Файл: Реферат по культурологии на тему "Возрождение" студентки 1 курса 1 группы факультета журналистики Волколуп Виктории Андреевны.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2024

Просмотров: 10

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Само появление личности Савонаролы подтверждает тот факт, что культура Возрождения, не имея под собой народной основы, затронула лишь верхи общества. Общий стиль ренессансного мышления, модификация религиозного сознания не встретили откликов в душах простого народа, а проповеди Савонаролы и его искренняя вера потрясли его.

Он остается в истории ярким примером возрожденца, но только совсем иного типа, чем гуманисты Ф. Петрарка и Л. Валла или художники Леонардо да Винчи и Рафаэль. А этот лишь расширяет представления об удивительной и притягательной культуре, культуре Возрождения – беспокойном времени, когда человек начинает требовать свободы, душа рвет церковные и государственные путы, тело расцветает под тяжелыми одеждами, воля побеждает разум.

С именем Джотто ди Бондоне связан решительный поворот к реалистическому искусству. Наиболее известными произведениями Джотто, дошедшими до нашего времени , считаются росписи на евангельские сюжеты в капелле дель Арена в Падуе и росписи на темы из жизни Франциска Ассизского в церкви Санта Кроче во Флоренции. В этих шедеврах мастер отказывается от плоскостного характера иконописных изображений на основе синтеза объема и плоскости.

Период Высокого Ренессанса был сравнительно коротким. Он связан прежде всего с именами трех гениальных мастеров, титанов Возрождения – Леонардо да Винчи, Рафаэля Санти и Микеланджело Буонарроти. Характерным фоном взлета Ренессанса был экономический упадок Италии – закономерность не раз повторявшаяся в истории.

Леонардо да Винчи едва ли имеет равных себе по степени одаренности и универсальности среди представителей Возрождения. Сложно назвать отрасль, в которой бы он не достиг непревзойденного мастерства. Леонардо одновременно был художником, теоретиком искусства, скульптором, архитектором, математиком, физиком, ботаником, анатомом, обогатив эти и многие другие сферы знаний открытиями и гениальными догадками.

Среди многочисленных новаций Леонардо следует назвать особую манеру письма, получившую название дымчатой светотени, которая в сочетании с линейной перспективой передавала глубину пространства.

В творчестве Леонардо наиболее полно выразился универсализм представителей Возрождения, где сложно обнаружить резкие грани между наукой, художественной фантазией и воплощением замыслов.


Младший современник Леонардо великий живописец Италии Рафаэль Санти вошел в историю мировой культуры как создатель ряда живописных шедевров. Это ранняя работа мастера “Мадонна Конестабиле”, проникнутая изяществом и мягким лиризмом. Зрелые работы живописца выделяются совершенством композиционных решений, колоритом и экспрессией.

Последним титаном Высокого Возрождения был Микеланджело Буонарроти – великий скульптор, живописец, архитектор и поэт. Несмотря на его разносторонние таланты, его называют прежде всего первым рисовальщиком Италии благодаря самой значительной работе уже зрелого художника – росписи свода Сикстинской капеллы в Ватиканском дворце.

Как скульптор Микеланджело стал известен благодаря своему раннему произведению “Давид”. Но подлинное признание как архитектор и скульптор Микеланджело обрел в качестве проектировщика и руководителя строительства основной части здания Собора св. Петра в Риме, остающегося и до настоящего времени самым крупным католическим храмом в мире, а также за скульптурное оформление лестницы и площади Капитолийского холма.

На период Высокого и Позднего Возрождения пришелся расцвет искусства в Венеции. Во второй половине XVI в. Венеция, сохранившая республиканское устройство, становится своеобразным оазисом и центром Ренессанса. Среди художников венецианской школы рано умерший Джорджоне, обессмертивший свое имя полотнами “Спящая Венера”, “Юдифь”. В творчестве Джорджоне проявились особенности венецианской школы, в частности, художник первым начал придавать пейзажу самостоятельное значение, в качестве приоритетных решать задачи колорита и света.

Величайший представитель венецианской школы – Тициан Вечеллио. При жизни он получил признание в Европе.

К периоду Высокого Возрождения относится творчество крупнейшего итальянского поэта Лудовико Аристо, продолжившего литературные традиции Данте, Петрарки, Боккаччо.

Период Позднего Возрождения был отмечен наступлением католической реакции. Церковь небезуспешно пыталась восстановить частично утраченную безраздельную власть над умами, поощряя деятелей культуры, с одной стороны, и используя репрессивные меры в отношении непокорных – с другой. Так, многие живописцы, поэты, скульпторы, архитекторы отказались от идей гуманизма, унаследовав лишь манеру, технику (так называемый маньеризм) великих мастеров Возрождения.

Однако маньеризм, несмотря на мощное покровительство церкви, не стал ведущим направлением в период Позднего Возрождения. Это
время было отмечено реалистическим, гуманистическим творчеством живописцев, относящихся к венецианской школе: Паоло Веронезе. Якопо Тинторетто, Микеланджело да Караваджо и др.

Караваджо является основоположником реалистического направления в европейской живописи в. Полотна мастера отличаются простотой композиции, эмоциональным напряжением, выраженным через контрасты света и тени, демократизм. Караваджо первым противопоставил подражательному направлению в живописи реалистические сюжеты народного быта – караваджизм.

Последним из наиболее крупных скульпторов и ювелиров Италии был Бенвенуто Челлини, в творчестве которого отчетливо проявились реалистические каноны Возрождения. Челлини остался в истории культуры не только как ювелир, давший свое имя целому периоду в развитии прикладного искусства, но и как незаурядный мемуарист, талантливо воссоздавший портреты своих современников в книге “Жизнь Бенвенуто Челлини”, не раз издававшейся и на русском языке.

В 40-е годы XVI в. церковь в Италии начала широко применять репрессии к инакомыслящим. В 1542 г. была реорганизована инквизиция и создан ее трибунал в Риме. Многие передовые ученые и мыслители, продолжавшие придерживаться традиций Ренессанса, были репрессированы, погибли на кострах инквизиции. В 1559 г. Папа IV впервые издает “Список запрещенных книг”. В числе подлежащих уничтожению книг было немало произведений гуманистической литературы Возрождения (например, сочинения Боккаччо). Таким образом, эпоха Возрождения к началу 40-х годов XVII в. в Италии закончилась.

Однако гуманистическое движение еще в XV в. вышло за пределы Италии и оказало мощное воздействие на культурный процесс в странах, расположенных к северу Ренессанса. Поэтому представляется правомерным использовать термин Северное Возрождение, подразумевая под ним не только чисто географическую характеристику, но и некоторые особенности Ренессанса в Англии, Италии, Нидерландов, Испании, Швейцарии, Франции. Весьма важными особенностями Северного Возрождения было то, что оно происходило в период Реформации, а также то, что в культуре народов этих стран в силу исторических причин отсутствовало такое обилие памятников античности, как в Италии.

Самобытный характер Северного Возрождения провился, в первую очередь, в культуре Нидерландов и Германии. В формировании немецкого Возрождения немалую роль сыграл экономический фактор: развитие горного дела, книгопечатания, текстильной промышленности.


Традиционный фактор влияния античной культуры незначитилен, он в ней воспринимается опосредованно. Век Северного Возрождения был недолог, но его влияние на европейскую культуру ощущается и сегодня.

Подлинным началом Северного Возрождения можно считать перевод Мартином Лютером Библии на немецкий язык. Лютеровская Библия создает эпоху, во-первых, в немецком языке: она становится основой немецкого единого литературного языка; во-вторых, она создает прецендент перевода Библии на современный литературный язык, и вскоре последуют переводы на английский, французский и др.

Идея лютеранства объеденяют наиболее прогрессивные круги Германии. Формирование лютеранства шло несколько десятилетий и включало весьма разнообразные философские, религиозные, мистические, утопические и этичиские идеи.

Возрожденческая литература в Германии опиралась на средневековые традиции майстерзинеров. Наиболее совершенные образцы поэзии того времени представил продолжатель этих народных традиций Ханс Сакс. Наряду с Лютерем он может считаться создателем современного немецкого языка.

Лидировала среди видов художественной деятельности – как и в итальянском Ренессансе – живопись. Первым среди великих этого периода должен быть назван нидерландец Хиеронимус Босх. В его картинах большей частью написанных еще на религиозные сюжеты, поражает соединение мрачных средневековых фантазий и элементов фольклора, мистической символистики и точности реалистических деталей. Никто из последующих мастеров живописи уже не будет рисовать столь фантастические, граничащие с безумием, образцы, но влияние Хиеронимуса Босха ХХ в. ощутит в творчестве сюрреалистов.

Безусловно, крупнейшим мастером Северного Возрождения в изобретательных искусствах был Альберт Дюрер. Он оставил колоссальное наследие: картины, графические работы, статьи, переписку.

На творчество Дюрера оказало большое влияние путешествие по Италии в 1495 г. Не случайно манера письма этого мастера особенно близка к итальянской. Однако специфика видения мира Альберта Дюрера состоит в поисках возможности как можно объективнее отразить мир, он хотел добиться от живописи и рисунка полной достоверности.

Вершиной его творчества явилось грандиозное изображение четырех апостолов, подлинный гимн человеку, одно из самых ярких выражений возрожденческого гуманизма.

Неотъемлемо от достижений этой эпохи творчество Лукаса Кранаха Старшего. В его живописи особенно отчетливо прослеживаются готические мотивы. Множество деталей, некоторая манерность заслонялись удивительной красотой колорита, поражающего, особенно на женских изображениях, и сегодня.


Возможно, лучшей и самой новаторской его работой остается “Распятие”. Резко асимметричная композиция, необычные ракурсы традиционных фигур, насыщенность колорита производят впечатление смятенности, предчувствия общественных потрясений.

В его творчестве Матиса Нитхардта отразились все противоречия эпохи, а его картины поражают богатством религиозной фантазии. Нитхардт неоднократно возвращался к теме распятия, всякий раз рисуя Христа подчеркнуто натуралистично, в виде простолюдина, много ходившего босиком, изможденного страданиями. В этом образе, несомненно, показан участник Крестьянской войны, в которой воевал и сам художник в 1524-1526 гг. Как живописец Нитхардт увлекает прежде всего эмоционально насыщенным, экстатическим колоритом, фантазией, умелым включением полных смысла пейзажей и натюрмортов в большие картины.

Несомненно, что творчество Нитхардта оказало влияние и на голландских живописцев XVII-ХVIII вв. и на немецкий экспрессионизм в ХХ столетии.

Оно из самых революционных достижений в живописи этого времени принадлежит дунайской школе. К ней относился в раннем периоде своего творчества Л.Кранах, а также Л.Хубер, Х.Лаутензак, признанным же ее главой был Альберхт Альтдорфер. Ему принадлежит приоритет в формировании пейзажного жанра. Именно художники дунайской школы первыми начали рисовать природу, найдя ее поэтичной саму по себе.

Одним из лучших портретистов этого периода был Ханс Хольбейн Младший. Он работал как иллюстратор, создав очень разные, но в обоих случаях убедительные иллюстрации к Библии и к “Похвале глупости”.

В области архитектуры собственно возрожденческие планировочные и пластические принципы начинают проявляться в Аугсбурге, Нюрнберге, галле. Они сливаются с традициями готики, что придает германской возрожденческой архитектуре изощренность и вычурность. Сюда может быть отнесен самый грандиозный собор католического мира в Кельне, а также целый ряд замковых и дворцовых сооружений. В целом же достижения архитектуры Северного Возрождения менее самобытны, чем достижения живописи. То же можно сказать и о скульптуре.

Интересна и музыка, которая звучала в Германии повсеместно: на гуляниях, в церкви, на светских мероприятиях и в военном лагере. Есть немало выразительных лютеранских гимнов, авторство которых неизвестно. Хоровое пение стало неотъемлемой формой лютеранского богослужения. Протестантский хорал оказал влияние на позднейшее развитие всей европейской музыки. Но в первую очередь на музыкальность самих немцев, которые и сегодня музыкальное образование считают не менее важным, чем естественнонаучное.