Файл: Дипломный проект слушателя курсов профессиональной переподготовки по направлению Менеджмент в образовании.doc
Добавлен: 25.04.2024
Просмотров: 61
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1 Теоретические основы разработки системы менеджмента качества образовательной организации
1.6 Системный подход к менеджменту
2 Проблемно- ориентированный анализ системы управления качеством образования в МБОУ “Ясновская СОШ»
2.1 Характеристика МБОУ «Ясновская СОШ»
2.2 Анализ внутренней среды образовательного учреждения
2.3 Анализ состояния внешней социальной среды школы, особенности социального образовательного заказа
3.1 Особенности управления качеством образования в школе в рамках введения ФГОС
3.2 Приоритетные направления развития МБОУ «Ясновская СОШ» в 2016-2020 гг.
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
Министерство образования Калининградской области
Государственное автономное учреждение
Калининградской области дополнительного профессионального образования
«Институт развития образования»
Система управления качеством образования
в Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Ясновская средняя общеобразовательная школа»
Дипломный проект слушателя
курсов профессиональной
переподготовки по направлению
«Менеджмент в образовании»
Ратниковой Надежды Михайловны
Допустить к защите
Зав. учебной частью Т.М. Харина
«» 2016 г.
Научный консультант:
Поляков Руслан Константинович
Калининград
2016
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 2
1 Теоретические основы разработки системы менеджмента качества образовательной организации 6
1.1 Общие положения 6
1.2 Ориентация на потребителя 8
1.3 Лидерство руководителя 9
1.4 Вовлечение работников 10
1.5 Процессный подход 10
1.6 Системный подход к менеджменту 12
1.7 Постоянное улучшение 13
2 Проблемно- ориентированный анализ системы управления качеством образования в МБОУ “Ясновская СОШ» 14
2.1 Характеристика МБОУ «Ясновская СОШ» 14
2.2 Анализ внутренней среды образовательного учреждения 17
2.3 Анализ состояния внешней социальной среды школы, особенности социального образовательного заказа 26
3 Система управления качеством образования в Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Ясновская средняя общеобразовательная школа» 31
3.1 Особенности управления качеством образования в школе в рамках введения ФГОС 31
3.2 Приоритетные направления развития МБОУ «Ясновская СОШ» в 2016-2020 гг. 36
Заключение 39
Список использованной литературы 41
Введение
Проблема управления качеством образования в настоящее время встаёт со всей остротой в условиях социально-экономических перемен и модернизации системы образования. Отношение к качеству образования как к
важнейшему фактору повышения уровня жизни, экономической, социальной, экологической, здоровьесберегающей безопасности, как к национальной идее, как к категории, которая определяет успешное развитие человека и общества.
Серьезное влияние на актуализацию качества образования как современную социально-педагогическую проблему оказывает возрастающая интеллектуализация производства, появление рынка образовательных услуг, развитие информационных технологий. В современном понимании качество образования — это не только соответствие знаний учащихся государственным стандартам, но и успешное функционирование самого учебного заведения, его конкурентоспособность, а также деятельность каждого педагога и администратора в направлении обеспечения качества образовательных услуг.
Чрезвычайная актуализация проблемы качества образования связана также с развитием в последние десятилетия так называемой «философии всеобщего качества». В рамках этой философии происходит переосмысление традиционного понятия качества как степени соответствия какому-либо стандарту, в нашем случае образовательному, то есть в какой степени потребители удовлетворены предоставляемыми образовательными услугами. В контексте этого подхода качество образования в школе XXI в. определяется как соотношение цели и результата, выражающееся в совокупности характеристик, которые отражают уровень достигнутых количественных и качественных результатов, уровень организации и осуществления учебно-воспитательного процесса, условия, в которых он протекает.
Современная школа сложна и многообразна, она непрерывно изменяется.
Новое качество образования – это соответствие современным жизненным потребностям развития страны.
Современное образование должно формировать новую систему знаний, умений и навыков, опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности, то есть современные ключевые компетентности.
Выбор темы дипломной работы «Система управления качеством образования в Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Ясновская средняя общеобразовательная школа» обусловлен тем, что с возрастанием требований к качеству образования как общемировой тенденции, всё более востребованной стала методология управления качеством. А для практической реализации этой системы необходима
разработка оценочных средств измерителей качества, построение технологий комплексного мониторинга качества образования.
Сегодня перед школой и учителем стоит непреходящая цель – способствовать формированию интеллектуального потенциала страны, становлению и развитию высших потребностей личности, её гражданского и духовного возрождения. Современная школа должна обеспечить получение учащимися современного образования: комплексного, универсального, мировоззренческого; должна способствовать раскрытию склонностей детей, развитию индивидуальных интересов, образовательных и духовных потребностей учащихся, развитию личности ребёнка. Целью создания в общеобразовательном учреждении системы управления качеством образования является обеспечение необходимых условий предоставления качественной образовательной услуги, отвечающей запросам и ожиданиям потребителей. Кроме того, система управления качеством необходима современному общеобразовательному учреждению для:
-
повышения эффективности образовательного процесса в достижении требований, предъявляемых федеральными государственными образовательными стандартами; -
развития творческой и деятельной атмосферы в учреждении, активизации профессиональной деятельности работников; -
улучшения в целом системы управления в общеобразовательном учреждении; -
оптимизации финансового, ресурсного и кадрового обеспечения образовательного процесса; -
повышения конкурентоспособности общеобразовательного учреждения в условиях рыночных отношений; -
создания современных безопасных условий образовательной деятельности; -
обеспечения широкого участия общественности в управлении ОУ.
Важнейшим фактором и условием повышения качества образования является научно-методическое обеспечение. За многие годы в школе сложилась система методической работы, которая существенным образом влияет на повышение профессиональной компетентности педагогов и достижение ими хороших результатов в обучении и воспитании учащихся. Однако внедрение в школе инноваций привело к необходимости некоторой корректировки направлений, форм, способов и оценки научно - методической деятельности. Повышение требований к качеству образования не позволяет школе останавливаться на достигнутом, стимулирует использование новых управленческих механизмов, что в свою очередь приводит к переходу на новую управленческую ступень, обеспечивающую решение педагогических и организационно-экономических задач.
Объектом исследования дипломной работы выступает система управления качеством образования в школе. Основанием для проведения исследования организации и управления качеством образования явилась выявленная основная проблема: необходимость изменения системного подхода к пониманию «качество образования» и управлению им в образовательном учреждении в связи с национальной образовательной инициативой «Наша новая школа» и комплексом мер по модернизации общего образования.
Целью данной работы является: выявление сущностных характеристик нового качества образования и особенности его достижения в условиях нашей школы, ориентация деятельности педагогического коллектива на совершенствование образовательного процесса, создание действенной системы управления качеством образования в современной школе. А с переходом на новые ФГОС появляется необходимость выработки единых критериев оценки качества образования на разных ступенях обучения. Для достижения поставленных целей в работе ставятся задачи:
-
провести проблемно-ориентированный анализ сложившейся системы управления качеством образования в школе, соответствия условий организации образовательного процесса нормативным требованиям и социальным ожиданиям; -
выявить факторы, влияющие на качество образования и принятие обоснованных управленческих решений; -
наметить пути совершенствования системы управления качеством образования в школе.
Теоретической основой послужили научные труды отечественных и зарубежных учёных, таких как Амонашвили Ш.А., Макаренко А.С., Поташника М.М., Левита М.В., Сластенина В.А., Исаева И.Ф., Мищенко А.И., Шиянова Е.Н., посвящённые анализу и диагностике вопроса повышения качества образования в современной школе, а также аналитический материал, содержащийся в различных источниках, публикуемый в периодической печати, в сети Интернет.
Информационной базой послужили данные о вопросе повышения качества образования в школе, отчётность по годам, данные мониторингов, статистический материал. Методологической основой исследования явились методы общенаучного познания: наблюдение, сравнение и описание, систематизация и логически познавательное осмысление, группировка, а также традиционные приемы экономического анализа.
1 Теоретические основы разработки системы менеджмента качества образовательной организации
1.1 Общие положения
Для создания системы менеджмента качества требуется стратегическое решение организации. На разработку и внедрение системы менеджмента качества организации влияют изменяющиеся потребности, конкретные цели, выпускаемая продукция, применяемые процессы, размер и структура организации.
Для успешного функционирования организация должна определить и осуществлять менеджмент многочисленных взаимосвязанных видов деятельности. Деятельность, использующая ресурсы и управляемая с целью преобразования входов в выходы, может рассматриваться как процесс. Часто выход одного процесса образует непосредственно вход следующего.
Применение в организации системы процессов наряду с их идентификацией и взаимодействием, а также менеджмент процессов могут считаться «процессным подходом».
Преимущество процессного подхода состоит в непрерывности управления, которое он обеспечивает на стыке отдельных процессов в рамках их системы, а также при их комбинации и взаимодействии.
При применении в системе менеджмента качества такой подход подчеркивает важность:
-
понимания и выполнения требований; -
необходимости рассмотрения процессов с точки зрения добавленной ценности; -
достижения результатов выполнения процессов и их результативности; -
постоянного улучшения процессов, основанного на объективном измерении.
Эта модель показывает, что потребители играют существенную роль при определении входных данных. Мониторинг удовлетворенности потребителей требует оценки информации о восприятии потребителями выполнения их требований. Приведенная на рисунке 1 модель охватывает все основные требования настоящего стандарта, не детализируя их. Потребитель образовательных услуг может быть рассмотрен в нескольких аспектах. С одной стороны, это внутренние потребители в лице учащихся, с другой внешние потребители в лице внешкольных систем (образовательных, производственных), в которые поступают для продолжения образования или трудовой деятельности выпускники школ. Без сомнения, разновидностью внутренних потребителей, пусть и не основных, выступают родители учащихся, участвующие в той или