Файл: Напряжения кислорода, увеличен уровень лактата. Вопросы.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Решение задач

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2024

Просмотров: 164

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Задача 95.

Пациент ощущает съемный зубной протез только тогда, когда его надевает или снимает его, но перестаем ощущать, когда он находится в полости рта.

Вопросы:

  1. Почему ощущения возникают только при надевании или снимании зубного протез?При постоянном воздействии раздражителя происходит адаптация рецепторов и раздражение перестает ощущаться. Поэтому съемный зубной протез не ощущается при долгом ношении, но ощущается при надевании или снимании

  2. Что такое ощущение и восприятие?Ощущение - это простейший психический процесс, состоящий в отражении отдельных свойств предметов и явлений объективного мира, а также внутренних состояний организма, возникающий в результате непосредственного воздействия на органы чувств.Восприятие - психический процесс отражения предметов или явлений действительности при их непосредственном воздействии на органы чувств

  3. Что такое пространственный порог?Это минимальное расстояние между двумя раздражителями, при котором они ощущаются раздельно

  4. Как различаются рецепторы по скорости адаптации?По скорости адаптации рецепторы делят на три группы: быстро адаптирующиеся (фазные), медленно адаптирующиеся (тонические) и смешанные (фазнотонические), адаптирующиеся со средней скоростью. Примером быстро адаптирующихся рецепторов являются рецепторы вибрации (тельца Пачини) и прикосновения (тельца Мейснера) к коже. К медленно адаптирующимся рецепторам относятся проприорецепторы, рецепторы растяжения легких, болевые рецепторы. Со средней скоростью адаптируются фоторецепторы сетчатки, терморецепторы кожи.

  5. Фазы адаптации к зубным протезам по Курляндскому?Первая фаза (раздражения) – наблюдается в день наложения протеза и проявляется в виде повышенной саливации, измененной дикции, слабой жевательной мощности, рвотного рефлекса. Вторая фаза (частичного торможения) –наступает в период с 1 по 5 день после наложения протеза. В этот период восстанавливается речь, жевательная мощность, уменьшается саливация и угасает рвотный рефлекс. Третья фаза (полного торможения) – наступает с 5 дня после наложения протеза. В этот период пациент не ощущает протез как инородное тело, а наоборот, ощущает дискомфорт без него

Задача 96.

Один человек, подержав некоторое время руку в сосуде с водой, перенес её в сосуд с водой, температура которой была 20 градусов. Вода ему показалась холодной. Другой человек проделал аналогичный опыт, но ему вода температурой в 20 градусов показалась теплой.


Вопросы:

1. В чем причина разных ощущений?Первый испытуемый сначала держал руку в холодной воде, а второй - в горячей.

2.Нервный аппарат, осуществляющий функцию анализа и синтеза раздражителей, исходящих из внешней или внутренней среды организма, — это:анализатор

3. Рецепторы, воспринимающие раздражения из внутренней среды организма — это:интерорецепторы

4. Периферическая специализированная часть анализатора, посредством которой только определенный вид энергии трансформируется в процесс нервного возбуждения, — это:рецептор

5. Рецепторы, воспринимающие изменения температуры как внутри организма, так и окружающей его среды — это:терморецепторы


Задача 97.

Азбука Брайля для слепых представляет собой различные совокупности выпуклых точек. Ощупывая их кончиками пальцев, слепой человек «читает» буквы. У зрячих людей способность к такому «чтению» выражена значительно хуже.

Вопросы:

1.Объясните конкретную причину этих различий.
При ощупывании букв необходимо четко определить взаиморасположение выпуклых точек. Это связанно с пространственным порогом различения. Чтобы быстро определить расположение близко расположенных точек, порог различения должен быть достаточно низким. Это и наблюдается у слепых людей, у которых тактильная чувствительность значительно повышается, частично компенсируя утрату зрения.

2. Кто первый из ученых создал учение о сенсорных системах?
Понятие «анализатор» (сенсорные системы) ввёл российский физиолог И. П. Павлов.

3. Что такое «сенсорная система»?
Анализаторы (сенсорные системы) — это совокупность образований, которые воспринимают, передают и анализируют информацию из окружающей и внутренней среды организма.

4. Что является конечным результатом деятельности сенсорных систем?
Ощущение и восприятие.

5. Что такое «ощущение»?
Ощущения- это субъективное отражение, свойство предметов объективного мира, то есть сенсорный образ, возникающий при действии на органы чувств (рецепторы). Ощущение – субъективный образ объективно существующего мира. На основе ощущения формируется восприятие- истолкование ощущений в соответствии со своим опытом, то есть опознании сенсорного образа.

Задача 98.

Во время шторма некоторые моряки плохо переносят качку, у них возникают вегетативные расстройства.

Вопросы:

1. Объясните механизм их возникновения.
При возбуждении вестибулярного аппарата возможно появление вестибуло-вегетативных реакций, что связанно с иррадиацией возбуждения от вестибулярного ядра на другие центры, расположенные в ромбовидной ямке (сосудодвигательный, дыхательный, слюноотделительный, рвотный и др.). Иррадиация возбуждения стимулируется интенсивной афферентной стимуляцией к вестибулярному ядру.

2. Что можно рекомендовать для профилактики этих явлений?
Для профилактики подобных вегетативных расстройств можно рекомендовать тренировочные упражнения
, способствующие адаптации вестибулярного аппарата и снижению его возбудимости.

3. Каково физиологическое значение сенсорных систем?
Анализаторы вводят информацию о внешней и внутренней среде организма в мозг, что является необходимым условием развития и функционирования ЦНС.

4. Для чего используется информация, полученная от сенсорных систем?
Эта информация используется для регуляции гомеостаза, адаптации, поведения и процессов познания.

5. Какие отделы выделяют во всех сенсорных системах?
Отделы сенсорной системы:
1. Рецепторы. Возможны также вспомогательные структуры (например глазное яблоко, ухо и т.п.).
2. Афферентные (чувствительные) нервные пути (афферентные нейроны).
3. Низшие нервные центры.
4. Высший нервный центр в коре больших полушарий головного мозга.

Задача 99.

Арматурщик выполняет большинство операций стоя, но в процессе работы за смену ему приходится делать до 80 наклонов туловища под углом 30 градусов.

Вопросы:

1. Какие механизмы обеспечивают удержание положения тела в данных условиях?Сохранение равновесия и положения тела в пространстве обеспечивают статокинетические рефлексы в ответ на возбуждение вестибулярного анализатора. Эти рефлексы выражаются в перераспределении мышечного тонуса между различными группами мышц; основные центры этих рефлексов находятся в среднем и продолговатом мозге. Афферентное звено данных рефлексов – вестибулярный анализатор.

2. Что такое «адаптация сенсорных систем»? Это процесс их приспособления к оптимальному восприятию раздражителей среды в связи с потребностями организма.

3. Как может выражаться адаптация сенсорной системы? Она может выражаться как снижением, так и повышением чувствительности сенсорной системы

4. Возможно ли взаимодействие сенсорных систем? ДА

5. На каких уровнях оно осуществляется? Взаимодействие сенсорных систем осуществляется на спинальном, ретикулярном, таламическом и корковом уровнях. Особенно широка интеграция сигналов в ретикулярной формации. В коре большого мозга происходит интеграция сигналов высшего порядка. В результате образования множественных связей с другими сенсорными и неспецифическими системами многие корковые нейроны приобретают способность отвечать на сложные комбинации сигналов разной модальности. Это особенно свойственно нервным клеткам ассоциативных областей коры больших полушарий, которые обладают высокой пластичностью, что обеспечивает перестройку ихсвойств в процессе непрерывного обучения опознанию новых раздражителей.


Задача 100.

Для исследования глазного дна врач капает на конъюнктиву глаза раствор атропина (блокатора М-холинорецепторов).

Вопросы:

1. Как изменится диаметр зрачка? Расширится, так как М-холинорецепторы обеспечивают сужение зрачка

2. Какой отдел вегетативной нервной системы блокируется атропином? Ацетилхолин, высвобождающийся из постганглионарных парасимпатических волокон, действует на М-холинорецепторы, чьи эффекты блокируются атропином. Таким образом, атропин блокирует парасимпатический отдел ВНС

3. Как при действии атропина изменится рефлекс аккомодации хрусталика? Блокада М-холинорецепторов миоцитов цилиарной мышцы выключит рефлекс аккомодации хрусталика, что нарушит восприятие близко расположенных предметов. Будет развиваться дальнозоркость

4. Что такое диоптрический аппарат глаза? Диоптрический аппарат глаза – эта система, обеспечивающая фокусировку световых лучей на сетчатке и формирование в области ее центральной ямки перевернутого уменьшенного изображения. В него входят роговица, водянистая влага передней и задней камер глаза, хрусталик, стекловидное тело

5. Чему равна преломляющая сила хрусталика? Для оценки преломляющей способности любой оптической системы используют условную единицу - диоптрию (сокращенно - дптр). За 1 дптр принята сила линзы с главным фокусным расстоянием в 1 м. Диоптрия - величина, обратная фокусному расстоянию. Преломляющая сила хрусталика при взгляде вдаль — 19 дптр, при максимальном приближении предмета к глазу — 33 дптр.

Задача 101.

При сильном болевом воздействии у пациента изменился диаметр зрачка.

Вопросы:

1. Как изменился диаметр зрачка? При сильном болевом воздействии зрачок расширится под влиянием симпатического отдела ВНС

2. Через активацию какого механизма болевое воздействие привело к изменению диаметра зрачка? Возбуждение симпатического отдела нервной системы при болевом воздействии непосредственно (медиатор норадреналин) через иннервацию радиальной мышцы радужной оболочки и опосредованно через выброс адреналина из мозгового слоя надпочечников будет стимулировать α-адренорецепторы миоцитов, что приведет к сокращению радиальной мышцы

3. Что такое содружественная реакция зрачков? Это сужение зрачка глаза при освещении другого глаза. При исследовании содружественной реакции зрачков на свет закрывают один глаз обследуемого. Когда врач отнимает руку от глаза, в другом глазу также происходит сужение зрачка. При повторном закрытии глаза зрачок другого глаза расширяется