ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.04.2024
Просмотров: 20
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ
Оглавление
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Сущность социального государства…………………………………………..6
1.1 История становления теории социального государства…………………….6
1.2 Понятие, принципы и функции социального государства………………...11
2. Особенности построения социального государства в России………………16
2.1 Предпосылки формирования социального государства и перспективы его развития в России………………………………………………………………...16
2.2 Влияние правосознания, правового мышления и правовой культуры на формирование социального государства в России…………………………….20
2.3 Проблемы деформации правосознания, правовой культуры и правового мышления и возможные пути их преодоления…………………………………24
Заключение……………………………………………………………………….31
Библиографический список……………………………………………………..34
Введение
Общество является сложно структурированной системой, в которой взаимодействуют между собой различные категории индивидов, обладающих разным положением, различным уровнем образования, осуществляющих различную трудовую деятельность, которые вступают в различные отношения на основе своих личных интересов.
Несомненно, что общество, являясь такой сложной системой, не может развиваться без упорядочения складывающийся в нем отношений, без осуществления за ними контроля, в том числе которые основываются на разделении труда и хозяйственной деятельности. И именно право является тем средством и механизмом, которые организует и упорядочивает общественные отношения.
Важными составляющими, без которых развитие России как социального государства и вместе с тем развитие в России института гражданского общества являются правосознание, правовая культура и правовое мышление. Именно данные правовые явления выступают как ведущая разновидность всей совокупности социально значимых действий и поступков людей.
В настоящее время во всем мире и, в том числе, в России большое внимание уделяется интересам личности, естественным правам и свободам человека и гражданина.
Такая тенденция связана с тем, что целью любого социального и демократического государства является защита прав, свобод и законных интересов человека и гражданина, что отражено в действующей Конституции России.
Безусловно, что для реализации конституционных прав и для их защиты необходима эффективная деятельность органов государственной власти, местного самоуправления, органов судебной власти. Но, следует отметить, что важную роль играет и сформированное у граждан правовое сознание, высокий уровень правовой культуры и развитое правовое мышление.
Несмотря на это, для нынешнего общества характерна деформация правового сознания, правовой культуры и правового мышления, проявляющееся как неуважительное или неадекватное отношение к закону и несоблюдение или нежелание соблюдения правовых норм, что влечет рост преступности, снижение защищенности личности от преступных посягательств.
Вышеизложенное негативным уровнем воздействует на построение в России социального государства, в связи с чем государством создаются предпосылки, направленные на правовое воспитание граждан, повышение уровня правовой культуры и правового мышления.
Вышеизложенное обосновывает актуальность темы настоящего исследования, связанного с изучением проблем построения социального государства в России.
Объектом настоящего исследования являются общественные отношения, возникающие в ходе развития социального государства.
Предмет исследования – нормы конституционного права России, нормы международного права, труды ученых-юристов в области теории государства и права.
Цель исследования - комплексное изучение сущности социального государства и влияния на него правового сознания, правовой культуры и правового мышления.
К числу задач, необходимых для достижения вышеуказанной цели относятся:
- изучение истории становления теории социального государства;
- раскрытие понятия, принципов и функций социального государства;
- изучение предпосылок формирования социального государства и перспективы его развития в России;
- анализ влияния правосознания, правового мышления и правовой культуры на формирование социального государства в России;
- обобщение проблем деформации правосознания, правовой культуры и правового мышления и возможные пути их преодоления.
Проблемы, связанные с формированием правового сознания, правовой культуры и правового мышления, а также социального государства в целом, были предметом многих исследований и учеными-юристами выдвигались различные точки зрения по рассматриваемым в настоящем вопросам, в связи с чем можно сделать вывод о высокой степени изученности темы настоящего исследования.
Различные аспекты правового сознания и его деформация были рассмотрены в научных трудах Г. Еллинека, Н. М. Коркунова, С. А. Котляревского, Л. И. Петражицкого, Г. Ф.Шершеневича и др.
Проблемы построения социального государства в России были предметом изучения Булавиной М.А., Гуляихина В.Н., Ильина И.А., Панченко А.М. и других.
В процессе проведения исследования были использованы общенаучные и специальные методы науки, такие как методы описания, сравнительно-правовой, системно-структурный, метод технико-юридического анализа, а также применялись общелогические методы.
Настоящая курсовая работа состоит из двух глав, в составе первой из которых имеется два раздела, а во второй три раздела.
-
СУЩНОСТЬ СОЦИАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА
1.1 История становления теории социального государства
Идеи социального государства возникли еще в древности, но развитие социальной государственности приходится на конец XIX-начало XX вв.
Декларации независимости, подписанная в 1776 году в США отразила тезис, согласно которому государство должно обеспечивать жизнь, свободу гражданам и должно удовлетворять их социальные потребности.
А. Токвиль, на основе результатов революций 1830 и 1848 г., выявил, то что после их завершения произошло возрастание эгалитарных идеологий и настроений, а также сделал важный вывод о возможности контроля за ними, минимизации их воздействия на общество через принцип справедливости1.
Развитие капитализма привело к росту безработицы, что было обусловлено, прежде всего, разорением мелких предприятий, а позже, неизбежно привело к классовым конфликтам и обострению общественных противоречий.
Таким образом, XIX век, рассматривая его с точки зрения развития общества, является переломным, разрушившим мнения о справедливости капитализма.
Кроме того, реформы показали, что государство не должно самоустраняться от осуществления контроля за общественными отношениями, а наоборот должно создавать эффективные механизмы, регулирующими его.
Так началось зарождение концепции социального государства, из которых можно выделить два основных направления, а именно англо-американское и концепцию регулирующего государства.
Так, англо-американский вариант социального государства представляет собой минимизацию антагонизма между богатством и бедностью и защиту человека от конкуренции, то есть сглаживание социальной биполярности.
Правительство не вмешивается в экономику, но регулирует имущественное и иное социальное неравенство, выравнивая условия деятельности индивидов, предоставляя им примерно одинаковые жизненные шансы и возможности для самореализации.
Функции государства в англо-американском варианте зависят от запросов самого общества и коррелируется с ним, а также концентрируется на анализе условий предупреждения поляризованности общества, монополизации прав и свобод какой-либо социальной группы или структуры, выработке механизмов властного рассредоточения, разграничения государства и гражданского общества.
Что касается концепции регулирующего государства, то в ней не был дан ответ на вопрос о том, каким образом не нарушаются права и свободы индивидуумов при условии выравнивания условий их жизнедеятельности.
Вследствие данного обстоятельства, встал остро вопрос о пределах вмешательства государства в жизнь общества, и было принято решение о том, что государство в общество вмешиваться не должно, а контролировать его извне.
Идеи необходимости активной позиции власти способствовали практическому поиску форм, направлений государственного регулирования.
Противоположной англо-саксонской концепции социального государства является концепция, возникшая в континентальной Европе2.
В отличие от США и Великобритании, в указанных странах государство, являясь политическим институтом, активно воздействовало на общество.
Критика разрыва между государством и гражданским обществом была адресовано Ж.Ж. Руссо, который высказал идею их гармонизации.
Позже, евроконтинентальное понимание указанной проблемы было отражено в концепции правового государства, ставшей в XX веке теорией и практикой социально-правового государства.
Концепция правового государства основана на просветительских и либеральных идеях XVIII и XIX вв., в частности в трудах И. Канта, Р. Иеринга, Г. Елинека, М. Вебера, которые делают акцент на проблеме баланса между свободой, справедливостью, равенством и эффективностью ограничения государственного вмешательства и сохранения его стимулирующей, контролирующей роли в развитии национальных и социальных процессов.
Г. Елинек была выдвинута формула "защищенного интереса", согласно которой власть должна быть ограничена и в обществе должно быть обеспечено мирное существование между бедными и богатыми, сильными и слабыми.
Кроме того, право должно выступать в качестве способа охраны интересов граждан, а также в самоограничении государства, которое должно быть призвано к расширению свободы граждан и увеличению их прав.
В конце XIX - начале XX века неолиберальные теоретики выдвигают новое, "позитивное" понимание свободы, которое предполагает обязанность государства ограничивать экономическую свободу, обеспечивать социально ориентированную политику, выравнивать социальное неравенство, воздействовать на распределительные процессы3.
В современной зарубежной науке были выработаны теории справедливости, которая является синонимом честности, теории социальной солидарности.
Кроме того, К. Дженкинсу принадлежат идеи, согласно которым необходимо выравнивание социального положения людей средствами, которые принимаются сознательно и добровольно в результате общего согласия, договора.
Также, Дж. Роулс рассматривает общество как кооперацию всеобщей и взаимной связанности индивидов, стимулирующую их личное участие в общем деле.
Что касается отечественных мыслителей, то по мнению Чичерина, как одного из дореволюционных авторов, государство предоставляет право, которое, по его мнению, символизирует лишь формальное, внешнее начало. Внутренняя же свобода индивида определяется нравственностью.
Также, Б. Чичерин считает, что без развитой культуры и образования невозможно построение нормального государственного регулирования, призванное обеспечивать права личности.
У П. Новгородцева идея правового государства выросла до политико-правовой теории защиты слабых, обездоленных.
Именно Новгородцев наиболее приближен в своих трудах к идеям современного социального государства, предлагая утверждение минимума социальных прав, гарантированных государством и обеспечивающих человеку достойное существование.
Кроме того, П. Новгородцев говорил о том, что в формировании социального государства необходим высокий уровень нравственности, а также воспитание у различных социальных слоев и властвующей элиты адекватных ему настроений, чувств, черт характера, ориентации и моделей поведения.
Для либеральной мысли России характерно соединение идей свободы с гуманистической стороной этатизма.
Так, Б. Кистяковский, С. Котляревский, П. Новгородцев рассматривали солидарность, согласие как непременное условие формирования и функционирования правового государства.