Файл: Дипломная работа 65 страниц, 23 таблицы, 1 рисунок, 6 приложений.docx
Добавлен: 25.04.2024
Просмотров: 121
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1.Теоретические аспекты амортизационной политики на предприятии
1.1.Основные понятия и категории амортизационной политики
1.2.Методы регулирования амортизационной политики в Республике Беларусь
1.3.Зарубежный опыт осуществления амортизационной политики
2.Экономическая и управленческая характеристика ОАО «Наровлянский завод гидроаппаратуры»
2.1.Состояние и тенденции развития экономики ОАО «Наровлянский завод гидроаппаратуры»
2.2.Структура управления предприятием
3.Совершенствование амортизационной политики в ОАО «Наровлянский завод гидроаппаратуры»
3.2.Эффективность предложений по совершенствованию амортизационной политики
Способы и методы начисления амортизации можно пересматривать на протяжении срока эксплуатации объекта с целью обеспечения максимального соответствия начисления амортизации и получаемых доходов от использования актива.
Среди нелинейных методов преобладают именно методы ускоренной амортизации – метод уменьшаемого остатка и прямой метод суммы чисел лет, которые позволяют обеспечить ускоренное перенесение стоимости основных средств в виде амортизации на стоимость готовой продукции (работ, услуг) и значительно увеличить размеры амортизационных отчислений в первые годы эксплуатации основных средств.
б) По объектам основных средств, приобретаемых на условиях лизинга, предусмотрена возможность значительного ускорения процесса амортизации – при исполнении договора лизинга амортизацию начисляют принятыми в соответствии с условиями договора способами и методами, размерами и периодичностью перечисления лизинговых платежей, установленных договором лизинга.
Таким образом, организации имеют возможность полностью самортизировать объект основных средств за срок договора лизинга. Исключение составляют лишь некоторые виды объектов основных средств (предметы интерьера, для отдыха, досуга и развлечений, легковые автомобили, здания, сооружения, передаточные устройства, по которым существуют ограничения в порядке начисления амортизации в условиях лизинга).
в) В Инструкции № 37/18/6 предусмотрен механизм возможного дополнительного ускорения процесса амортизации по объектам основных средств, используемых для осуществления научно-технической деятельности.
Предусмотрена возможность ускорения процесса амортизации с применением повышающего коэффициента от 1 до 3 к нормам (суммам) – по объектам основных средств, используемых для осуществления научно-технической деятельности, а также при производстве высокотехнологичных товаров, оказания высокотехнологичных услуг, определяемых таковыми в соответствии с законодательством.
Конкретную величину поправочного коэффициента устанавливает комиссия организации по проведению амортизационной политики. Применение повышающего коэффициента возможно по объектам основных средств, за исключением зданий, сооружений, передаточных устройств.
г) К инструментам амортизационной политики, позволяющим оптимизировать амортизационные отчисления как в сторону их увеличения
, так и сокращения, относится применение сроков полезного использования.
На основании нормативного срока службы, который устанавливает Министерство экономики Республики Беларусь по укрупненным группам (видам) основных средств, организация может самостоятельно установить срок полезного использования каждого объекта в определенном диапазоне, учитывая ожидаемый физический и моральный износ, складывающиеся условия производства и реализации продукции. Данный диапазон является достаточно широким: по машинам и оборудованию он составляет от 0,5 до 1,5 нормативного срока службы, по иным группам – от 0,8 до 1,2.
Организациям предоставлена возможность пересмотра сроков полезного использования в начале отчетного года по решению организации независимо от изменения условий эксплуатации объекта основных средств либо выполнения каких-либо дополнительных условий. Единственным требованием является необходимость закрепления такого права в учетной политике организации.
Механизмы и инструменты амортизационной политики, предусмотренные в Инструкции № 37/18/6, значительно расширены в направлении сокращения объемов начисления амортизации в текущем периоде с переносом его на более отдаленный срок.
1. Введен дополнительный метод начисления амортизации – обратный метод суммы чисел лет.
Обратный метод суммы чисел лет заключается в определении годовой суммы амортизационных отчислений исходя из амортизируемой стоимости объектов основных средств и нематериальных активов и отношения, в числителе которого - разность срока полезного использования и числа лет, остающихся до конца срока полезного использования объекта, увеличенная на 1, а в знаменателе – сумма чисел лет срока полезного использования.
По своей сути обратный метод суммы чисел лет является методом замедленной амортизации, позволяющим в первые годы использования объекта основных средств начислять минимальные суммы амортизации с постепенным ростом указанных сумм в последующие годы.
Нелинейный способ (в т. ч. обратный метод суммы чисел лет) не применяют при начислении амортизации:
-
на здания, сооружения, за исключением антенн и взлетно-посадочных полос; -
машины, оборудование и транспортные средства с нормативным сроком службы до 3 лет, легковые автомобили (кроме эксплуатируемых в качестве служебных, относимых к специальным, а также используемых для услуг такси); -
оборудование гражданской авиации, срок полезного использования которого определяют исходя из временного ресурса; -
уникальное оборудование, предназначенное для использования в испытаниях, производстве опытных партий продукции; -
предметы интерьера, включая офисную мебель; -
предметы для отдыха, досуга и развлечений; -
фирменные наименования, товарные знаки.
2. Предусмотрено снижение размеров начисления амортизации при возникновении убытков.
Пунктом 46 Инструкции № 37/18/6 предусмотрен пересмотр сроков и методов начисления амортизации в случае ухудшения финансово-экономического состояния организаций и возникновения убытков. Так, возможно перейти не только к линейному способу начисления амортизации, но и производительному, а также обратному методу суммы чисел лет. Такой переход может быть осуществлен как по всем объектам основных средств, так и только по отдельным из них.
В этой ситуации следует принять решение относительно круга объектов, по которым целесообразно пересмотреть сроки и метод начисления амортизации, например, исходя из степени влияния сумм начисленной по отдельным объектам амортизации на формирование затрат организации, финансового результата, а также установить непосредственно срок и метод, позволяющие максимально сократить отрицательное влияние амортизационных отчислений на финансово-экономическое состояние.
3. Предусмотрена возможность применения понижающих поправочных коэффициентов к нормам (суммам) амортизации для объектов основных средств, введенным в рамках реализации инвестиционных проектов согласно бизнес-планам инвестиционных проектов, в первые 2 года после их ввода в эксплуатацию.
Конкретную величину поправочного коэффициента комиссия устанавливает самостоятельно в пределах от 0,2 до 1.
Таким образом, организациям предоставлена возможность снизить норму (сумму) амортизационных отчислений до 5 раз.
Инструкцией № 37/18/6 также предусмотрены отдельные механизмы и подходы по начислению амортизации с учетом характера использования объекта и получаемых от его использования экономических выгод.
В Инструкции № 37/18/6 предусмотрено право применения механизма амортизационной ликвидационной стоимости, целью которого является более достоверное отражение возмещения стоимости объектов основных средств как за счет амортизации, так и за счет доходов от последующей реализации (иного выбытия) указанных объектов.
Для целей начисления амортизации амортизационная ликвидационная стоимость представляет собой оценочную величину в текущих ценах, которую организация планирует получить от реализации объекта основных средств или нематериальных активов, за вычетом предполагаемых затрат, связанных с их реализацией, в конце устанавливаемого срока полезного использования указанного объекта. Амортизационную ликвидационную стоимость рассчитывают исходя из предположения, что данный объект уже достиг того состояния, в котором, как можно ожидать, он будет находиться в конце срока полезного использования. Введение указанного понятия позволяет заранее планировать стоимость возможной реализации актива или материалов, полученных при разборке и утилизации в период выбытия объекта.
Амортизационная ликвидационная стоимость актива вычитается при расчете его амортизируемой стоимости. Таким образом, на эти же суммы в период эксплуатации актива будут уменьшаться амортизационные отчисления, что является инструментом возможного снижения данной статьи затрат.
Указанный инструмент является не обязанностью, а правом организации.
В Инструкции № 37/18/6 уточнены подходы относительно начала начисления амортизации.
Пункт 34 Инструкции № 37/18/6 дополнен нормой о начале начисления амортизации по принимаемому к бухгалтерскому учету объекту основных средств только с момента начала его фактической эксплуатации.
Если вновь приобретенные объекты основных средств, не требующие монтажа, приняты к бухгалтерскому учету в составе основных средств на дату их приобретения, но фактически не эксплуатируются по объективным причинам производственного и иного характера, амортизацию линейным и нелинейным способами производят с месяца, следующего за месяцем начала их фактической эксплуатации.
При этом течение срока полезного использования, установленного при приобретении указанных объектов, начинается с момента начала их фактической эксплуатации.
Указанная норма соответствует подходам, содержащимся в международном стандарте финансовой отчетности 16 «Основные средства», в соответствии с которыми амортизация актива начинается тогда, когда он становится доступен для использования, т.е. когда его местоположение и состояние позволяют осуществлять его эксплуатацию в соответствии с намерениями руководства.
Введение всех вышеназванных механизмов позволяет обеспечить соответствие объемов начисляемой и включаемой в затраты на производство и реализацию товаров (работ, услуг) амортизации и предполагаемой структуры поступления будущих доходов от использования каждого конкретного объекта основных средств, а также призвано способствовать стабилизации финансово-экономического положения организаций.
Таким образом, анализ государственного регулирования амортизационной политики Республики Беларусь позволил выявить ряд его недостатков. Они заключаются в том, что действующая амортизационная политика:
-
унифицирована для всех отраслей и регионов, в том числе субъектов инновационной инфраструктуры; -
не предусматривает прямых льгот для субъектов хозяйствования и возможности использования ее инструментов в инновационных целях; -
не позволяет отечественным производителям компенсировать моральный износ их оборудования в той мере, в которой это могут сделать зарубежные конкуренты; -
не допускает использование предприятиями прогрессивных методов начисления амортизации.