Файл: Урок 13. Технологическая карта тема урока, план урока, возможная личностно значимая проблема Разгром империи Наполеона. Венский конгресс.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2024

Просмотров: 22

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


      Дома ученики выполняют задания из методического аппарата учебника и продумывают ответы на проблемные задания, предложенные на уроке.


УРОК 14. ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
 


Тема урока, план урока, возможная личностно значимая проблема

Англия: сложный путь к величию и процветанию.
1. Билль о реформе. 2. Чартизм: «Хартия, хартия и ничего кроме хартии!» 3. Начало Викторианской эпохи. Англия — «мастерская мира». 4. Законченный парламентский режим. 5. Внешняя политика. Империя, где «никогда не заходило солнце».
Возможная личностно значимая проблема: величие страны создается созидательным трудом народа, проведение социальных реформ позволяет избежать кровопролития

Планируемые результаты изучения материала

Учащиеся узнают, что в начале Викторианской эпохи в Англии продолжался процесс становления правового государства и гражданского общества, что к середине XIX в. в стране упрочился парламентский режим, способствовавший укреплению гражданского мира, убеждаются в достоинствах политики реформ, в пользе реформ для государства и человека

Методы обучения и формы организации учебной деятельности

Проблемный или частично поисковый метод.
Познавательные задания: 1. Подумайте, почему в XIX в. главным требованием в английском обществе стало требование парламентской реформы. 2. Как вы думаете, почему чартистское движение не переросло в революцию? Докажите свою точку зрения. 3. Какие черты внутренней и внешней политики были характерны для Англии 30—60-х гг.?
Форма урока: комбинированный урок с элементами лабораторной работы.
Приемы деятельности учителя: сюжетный повествовательный рассказ (о движении за парламентскую реформу), образное повествование с элементами персонификации (чартистское движение, от чартизма к «почтительности»), описание (Англия — «мастерская мира»), информативное сообщение (законченный парламентский режим и внешняя политика). Руководство лабораторной работой с документами и решением познавательных заданий

Развитие умений учащихся

Учатся извлекать полезную информацию для выполнения познавательного задания; использовать документы для ответов на поставленные вопросы; оценивать события с позиций представителей разных слоев населения; формируют личностное отношение к изучаемому вопросу

Основные понятия и термины

Хартия, чартизм, законченный парламентский режим, тред-юнион, «мастерская мира»

Источники информации: школьные и внешкольные

Учебник, § 13. Рабочая тетрадь. Карты: «Начало промышленного переворота в Англии», «Мир к концу XIX в. (1870 г.)», «Европа в конце XIX — начале XX в. Экономическое развитие». Образовательное пространство расширяется за счет чтения научно-популярной и художественной литературы: Детская историческая энциклопедия (очерк о чартистском движении), разные издания; Ч. Диккенс. Оливер Твист. Крошка Доррит. Холодный дом (и др. произведения); Дж. Остин. Гордость и предубеждение. Аббатство Нортенгер



Комментарии к технологической карте

      Рассмотрение содержания этого урока требует опоры на ранее изученный материал («Новая история, 7 класс», тема «Парламент против короля. Революция в Англии. Путь к парламентской монархии»). В 7 классе учащиеся получили первое представление о сложившейся в Англии парламентской системе, о двухпартийной политической системе тори и вигов, о роли кабинета министров, об избирательной системе и «гнилых местечках». Эти вопросы следует вспомнить при организации учителем опережающего повторения. Назвав тему урока, учитель просит учащихся ответить на вопросы: как было организовано управление Англией в конце XVII—XVIII в.? Почему Англия стала называться парламентской монархией? Какие политические партии существовали в Англии и какую роль они играли в политической системе страны? В чем заключались особенности избирательной системы в стране? Когда в Англии произошли промышленный переворот и аграрная революция? Как они повлияли на социальный состав общества?

      После этой вступительной части учитель знакомит учащихся с планом урока и познавательными заданиями. Третье задание должны выполнить все, первое и второе — по желанию.

      Рассказывая о событиях, предшествующих принятию парламентской реформы, учитель расширяет образовательное пространство за счет привлечения дополнительного материала, помогающего определить причины борьбы за избирательную реформу.

      Промышленный переворот и аграрная революция изменили социальный состав английского общества.

      Основные группы деревенского населения — лендлорды, арендаторы и батраки. Развивались крупные фермерские хозяйства, и фермеры нового поколения отказывались от старых традиционных отношений с батраками. Прежде работник нанимался, как правило, на ежегодной ярмарке сроком на один год. Если хозяин и батрак были довольны друг другом, то срок мог быть продлен. При этом работник питался за одним столом с хозяином и его семьей. Теперь этому был положен конец. Фермеру стало выгодней нанимать батрака не на год, а по мере надобности — на месяц, на неделю. Постепенно заработная плата работников была снижена до такого уровня, что денег едва хватало для полуголодного существования.

      В городах значительную часть населения составляли новые общественные классы — промышленная буржуазия и промышленные рабочие. Но промышленная буржуазия практически доступа к власти не имела, а о рабочих и говорить не приходится.


      После окончания наполеоновских войн экономика Англии переживала временный спад. Поскольку вывоз товаров из страны резко уменьшился, это привело к сокращению их производства и росту безработицы.

      Кроме того, упали цены на хлеб и другие сельскохозяйственные продукты. Лендлорды опасались, что ввоз хлеба из-за границы еще больше снизит цены и приведет к падению земельной ренты. Стремясь обеспечить себе сохранение высоких доходов, лендлорды настояли на принятии в 1815 г. хлебных законов, запрещавших ввоз хлеба в Англию, если цена на зерно в стране упадет ниже 80 шиллингов за квартер (291 литр). В дальнейшем парламент снизил предельную цену зерна до 66 шиллингов за квартер. Доступ хлеба в Англию из других стран оставался фактически закрытым. Промышленные и сельскохозяйственные рабочие и промышленная буржуазия боролись против хлебных законов. Народные волнения были массовыми, и в 1817 г. правительство временно приостановило действие Habeas Corpus Act.

      В стране росло движение за всеобщее избирательное право, поддерживаемое промышленной буржуазией и сопровождающееся демонстрациями и массовыми митингами. В августе 1819 г. в Манчестере во время митинга войска разогнали его участников, и при этом погибло 11 человек. Митинг проходил на поле Св. Петра, а в его разгоне участвовал полк, принимавший участие в битве при Ватерлоо. В народе эту трагедию назвали бойней при Питерлоо.

      В этих условиях виги проявили необходимую политическую гибкость. Они понимали необходимость достижения компромисса путем законодательного расширения прав человека. Но в этот период у власти находились тори, проводившие политику «антиякобинства». Их лидеры упорно старались доказать, что избирательная система Англии является «верхом человеческой мудрости».

      В 20‑е гг. билли о парламентской реформе четырежды вносились вигами в парламент, но отвергались большинством голосов. «Мы сами гоним в революцию тех, кого отстраняем от власти,— заявил один из лидеров вигов в палате лордов. — Мы должны пойти на реформу, чтобы сохранить все остальное!»

      Чтобы не допустить революционного взрыва, власти в последующие годы пошли на ряд уступок. В 1825 г. они отменили запрет на создание рабочих союзов, и в стране стали создаваться профессиональные союзы — тред-юнионы.


      Наконец, в 1830 г. после сорокалетнего перерыва к власти пришли виги. В 1831 г. палата общин утвердила законопроект о реформе, а в 1832 г. после длительного сопротивления Билль о реформе утвердила палата лордов.

      Сюжет о работных домах может быть рассмотрен с привлечением текста из книги Ч. Диккенса «Оливер Твист».

      Проблемы чартистского движения рассматриваются в объеме учебника, однако следует использовать извлечения из документов, анализируя которые можно определить задачи чартистов, их отношение к промышленной буржуазии и методы борьбы.

Из «Народной хартии», принятой на митинге (февраль 1837 г.)

      ...Соединенное королевство должно быть разделено на 200 избирательных округов с возможно равным числом жителей в каждом...

      24 июня каждого года должны происходить общие выборы, а если бы место в палате общин оказалось вакантным среди года, то оно должно быть замещено не позже двух недель после того, как оно освободилось...

      Для кандидатов в палату общин не должно быть никаких имущественных цензов... Список всех признанных кандидатов округа вывешивается на дверях церкви каждого прихода, чтобы избиратели могли составить себе суждение о пригодности кандидата...

      ...Каждому члену палаты общин должно выплачиваться ежегодно (каждые четверть года) из государственной казны вознаграждение в 400 фунтов стерлингов.

Из первой петиции чартистов,
поданной в парламент (июль 1839 г.)


      ...Мы изнемогаем под бременем налогов, которых все же оказывается далеко не достаточно для нужд наших правителей. Наши промышленники трепещут на краю банкротства, наши рабочие умирают от голода, капитал не дает прибыли, а труд не вознаграждается. Дом ремесленника опустошен, зато кладовая ростовщика полна, работный дом переполнен, а фабрика обезлюдела...

      Мы говорим вашей достопочтимой палате, что капитал хозяина не следует больше лишать причитающейся ему прибыли; что законы, удорожающие хлеб, равно как и те, которые, превращая деньги в редкость, делают труд дешевым, должны быть отменены; что налоги должны падать на собственность, а не на труд; что благо большинства населения как единственно законная цель должно быть единственным предметом забот правительства...

Из второй петиции чартистов, поданной в парламент (май 1842 г.)