Файл: Урок 13. Технологическая карта тема урока, план урока, возможная личностно значимая проблема Разгром империи Наполеона. Венский конгресс.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2024

Просмотров: 24

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


      ...Лионское восстание открыло важную тайну — внутреннюю борьбу, происходящую в обществе между классом имущих и классом, ничего не имеющим... Наше торговое и промышленное общество имеет свою язву, как все прочие общества: эта язва — рабочие. Нет фабрик без рабочих, а с рабочим населением, все возрастающим и всегда нуждающимся, нет покоя для общества...

      Нужно, чтобы средний класс знал хорошо, каково положение вещей... Ниже среднего класса стоит население пролетариев, которое волнуется и содрогается, не зная, чего оно хочет, куда оно идет. Что ему до этого? Ему плохо. Оно хочет перемен. Вот где опасность для современного общества, и отсюда могут выйти варвары, которые его разрушат... А средний класс оказался бы одураченным, если бы, увлеченный какими-то демократическими принципами, он глупо дал бы оружие и права своим врагам, если бы он впустил пролетарский поток в Национальную гвардию, в муниципальные учреждения, в избирательные законы, во все, что есть государство... Давать политические права и национальное оружие тем, у кого нечего защищать и кто может все забрать,— это значит идти против сохранения общества... Современное общество погибнет от своих пролетариев, если оно не постарается всеми возможными способами уделить им частицу собственности или если оно сделает их активными и вооруженными гражданами, прежде чем сделать их собственниками.

Вопросы к документу: в чем видела опасность для стабильности общества либеральная буржуазия? Какие меры, с точки зрения либеральной буржуазии, необходимо принять для предотвращения «разрушения» общества? Согласны ли вы с такой точкой зрения или хотели бы возразить?

      Затем следует обсудить третье познавательное задание (см. технологическую карту). Учащиеся указывают, что в то время, как в Англии сформировался парламентский режим, где правительство умело использовало реформы для устранения или хотя бы смягчения политических и социальных противоречий, где существовали профсоюзы, защищающие права рабочего класса, во Франции процесс модернизации в политической и социальной жизни шел медленнее и рабочие были беззащитны в условиях индустриальной революции и стихии капиталистического предпринимательства. Таким образом, во Франции налицо был политический кризис — общество находилось в состоянии нестабильности, политический режим не пользовался поддержкой населения.


      Вывод делается по учебнику. После объяснения домашнего задания (см. технологическую карту) учитель проводит проверку вариантов ответов на познавательные задания.

УРОК 16. ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
 


Тема урока, план урока, возможная личностно значимая проблема

Франция: революция 1848 г. и Вторая империя
1. «Голодные сороковые». 2. «Монархия на вулкане». 3. «Гарантировать рабочему его существование трудом». 4. Учредительное собрание. 5. «Хлеба или свинца!» 6. Вторая империя: экономика и политика (от авторитарного режима к парламентскому).
Возможная личностно значимая проблема: доверие к человеку должно опираться на его личные дела, а не на память о его заслуженных предках

Планируемые результаты изучения материала

Учащиеся узнают, что волна революций, захлестнувших европейские страны, была вызвана серьезными экономическими, политическими и социальными причинами; прослеживают процесс постепенной демократизации политической системы во Франции в период Второй империи

Методы обучения
и формы организации учебной деятельности

Проблемный или частично поисковый метод.
Познавательные задания: 1. Выскажите ваше мнение об общих для европейских стран причинах революции 1848—1849 гг. Подумайте, чем было вызвано наличие общих причин в разных странах. 2. Перед революцией 1848 г. во Франции один из руководителей буржуазной оппозиции провозгласил лозунг «Реформа во избежание революции!». Согласны ли вы с тем, что реформы могли предотвратить революцию? Если согласны, то укажите, какие реформы были нужны. 3. Известный писатель и государственный деятель Токвиль, выступая в палате депутатов, предостерегал правительство: «Мы стоим на вулкане, поскольку пролетариат охвачен идеями, направленными против всего современного общества». Проанализировав революционные события во Франции, укажите, какими идеями был охвачен пролетариат.
Форма урока: комбинированный урок или школьная лекция.
Приемы деятельности учителя: эвристическая беседа («голодные сороковые»), сюжетный повествовательный рассказ с элементами драматизации («монархия на вулкане», «гарантировать рабочему его существование трудом», «хлеба или свинца!»), информативное сообщение (Учредительное собрание), аналитическое описание (Вторая империя), организация деятельности учащихся на уроке по предъявлению результатов выполнения познавательных заданий

Развитие умений учащихся

Учатся рационально выполнять задания; размышлять и делать оценочные суждения; выделять причинно-следственные связи; воссоздавать исторические образы и создавать обобщенные образы людей изучаемой эпохи

Основные понятия и термины

Антиклерикал, сантим, авторитарный режим

Источники информации: школьные и внешкольные

Учебник, § 15. Рабочая тетрадь. Карта «Революция 1848—1849 гг. в Европе». Образовательное пространство расширяется за счет чтения научно-популярной и художественной литературы: В. Гюго. Наполеон Малый (памфлет). Отверженные. Труженики моря. Человек, который смеется; П. Мериме. Новеллы; Г. Флобер. Воспитание чувств. Мадам Бовари


Комментарии к технологической карте

      После проверки домашнего задания учитель проводит мотивацию обучения, создающую положительный настрой для изучения темы (см. учебник, § 15, вводная часть). Затем учащиеся знакомятся с планом урока, а учитель предлагает выбрать каждому одно из проблемных заданий.

      Первый вопрос плана раскрывается в ходе эвристической беседы, целью которой является выяснение причин революции, общих для большинства европейских стран в 40‑е гг. XIX в. Подводя итоги этой беседы, учитель отмечает, что причины революции заключались не только в ухудшении экономического положения широких слоев общества, но и в стремлении к демократизации политического строя, к уничтожению препятствий, мешающих созданию независимых национальных государств, к созданию условий для развития процесса модернизации во всех сферах жизни общества.

      Для создания конкретной картины положения в обществе накануне революции можно использовать примеры из истории Франции.

      Во Франции в 1845 г. картофельная болезнь поразила почти все сельскохозяйственные районы. Проявлялась она везде одинаково: неожиданно засыхала ботва, а вырытый картофель оказывался непригоден для еды. Дождливый 1845 г. и засушливый 1846 г. привели к болезни виноградников. В это же время разразился экономический кризис, затронувший все индустриальные страны. Он потряс финансовую систему Франции и привел к сокращению производства. В период кризиса усилился процесс концентрации производства, росли монопольные цены, от чего страдала средняя промышленная буржуазия.

      По всей стране прокатились забастовки. Рабочие призывали свергнуть монархию и установить республику. «Мы прогнали тиранов с титулами,— говорилось в брошюре, написанной одним рабочим,— чтобы оказаться во власти тиранов с миллионами».

      Широкое недовольство вызывали взяточничество и коррупция, пышно расцветавшие во время Июльской монархии.

      Установления республики желала средняя и мелкая буржуазия, которую банкиры не допускали к власти. Для них главным было проведение реформы, которая открыла бы доступ к управлению страной.

      К 1848 г. страна находилась накануне революции, главной задачей которой было создание благоприятных условий для дальнейшего развития индустриального общества.

      Второй и третий пункты плана рассматриваются в пределах учебника.


      При наличии времени можно более подробно рассказать о деятельности Луи Блана (1811—1882). Учащимся предлагается выполнить задания: вспомните основные причины развития социалистических учений в первой половине XIX в. Назовите основные положения учения социалистов-утопистов и марксистов. Подумайте, к какой категории социалистов вы бы отнесли Луи Блана.

      Следует сказать, что, стремясь провести в жизнь свое учение о равном распределении благ, разработанное в книге «Организация труда», Луи Блан создал три производственные ассоциации: портных, седельщиков и прядильщиков, которые выполняли государственные заказы. Заработную плату установили по 2 франка в день для всех без исключения рабочих за все виды работы. И все три ассоциации, основанные на принципах уравнительства, оказались нежизнеспособными. Очевидно, восьмиклассники укажут на то, что Л. Блан стоял на позициях утопического социализма.

      Рассказывая об июньском восстании парижских рабочих, следует отметить их стремление разрешить противоречия мирным путем. Уже на баррикадах они еще раз обратились к правительству с последним призывом: «Мы не дурные граждане: мы просто несчастные рабочие. Мы требуем, чтобы вы обратили внимание на нашу бедность. Подумайте о нас, управляйте нами, и мы будем вам помогать. Мы хотим жить для республики и умереть за нее».

      Июньское восстание — кровавая трагедия, яркое описание которой дали его очевидцы. А. И. Герцен писал:

      «Двадцать третьего числа, часа в четыре перед обедом, шел я берегом Сены... Лавки запирались, колонны национальной гвардии сзловещими лицами шли по разным направлениям, небо было покрыто тучами; шел дождик... Сильная молния сверкнула из-за тучи, удары грома следовали друг за другом, а середь всего этого раздался мерный, протяжный звук набата... которым обманутый пролетариат звал своих братьев к оружию... С другой стороны реки на всех переулках и улицах строились баррикады. Я, как теперь, вижу эти сумрачные лица, таскавшие камни; дети, женщины помогали им. На одну баррикаду, по-видимому, оконченную, взошел молодой политехник, водрузил знамя и запел тихим, печально торжественным голосом «Марсельезу»; все работавшие запели, и хор этой великой песни раздавался из-за камней баррикады, захватывал душу... Набат все раздавался...»

      Чтобы обеспечить учащихся источниками информации для решения третьего познавательного задания
, следует раздать карточки с извлечениями из прокламации Временного правительства и из воззвания, расклеенного на улицах Сент-Антуанского предместья в июне 1848 г.

Из прокламации Временного правительства
французскому народу (февраль 1848 г.)


      ...Временное правительство, созданное только что... уполномочено обеспечить и организовать... народную победу.

      ...Временное правительство хочет республики, но утвержденной народом...

      ...Единство нации, состоящей отныне из всех  классов и граждан, в нее входящих; самоуправление нации; свобода, равенство и братство в качестве принципов; народ в качестве девиза и лозунга — вот то демократическое правительство, которое Франция обязана себе обеспечить и которое наши усилия сумеют за ней утвердить!

Из воззвания, расклеенного на улицах
Сент-Антуанского предместья (июнь 1848 г.)


      К оружию!

      Мы хотим демократической и социальной республики.

      Мы хотим верховной власти народа.

      ...Чтобы защитить эту республику, необходимо содействие всех. Многочисленные демократы, которые поняли эту необходимость, уже два дня, как вышли на улицу.

      ...Защищая республику, мы защищаем собственность...

      Учащиеся могут указать, что рабочие были охвачены идеями установления власти народа в рамках демократической и социальной республики (республики, где защищены права человека).

      Следует обратить внимание школьников на уроки этого восстания: необходимость достижения компромисса в обществе мирным путем, роль государства как органа, способного создать равновесие в обществе демократическим путем.

      Вопрос о Второй империи рассматривается в пределах учебника. Важно показать, как постепенно авторитарный режим перерастает в конституционную монархию. Надо учесть, что в исторической литературе прежних лет сформировалось негативное отношение к личности Наполеона III. Следует рассмотреть эпоху его правления более объективно. Император сделал много полезного для экономического развития Франции. Он знал, очевидно, высказывание своего великого дяди: «Когда у рабочего нет работы, он легко делается добычей всяких интриганов и тогда его легко взбунтовать; а я больше боюсь восстания, вызванного бесхлебьем, чем сражения с 200-тысячной армией».

      В дополнение к имеющимся в учебнике материалам можно добавить рассказ учителя (или сообщение ученика) о реконструкции Парижа.

      Чтобы ослабить социальное напряжение, Наполеон III затеял проведение крупных общественных работ, которые должны были преобразить Париж и другие города и продемонстрировать его заботу о своих подданных. Денег не жалели. В Париже завершалось строительство Лувра, велась прокладка широких улиц, соединяющих центральные кварталы со всеми вокзалами и путями сообщения. Префектом Парижа и руководителем этих работ был назначен Осман,