Файл: Вчетвертых, снижением авторитета учителя, как сдерживающего агрессию фактора.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.04.2024
Просмотров: 4
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Проблема буллинга существовала всегда, и на всех этапах жизни человека, как в детском возрасте в образовательном учреждении, так и во взрослой жизни на работе. Подростковый возраст является самым сложным, конфликтным и противоречивым этапом развития личности. На данном этапе происходит физические и психологические изменения, происходит половое созревание, поиск своего «Я». Учеба уходит на второй план и для подростка референтной группой становятся его сверстники, происходит борьба за лидерство, конфликты. Современный подросток испытывает воздействие огромного количества факторов многие из которых оказывают негативное влияние на его жизнедеятельность и приводят к изменениям психики и поведения. Актуальность изучения буллинга в образовательной среде определяется следующими факторами:
-
Во-первых, низкими коммуникативными умениями у современных детей; -
Во-вторых, акцентированием внимания в образовании на идеях конкуренции, лидерства, при существовании малого количества программ, посвященных развитию бесконфликтности и гибкости в межличностном взаимодействии; -
В-третьих, обострением социального неравенства среди детей (дети из семей с низким уровнем материального благополучия и дети из обеспеченных семей); -
В-четвертых, снижением авторитета учителя, как сдерживающего агрессию фактора; -
В-пятых, общим ухудшением психического здоровья детей, в некоторых случаях это выливается в раздражительность, импульсивность и низкую толерантность к фрустрации.
Степень научной разработанности проблемы исследования. Проблема буллинга является междисциплинарным объектом исследования и представлена в медицинских, психологических, социологических, социономических исследованиях.
О буллинге заговорили только в начале 20-го века, в 1905 году К. Дьюкс опубликовал свою работу о буллинге, которая положила начало исследованию данной проблемы. Люди заговорили о существовании данной проблемы, исследователи из европейских стран, такие как Д. Олвеус, Д. Лэйн,
Таттуи и многие другие, начали заниматься изучением данной проблемы. В отечественной науке комплексное изучение буллинга только начинается, ранее рассматривались более широкии ситуации буллинга - агрессия и насилие. В России изучением буллинга занимаются И.С. Кон, О.Л. Глазман, И. Бердышев. А.А. Бочавер и К.Д. Хломов.
Анализ литературы позволил сформулировать проблему исследования, которая состоит в противоречии между осознанием значимости проблемы буллинга и недостаточно разработанным теоретическим обоснованием данной социальной проблемы.
Цель исследования – теоретически обосновать буллинг как социальную проблему.
Задачи исследования:
-
Раскрыть сущность понятия буллинга -
Выделить особенности подросткового буллинга -
Рассмотреть характеристики ролей буллинга и его последствия
Методологической основой исследования выступил анализ основных понятий «буллинга» (Д. Ольвеус, Х. Леман, Д. Лейн, И.С. Кон), анализ причин буллинга среди подростков и особенностей участников буллинга подросткового возраста на основе возрастных особенностей (С.А. Козлова), классификация типов буллинга (S. Hinduja J.W. Patchin), теоретические представления авторов о кибербуллинге (Д.В. Попов, В.Н.Демидов), положения, раскрывающие сущность ролей буллинга (Д.И. Фельдштейн, И. С. Бердышев, М. Г. Нечаева, С.В.Кривцова), теоретический анализ последствия буллинга (Ю.Н. Череватая).
Методы исследования. В исследовании применен комплекс методов исследования: анализ научной литературы по проблеме исследования, сравнение, обобщение, классификация.
Теоретическая значимость исследования состоит в теоретической конкретизации понятия «буллинг», а также теоретическом обосновании буллинга как социальной проблемы.
Структура исследования включает в себя введение, два параграфа, заключение, список использованных источников, приложения.