Файл: Реферат по культурологии на тему "Возрождение" студентки 1 курса 1 группы факультета журналистики Волколуп Виктории Андреевны.docx
Добавлен: 25.04.2024
Просмотров: 11
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Век Северного Возрождения был не долог, начавшаяся Тридцатилетняя война надолго задержала развитие немецкой культуры. Но в истории культуры эта эпоха осталась как поразительно цельное явление, как клуб гениев, мастеров слова и живописи, которые общаются между собой, участвуют в общей борьбе, путешествуют, пишут поразительные портреты друг друга, взаимно вдохновляются идеями.
Начиная с XV в. Нидерланды становятся крупным центром европейской культуры. Быстрое экономическое развитие страны, однако в рамках Бургундского государства, наложило отпечаток на характер нидерландской культуры. Развитие гуманистических идей происходило под влиянием достаточно тесных связей с Италией и рядом других европейских стран и, что представляет весьма важным, под воздействием борьбы за национальную независимость. Крупнейшим представителем культуры Возрождения Нидерландов был Эразм Роттердамский. Произведения мыслителя вышли далеко за пределы Нидерландов. Идеи Эразма не носили резкого радикального характера, мыслитель ск5орее искал компромиссные решения достаточно острых религиозно-философских, социальных и политических идей.
В условии революционных десятилетий в Нидерландах гуманистическая литература по вполне понятным причинам приобрела более радикальный характер, о чем свидетельствует, к примеру, произведение Филиппа Альдехонде “Улей святой римской церкви”.
Однако в большей степени традиции итальянского Возрождения получили развитие в художественном творчестве Нидерландов. Эта небольшая страна подарила мировой культуре живописцев Яна Ван Эйка, с которым связывают новую технику живописи маслом, Хиеронимуса, Питера Брейгеля, Франса Халса.
Нидерланды стали родиной двух самостоятельных жанров живописи – натюрморта и пейзажа, расцвет которых был вызван тем, что Реформация запретила художникам писать картины на религиозные темы, и им пришлось искать новые направления.
Наиболее замечательными художниками Европы XVII в. были нидерландцы Питер Пауэл Рубенс и Хармес ван Рейн Рембрандт.
В творчестве Рубенса приподнятость, патетика, бурное движение, декоративный блеск колорита неотделимы от чувственной к5расоты образов, точных наблюдений действительности. Рубенс писал картины на религиозные и мифологические сюжеты, а также полные жизни и обаяния портреты.
Творчество Рембрандта характеризуется глубоким психологизмом и исключительным мастерством живописи, основанным на эффектах светотени. Рембрандт создал около 60 автопортретов, около 300 офортов и более 1000 рисунков.
Идеи гуманизма проникают в Германию в середине XV в. Особенности же собственно гуманистического движения в Германии определялись развитием оппозиционных настроений бюргерства на фоне сильного влияния католической церкви и политической раздробленности страны. В результате гуманистическое движение в Германии было раздробленным и охватывало в основном университетские круги и часть малочисленной в то время интеллигенции.
Огромным авторитетом и влиянием в среде гуманистов пользовался Эразм Роттердамский. Его сатира подражали немецкие гуманисты. Весьма умеренных взглядов придерживался выдающий гуманист, филолог и философ Иоган Рейхлин (1455-1522) , но его стремление обнаружить божественное в самом человеке, критическое отношение к невежеству и схоластике стали идейным аргументом в борьбе с засильем официальной церкви.
Успех Реформации в Германии способствовал быстрому росту национальной гуманестической культуры. Особенного расцвета достигло изобразительное искусство. Одним из выдающихся его представителей, творчество которого в известной мере определяло направленность немецкого искусства и культуры в течении длительного времени, был живописец и мастер гравюры Альбрехт Дюрер. В напряженно-экспресивных формах, фантастичных образах он воплотил ожидания всемирно-исторических перемен, выразил гуманистические представления о смысле бытия и задачах искусства.
Его современниками были крупный мастер реалистического портрета Ганс Гольбейн Младший, художники-гуманисты Грюневальд и Лукас Кранах Старший.
Немецкая литература получила дальнейшее развитие в творчестве поэта Ганса Сакса, автора большого количества (4275) басен, песен, драматических произведений, и сатирика Иоганна Фишарта.
В весьма схожих обстоятельствах реформационного движения развивалась гуманистическая культура Швейцарии.
Победа в 40-е годы Реформации в Швейцарии также облегчила развитие гуманистической культуры в стране, оказала огромное влияние на реформационный процесс далеко за пределами швейцарских кантонов.
Гуманистическое движение захватывает Францию лишь в начале XVI в. В то время Франция была абсолютной монархией, что накладывало в целом отпечаток на ее культуру. Не менее важной чертой гуманистического движения во Франции был его ярко выраженный национальный характер.
Наиболее выдающимся представителем французского гуманизма был автор сатирического романа “Гаргантюа и Пантагрюэль” Франсуа Рабле. В основу этого по существу глубоко народного произведения легли весьма распространенные в XVI в. народные книги о великанах. Автор беспощадно бичует католическую церковь за пороки ее служителей, высмеивает невежество, ханжество, раболепие и т. п.
Значительных высот достигает общественная мысль, философия, этика. В эти годы творил выдающийся мыслитель-гуманист Франции Мишель де Монтень, родоначальник литературной формы – эссе. Крупное произведение Монтеня – эссе “
“Опыты”, утверждавшее идеи рационализма, оказало воздействие на развитие западноевропейской мысли. Один из афоризмов Монтеня:
Если потребуется объяснить, за что же все-таки я люблю его, смогу только повторить: “Потому что он таков, потому что я таков”.
Развитие Ренессанса в Англии носило длительный характер. При этом весьма отчетливо видно первоначальное влияние идей итальянского Возрождения на творчество гуманистов Англии. Центром гуманистических идей был старейший Оксфордский университет. Крупнейшим представителем Возрождения считается Томас Мор, автор социально-философского произведения “Утопия”, положившего начало направлению утопического социализма. Гуманистическую поэзию Англии представляют Томас Уайет, он ввел в английскую поэзию жанр сонета, Филипп Сидней и наиболее одаренный поэт Лестер Эдмунд Спенсер, которого называли “поэт поэтов”.
Расцвет Ренессанса в Англии пришелся на конец XVI – начало XVII вв., достигнув своей вершины в творчестве Вильяма Шекспира. Перу титана английского Ренессанса принадлежит 37 пьес, среди которых не сходящие и поныне со сцен многих театров в мире “Гамлет”, “Король Лир”, “Отелло”, а также многочисленные стихотворения, циклы, поэмы и непревзойденные сонеты. Благодаря творчеству Шекспира получает развитие театральное искусство Англии, которое играло значительную просветительскую роль. Его пьесы написаны белым стихом с вкраплениями прозы.
В отличие от Англии, где победила Реформации, культура Испании развивалась в рамках господства католической идеологии, опиравшейся на репрессивный аппарат инквизиции. Поэтому гуманистическое движение не носило ярко выраженного антиклерикального характера. И тем не менее XVI – первая половина XVII вв. отмечены взлетом испанской культуры, прежде всего вследствие завершения процесса реконкисты и объединения Кастилии и Арагона.
В области литературного творчества получают широкое распространение рыцарские и плутовские романы. Наиболее крупным представителем этого жанра был великий Мигель де Сервантес, автр романа “Дон-Кихот”,
Являющегося высоким образцом гуманистической литературы и оказавшего большое влияние на мировую культуру.
Основоположником испанской национальной драмы был Лопе де Вега, автор огромного количества литературных произведений.
Живопись Испании эпохи Возрождения достигала значительных успехов в творчестве Эль Греко и Диего Веласкеса.
Творения Эль Греко отличаются повышенной одухотворенностью, резкими ракурсами, мерцающим колоритом.
Живопись Веласкеса отличается смелостью романтических наблюдений, умением проникнуть в характер персонажа. Обостренным чувством гармонии.
На искусство эпохи Возрождения нельзя смотреть, как на результат счастливой случайностью, причина такого чудного процветания искусства крылась в общем расположении к нему умов, в изумительной к нему способности, расположенной во всех споях народа. Способность эта была мгновенна, и само искусство было таково же.