Файл: Электрификация и автоматизация технологических процессов в условиях ао мосметрострой.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Дипломная работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2024

Просмотров: 67

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Механизмы и приспособления для возведения тоннельных конструкций, выполнения гидроизоляционных и путевых работ

Оборудование для шахтного водоотлива и вентиляции

Раздел 4 Водоотвод метрополитеновВ путевые тоннели метрополитенов вследствие несовершенства гидроизоляции обделок или ее неисправностимогут просачиваться грунтовые воды. Иногда образуются местные остатки воды после мытья тоннелей, вестибюлей и переходовДля сбора сточных вод и отвода их к специально спроектированным или естественным пониженным точкам трассы в тоннеле по оси пути (а в двухпутных тоннелях по оси междупутья) устраивают специальные лотки.Эти лотки на станциях и тоннелях имеют продольный уклон не менее 3%о и поперечный 2—3%. В зависимости от конструкции пути лотки могут быть перекрыты железобетонными съемными плитами или выполнены в виде асбоцементных труб с устройством очистительных колодцев через каждые 20—25 м. Для отвода вод, образующихся на станциях, предусмотрена специальная канализация.--При обмывке станционных залов и платформ вода сбрасывается в приемные трапы — дренажи, расположенные через каждые 15—20 м, а затем по чугунным трубам она стекает в дренажные лотки под платформами. По такому же принципу удаляется вода при промывке переходных коридоров, вестибюлей, кассовых залов и других станционных помещений.Для удаления воды, поступающей в водосборники по водоотводным лоткам и трубам, устраивают стационарные насосные водоотливные установки как транзитные, так и местные.Основные водоотливные насосные установки располагаются в пониженных местах линий и на станциях мелкого заложения, если установки принимают воду из перегонных тоннелей. Водоотливные установки размещаются в специальных камерах и соединяются с тоннелями соединительными линиями. Камеры разделены железобетонным перекрытием на два этажа. На нижнем этаже размещают водосборники емкостью 70 м3, на верхнем — устанавливают насосное оборудование. Основная водоотливная установка оборудуется тремя насосами, каждый из которых рассчитан на максимальный объем работы. Водосборники основных и транзитных водоотливных установок на линиях глубокого заложения имеют две камеры, служащие для непрерывной поочередной периодической очистки. Высший уровень воды в водосборнике должен быть не менее чем на 0,1 м ниже сливной трубы, а низший на 0,2 м выше фланца всасывающей сетки насоса. Для надежной работы основные водоотливные установки получают питание от двух независимых источников энергоснабжения. Установки оборудованы сигнализацией аварийного уровня.Транзитные водоотливные установки устанавливают между основными установками в тех случаях, когда из-за большого расстояния между ними трубы и лотки не могут пропустить всю собираемую для отвода воду. Транзитные установки служат для перехвата части воды и перекачки ее на поверхность. От основных установок они отличаются меньшей производительностью насосов и меньшими объемами водосборников (40 м3).Местные водоотливные установки располагают в пониженных местах куда вода поступает самотеком. Из водосборника емкостью 4—7 м они перекачивают воду в лоток тоннеля. В тоннелях мелкого заложения сброс воды местными водоотливными установками осуществляется в городскую канализацию. Местные установки так же, как и транзитные, имеют два насоса. Все водоотливные установки метрополитенов работают в автоматическом режиме в зависимости от уровня воды в водосборнике, за которым «следит» автоматика.Устройства энергоснабжения, вентиляции, водоснабжения, канализации, теплоснабжения повсеместно переводятся на автоматическое управление, что значительно повышает их надежность и экономичность и, кроме того, создает возможность внедрения подсистемы АСУ-климат, которая будет автоматически формировать оптимальную воздушную среду в метрополитенах.Водоснабжение линий метрополитенов осуществляется от городской водопроводной сети. В тоннелях перегонов и станций прокладывают тоннельный водопровод из стальных цельнотянутых труб Ø 80 мм на стороне, противоположной контактному рельсу.На каждой станции метрополитена имеется водопроводный ввод, отделенный от сети разделительными задвижками. Воду на линиях метрополитена используют для водоснабжения служебных помещений, мытья путевых тоннелей, платформ и полов, для противопожарных целей, для охлаждения воздуха машинных помещений, эскалаторов и т.п.Станции, вестибюли, переходы имеют пожарные краны диаметром 50 мм при длине рукавов 20 м. Поливочные краны располагают в перегонных тоннелях (через 30 м), эскалаторных тоннелях и переходах (через 20 м) и в торцах станцииСпециальные краны для мытья путей и платформ устанавливают через каждые 500 м в перегонных тоннелях и в конце каждой платформы на станцияхВодоотлив. В тоннели может поступать грунтовая вода, просачивающаяся через обделку (отдельные течи), вода из служебных и производственных помещений и от мытья станций и перегонных тоннелей. Для удаления воды самотеком предусматривают поперечные и продольные уклоны станционных платформ, полов вестибюлей и служебных помещений, коридоров и переходов и верхнего строения пути.На всем протяжении перегонных тоннелей с бетонным основанием путей по оси пути устраивают открытую водоотводную канаву шириной 0,9 м и глубиной


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ «МИСиС»

ГОРНЫЙ ИНСТИТУТ

Дипломный проект

Тема: Электрификация и автоматизация технологических процессов в условиях АО Мосметрострой

Специальная часть: модернизация системы электропривода водоотливной установки
Исполнитель:

студент гр. СГД-16-3з

Токмакова Е.А.
Руководитель

Решетняк С Н

Москва 2023

Введение

Целью и актуальность дипломного проекта. Развитие транспортной инфраструктуры и пассажиропотоков в метрополитене. Требование надежного электроснабжения электропоездов, повышения качества электрической энергии (КЭ) в тяговой сети и обеспечения безопасности движения поездов. В настоящее время на Московском метрополитене осуществляется масштабная модернизация, как парка подвижного состава, так и электроэнергетической инфраструктуры. Одно из направлений обновления системы тягового электроснабжения - это внедрение на тяговых подстанциях 12-пульсовых преобразовательных агрегатов. Система тягового электроснабжения Московского метрополитена, в которую входят сеть первичного электроснабжения, тяговые подстанции, тяговая сеть и электроподвижной состав с асинхронными тяговыми двигателями, работающие в совокупности.

Метрополитен является наиболее совершенным и важнейшим видом городского транспорта, который способен справляться с высокой интенсивностью пассажиропотока, как никакой другой вид городского транспорта.

Ежедневно в мире 155 миллионов человек пользуются услугами метрополитена. Это в 34 раза превышает количество авиапассажиров. Сегодня наличием метрополитена могут похвастаться более 50 стран мира. А, например, в Африке и Австралии - только по два города с метрополитеном: Каир, Тунис, Мельбурн и Сидней. Каждое метро по-своему оригинально, но в некоторых вещах метрополитены очень похожи.

В России есть города, в которых вообще нет метро, есть те, где имеется всего несколько линий. Но к таким городам не относится Москва, метрополитен которой насчитывает двенадцать линий. 

При решении поставленных задач дипломного проекте произведена и выполнена оценка слабых и сильных сторон проекта, возможностей, стоящих перед ним, и угроз для него, а также заключение о развитии и перспективах разработанной системы. Приведена калькуляция себестоимости разработки. Рассмотрены
вопросы охраны труда работников метрополитена, приведены меры безопасности.
Раздел 1. Технология, организация и механизация основного сооружения и устройства метрополитенов
Наиболее эффективным видом транспорта для крупных городов является метрополитен — скоростная городская внеуличная железная дорога с курсирующими на ней маршрутными поездами для перевозки пассажиров.

Метрополитеном называют вид городского скоростного внеуличного железнодорожного транспорта, линии которого прокладываются в подземных тоннелях, по поверхности земли и на эстакадах. От других видов городского пассажирского транспорта метрополитен отличается высокой скоростью и регулярностью движения маршрутных поездов, а также большой провозной способностью.

Линии метрополитена разделены на блок-участки и оборудованы системами автоблокировки и автоматического регулирования скоростей. Это обеспечивает безопасность следования нескольких поездов по одному межстанционному перегону с высокими скоростями (на отдельных участках до 100 км/ч) при коротких интервалах движения (до 1,5—2 мин).

Линии метрополитенов (или их отдельные участки) бывают (рис. 1):
подземные, прокладываемые в тоннелях, на мелком (10—15 м) от поверхности земли или глубоком заложении;
надземные, устраиваемые на специальных эстакадах или путепроводах, сооружаемых над улицами;
наземные, проходящие по насыпям или выемкам и не имеющие пересечения в одном уровне с городскими магистралями.



Рис. 1. Схема способов сооружения метрополитена:
1 и 2 — перегонные тоннели и станция глубокого заложения, сооружаемые закрытым способом; 3 и 5 — станции мелкого заложения, сооружаемые открытым способом, 4 — перегонные тоннели мелкого заложения, сооружаемые закрытым способом; 6 — перегонные тоннели мелкого заложения, сооружаемые открытым способом

В комплекс линии метрополитена входят следующие сооружения (рис. 2): станции, перегонные тоннели, эстакады, мосты, путепроводы, земляное полотно (насыпи и выемки для наземных линий), камеры съездов, тупики, соединительные служебные тоннели, депо, инженерный корпус метрополитена.





Рис. 2. Схема расположения сооружений на участке линии метрополитена:
1 — тупик; 2 — камеры съезда на глубоком заложении; 3 — станция метрополитена глубокого заложения; 4 — наклонный эскалаторный тоннель; 5 — наземный вестибюль станции; 6 — санузел с дренажной перекачкой; 7 — перегонные тоннели; 8 — подземный вестибюль станции мелкого заложения; 9 — станция мелкого заложения; 10 — подуличные переходы с лестничными сходами и входами в вестибюль; 11 — камера съезда за станцией на мелком заложении; 12 — участки перехода перегонных тоннелей от мелкого заложения к выходу на поверхность; 1З — выходные пути из тоннелей; 14 — деповские пути на поверхности; 15 — депо метрополитена; 16 — вентиляционные сбойки— 17 — вентиляционный (подходный) тоннель; 18 — вентиляционный (рабочий) ствол

Станции предназначены для посадки, высадки и пересадки пассажиров, а также для приема и отправления поездов. Станции метрополитена подразделяются по ряду признаков.

По эксплуатационным особенностям и расположению на линии метро станции делят на промежуточные, пересадочные (предназначенные для пересадки пассажиров с одной линии на другую), зонные (те, на которых заканчивается движение поездов в пределах определенного участка — зоны — линии метро) и конечные (те, которыми заканчиваются линии).

По расположению и числу платформ станции делят на три типа: одноплатформенные (с одной островной, т. е. средней, платформой), двухплатформенные (с двумя боковыми платформами) и трехплатформенные (со средней — островной — и двумя боковыми платформами).

По высотному расположению и способам строительства станции делят на четыре типа: подземные (сооружаемые закрытым способом), подземные мелкого заложения (сооружаемые открытым способом в котлованах), наземные и надземные (устраиваемые на эстакадах). На станциях подземных глубокого заложения для спуска и подъема пассажиров используют эскалаторы — подвижные лестницы, которые монтируют в наклонных тоннелях, соединяющих станцию и вестибюль. На станциях мелкого заложения при разности отметок между платформой и вестибюлем до 4,5 м устраивают лестницы, а при большей разнице — эскалаторы.

Тоннели, эстакады, путепроводы, земляное полотно служат для прокладки путей метрополитена и движения поездов между станциями. Тоннели метрополитенов строят одно— или двухпутными. Для перехода от двухпутного участка к двум однопутным участкам сооружают специальные камеры — раструбы. На эстакадах, путепроводах, насыпях и в выемках прокладывают сразу два пути.


Камеры съезда предназначены для соединения двух перегонных тоннелей. В камерах съезда укладывают стрелочные переводы (съезды) для перехода поезда с одного пути на другой.

При устройстве камеры съездов в двухпутных тоннелях, на эстакадах и наземных линиях не требуется изменять конструкции этих сооружений. При расположении путей в двух однопутных тоннелях в местах устройства съезда необходимо устраивать специальный соединительный тоннель. На участках укладки стрелочного перевода в однопутном тоннеле и примыкания соединительного тоннеля делают ступенчатые уширения путем сооружения разной длины коротких тоннелей (камер), постепенно увеличивая пролет ширины. Последняя камера имеет ширину, соответствующую ширине перегонного и соединительного тоннелей.

Тупики сооружают на конечных станциях метрополитена для устройства тупиковых путей, предназначенных для перевода поездов с одного пути на другой, а также для осмотра и отстоя составов. На подземных линиях устраивают тупиковые тоннели, соединенные с главными путями камерами съездов.

Электродепо предназначены для ночного отстоя подвижного состава (вагонов), их осмотра, проведения технического обслуживания и ремонта. В состав электродепо, кроме цехов и помещений, предназначенных для проведения указанных работ, входят производственные мастерские, камеры для мойки и обдувки вагонов, компрессорная станция: парковые пути, административно-бытовой корпус и др.

Инженерный корпус метрополитена является центром управления движением поездов и работой всех технологических установок (электротехнических, связи и автоматики, сантехнических и др.), обеспечивающих работу метрополитена. Инженерный корпус оснащается различным оборудованием и устройствами. В нем также размещаются управление метрополитена и аппарат различных служб.

К технологическим устройствам метрополитена относятся: рельсовый путь; контактный рельс; электротехнические устройства (электроподстанции, кабели различного назначения, освещение, различные силовые установки); устройства автоматики и телемеханики; устройства сигнализации и связи; санитарно-технические устройства, обеспечивающие вентиляцию, теплоснабжение, водоснабжение, водоотвод и канализацию.


Электроэнергия для движения поездов и постоянного оборудования метрополитена подается от тягово-понизительных подстанций, которые преобразуют переменный ток напряжением 6—10 кВ, получаемый от городских электрических подстанций, в постоянный напряжением 825 В для движения поездов, а также понижают напряжение переменного тока до 380 В, что необходимо для других потребителей энергии на метрополитене.

Подача электрического тока к поездам метрополитенов осуществляется не по проводу, как на наземных электрических железных дорогах и трамвае, а по специальному металлическому контактному («третьему») рельсу, который устанавливают в нижней части тоннеля в непосредственной близости от пути. При движении поезда метрополитена по нижней кромке контактного рельса скользит вагонный токоприемник.

Вентиляция метрополитена обеспечивает санитарно-гигиениче-ские условия, нормальные для пребывания пассажиров в тоннелях метрополитена. Система вентиляции обеспечивает необходимый воздухообмен, чистоту воздуха, его влажность и температуру. В тоннели чистый воздух поступает через специальные вентиляционные стволы, или шахты; камеры для размещения вентиляторов располагают на перегонах между станциями и на самих станциях.

Для управления движением поездов, обеспечения безопасности и высокой пропускной и провозной способности предназначены устройства СЦБ (сигнализации и связи, централизации и блокировки). Эти устройства установлены с учетом разделения перегонов между станциями на отдельные блок-участки, ограждаемые системой сигналов (светофоров), разрешающих или запрещающих поездам следовать по перегону или блок-участку. Специальные устройства (автостопы) обеспечивают остановку поезда в случае проезда им запрещающего сигнала. Установлено централизованное управление всеми стрелками на линии из одного места — с поста диспетчера движения. Все технические службы метрополитенов, включая подвижной состав, оборудованы телефонной, радио— и громко-говорящей связью.

В последнее время с целью повышения безопасности движения поездов и увеличения частоты их движения линии метрополитена оборудуют стационарными устройствами автоведения, автоматического регулирования скорости и автоматического управления поездами («автомашинист»).

Санитарно-технические устройства метрополитена включают в себя устройства водоснабжения и канализацию служебных и технических помещений метрополитена и систему отвода воды, попадающей в тоннели. Входящие в эту систему специальные дренажные камеры и фекальные перекачки связаны с системой городских коммунальных сетей-водопровода и водостоков.