].
Учитывая вышеизложенное, можно классифицировать сведения, составляющие коммерческую тайну, выделяя:
I. В зависимости от субъекта, которому они принадлежат:
1) сведения, составляющие коммерческую тайну хозяйственных организаций – юридических лиц;
2) сведения, составляющие коммерческую тайну физических лиц – предпринимателей.
II. В зависимости от характера:
1) технические;
2) организационные;
3) коммерческие;
4) производственные и др.
III. В зависимости от деятельности субъекта хозяйствования, с которой такие сведения связаны:
1) связанные с производственной деятельностью;
2) связанные с технологической деятельностью;
3) связанные с управленческой деятельностью;
4) связанные с финансовой деятельностью и др.
IV. В зависимости от носителя информации:
1) зафиксированные на материальном носителе;
2) представленные в нематериальном виде.
V. В зависимости от сферы использования:
1) технические и технологические (не запатентованные научно-технические разработки, базы данных и другие компьютерные программы, созданные предприятием, ноу-хау, различные технические проекты, промышленные образцы, не запатентованные товарные знаки, методы изготовления продукции, программное обеспечение, производственные показатели, химические формулы, рецептуры, расчеты, результаты испытаний опытных образцов, данные контроля качества и т.п.);
2) собственно коммерческие (деловые) – условия контрактов, данные о поставщиках и покупателях, информация о переговорах, различные маркетинговые исследования, данные о расчете отпускных цен, размеры скидок, стоимостные показатели, результаты исследования рынка, списки клиентов, экономические прогнозы, стратегия действий на рынке и т.п.
VI. В зависимости от выполняемых функций:
1) инструментальные (используемые в организации производства и управления);
2) познавательные (используемые как средство отражения объективной реальности и передачи данных);
3) интегративные (используемые для сплочения членов организации); 4) коммуникативные (используемые для организации общения и взаимопонимания).
VII. В зависимости от продолжительности периода конфиденциальности:
1) долговременного периода конфиденциальности;
2) кратковременного периода конфиденциальности.
VIII. В зависимости от степени защищенности:
1) высокой степени защищенности (с усложненным вариантом обработки и хранения);
2) низкой степени защищенности (с упрощенным вариантом обработки и хранения, с применением минимальных защитных, контрольных и аналитических элементов).
IХ. В зависимости от места нахождения (расположения, хранения) носителей:
1) хранящиеся (находящиеся) по месту осуществления деятельности субъекта хозяйствования;
2) хранящиеся (находящиеся) удаленно от места осуществления деятельности субъекта хозяйствования.
Х. В зависимости от степени важности:
1) особо важные (разглашение которых может нанести крупный ущерб интересам субъекта хозяйствования);
2) важные (разглашение которых может нанести значительный ущерб интересам субъекта хозяйствования);
3) невысокой важности (разглашение которых может нанести незначительный ущерб интересам субъекта хозяйствования). В настоящее время, отсутствует единая точка зрения относительно организации защиты коммерческой тайны, количества и содержания необходимых мер. Не все субъекты хозяйствования осознают важность проблем информационной безопасности.
Учитывая вышеизложенное, можно сделать вывод, что коммерческой тайной является охраняемая законом имеющая коммерческую ценность конфиденциальная информация, связанная с деятельностью субъекта хозяйствования (производственной, технологической, управленческой, финансовой и другой), являющаяся предметом законных мер по сохранению ее секретности (принятых лицом, законно контролирующим эту информацию), содержащая определенного субъектом хозяйствования состава и объема сведения, разглашение которых может нанести ущерб его интересам (за исключением сведений, которые, согласно закону, не могут быть отнесены к коммерческой тайне).