Файл: Урок 13. Технологическая карта тема урока, план урока, возможная личностно значимая проблема Разгром империи Наполеона. Венский конгресс.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2024

Просмотров: 25

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Слова эти оказались пророческими, так как на следующий день в Париже произошла революция, свергнувшая правящую династию.

      В первые недели покорная властям пресса еще скрывала истинное положение, сообщая о «победах французского оружия», о «взятых в плен тысячах немецких солдат». Тем большим стало потрясение в обществе, когда власти 4 сентября 1870 г. были вынуждены сообщить о сокрушительном разгроме и капитуляции французской армии под Седаном.

      Третий пункт плана рассматривается в пределах учебника.

      Перейдя к четвертому пункту плана и рассуждая о причинах восстания в Париже, учитель указывает на ряд обстоятельств, повлиявших на это событие.

      Германские войска, не встречая сколько-нибудь значительного сопротивления, двинулись на Париж, осада которого началась уже 19 сентября. В течение короткого времени пруссаки оккупировали весь северо-восток Франции. Страшным ударом для патриотически настроенных французов стало известие о капитуляции маршала Базена в Меце, где находилось около 200 тыс. солдат — армия, имевшая все возможности продолжать борьбу.

      Маршал Базен, крайне честолюбивый и не слишком совестливый, не сделал попытки прорваться. Немцам было известно, что в крепости нет продовольствия и солдаты питаются кониной, но и та подходит к концу. Бисмарк вступил в переговоры с Базеном, настаивая на капитуляции крепости. 27 октября капитуляция была подписана. После 72-дневной блокады на башнях крепости вывесили германские флаги. В плен сдались 6 тыс. офицеров и около 200 тыс. солдат. К немцам перешло огромное количество французской техники. Пленных отправили в Германию.

      Немецкие войска двигались к Парижу. Продвижение пруссаков в глубь страны вызвало среди населения патриотический подъем. Особенно он чувствовался в столице. Правительство сформировало для защиты Парижа гарнизон, насчитывавший до полумиллиона вооруженных людей, большей частью солдат Национальной гвардии, состоявшей из мужчин непризывного возраста. Они были плохо обучены и не слишком дисциплинированы, но защищать свой родной город могли. Поэтому подступившие к Парижу прусские войска отказались от намерения штурма города и перешли к его осаде. Город был окружен несколькими рядами укреплений, прусская армия насчитывала около 230 тыс. человек. С конца декабря прусская артиллерия стала бомбардировать жилые кварталы столицы.


      Жители столицы рвались в бой. Жилось им очень трудно. Запасы продовольствия были рассчитаны на 4 месяца. Приходилось питаться лошадиным мясом, а иногда даже крысами. Вскоре и эта еда стала недоступной. Членам Национальной гвардии платили за службу 1,5 франка в день, а крыса стоила 2 франка.

      Прекращение подвоза сырья и вывоза продукции парализовало промышленность. Промышленники и торговцы лишились дохода, рабочие и служащие — заработной платы. Нечем было платить за жилье, погашать кредиты. Правительство временно запретило взыскивать плату за наем помещений и по долговым обязательствам.

      Зима в тот год оказалась необычайно суровой. Угля не хватало. Пришлось распилить на дрова все деревья, украшавшие парижские бульвары и улицы. Люди коченели, часами простаивая в очередях. Народ голодал, а в то же время в ресторанах богатых кварталов устраивались пиршества: на черном рынке за большие деньги можно было купить все.

      Сытость и благополучие богачей Парижа особенно бросались в глаза на фоне голода и обнищания большинства населения. Ответственность за плохое снабжение и прочие злоупотребления жители столицы возлагали на правительство. Они примирились бы и с голодом, и с другими лишениями, если бы видели, что власти намерены активно отстаивать столицу. Но правительство и не помышляло об этом, так как больше, чем пруссаков, оно боялось вооруженных парижских рабочих. В этих условиях недовольство парижан приобрело политическую окраску, правительство национальной обороны они стали называть правительством национальной измены.

      После рассказа о событиях 18 марта 1871 г. учащиеся называют причины восстания парижан. Последующие пункты плана рассматриваются в пределах учебника. Заключительная часть урока — обсуждение оценки Парижской коммуны и образования Германской империи. Важно, чтобы учащиеся задумались и попытались ответить, что они извлекли для себя лично на уроке.

УРОК 31. ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
 


Тема урока, план урока, возможная личностно значимая проблема

Африка: континент в эпоху перемен
1. Таинственный континент. 2. Культы и религии Африки. 3. Раздел Африки. 4. Цветок из европейских садов на африканской почве. 5. Эфиопия — страна, отстоявшая самостоятельность. 6. Европейская колонизация. 7. Восстание гереро и готтентотов.
Возможная личностно значимая проблема: вмешательство «чужого» (иностранного) в жизнь общества рождает чувство вражды, неприятия чужих ценностей, укрепляется внутренняя сплоченность общества для борьбы против «чужого»

Планируемые результаты изучения материала

Учащиеся узнают, что слабоорганизованные традиционные общества Африканского континента не обладали той силой, которую можно было бы противопоставить европейским колонизаторам; различия в уровне развития государственности, хозяйственной жизни, материальной культуры привели к тяжелым последствиям: к началу XX в. колониальный раздел Африки был завершен

Методы обучения 
и формы организации учебной деятельности

Проблемный или частично поисковый метод.
Познавательные задания: 1. Согласны ли вы с мнением о бескорыстии европейцев, завоевавших Африку только для того, чтобы ликвидировать ее отсталость и принести африканцам культуру индустриального общества? Свою точку зрения аргументируйте. 2. Как вы думаете, почему в XVI—XVIII вв. европейские колонизаторы не стремились идти в глубь континента, ограничиваясь созданием торговых форпостов в прибрежных районах, и почему вXIX в., особенно в последней трети, колонизаторы захватили весь континент? 3. Подумайте, какие общие обстоятельства сыграли решающую роль в колонизации Африки европейцами. Почему Африка и юг Азии практически одновременно стали колониями европейских держав?
Формы урока: комбинированный урок, включающий сообщения учащихся (1); заочное путешествие (2); урок работы в группах (3); сюжетно-ролевая игра «Круглый стол историков «Африка: континент в эпоху перемен» (4).
Приемы деятельности учителя: 1) Конспективное повествование или информативное сообщение (Таинственный континент; Раздел Африки), образное повествование (Культы и религии Африки), сюжетный повествовательный рассказ (Цветок из европейских садов на африканской почве; Эфиопия — страна, отстоявшая самостоятельность; Восстание гереро и готтентотов). 2) Образное повествование учителя, сюжетный рассказ, персонификация, драматизация. 3) Организация работы в ученических группах, постановка для каждой группы познавательной задачи (проблемной ситуации), общий вывод о групповой работе и достижении поставленной задачи, дополнительная информация. 4) Подготовка сценария, распределение ролей (возможно заранее), организация занятия и подведение итогов

Развитие умений учащихся

Учатся использовать межпредметные и межкурсовые связи; делать сравнительный анализ; выделять общее и особенное; решать познавательные задачи; развивать творческие способности; видеть изучаемую эпоху глазами современников; сотрудничать с одноклассниками

Основные понятия 
и термины

Тотемизм, анимизм, завершение территориального раздела

Источники информации: школьные 
и внешкольные

Учебник, § 30. Рабочая тетрадь. Карты: «Национально-освободительная борьба народов зарубежной Азии в конце XIX — начале XX в.», «Мир к концу XIX в. (1870 г.)», «Мир к 1914 г.». Образовательное пространство расширяется за счет чтения научно-популярной и художественной литературы: Р. Киплинг. Казарменные баллады. Семь морей


Комментарии к технологической карте

      При проведении комбинированного урока учитель обращает внимание учащихся на познавательные задания, третье из которых имеет наибольшую значимость и обязательно для всех школьников. Наименее сложные и интересные сюжеты могут быть предложены в качестве тем для самостоятельных сообщений учащихся («Культы и религии Африки»; «Восстание гереро и готтентотов»).

      Алгоритм урока традиционный, поэтому ход занятия подробно не излагается. Учителю важно объяснить школьникам обстоятельства, ставшие причинами отсталости Африки, что облегчило ее колонизацию европейскими державами. Если, как мы указывали раньше, в странах Азии вторжение Запада и европейского капитала, колониальные захваты явились толчком, который положил начало разложению старого общества и созданию нового, то в Африке этот процесс шел намного медленнее. Чем можно объяснить это явление?  Рассматривая первый сюжет, включающий в себя общую характеристику Африканского континента, учитель говорит: «К началу XIX в. населяющие Тропическую Африку народы находились на уровне традиционного первобытного или полупервобытного общества. Между ними существовали и их разделяли языковые, этнические, культурные барьеры. Никакого движения вперед здесь не происходило. Некоторые разросшиеся сельские общины, превращавшиеся в города-государства, находились в полупервобытном состоянии и были непрочными политическими образованиями. В чем же причина этого? Востоковед Л. С. Васильев выделяет две главные причины: во-первых, климатические и природные условия этого региона были крайне неблагоприятны для жизни человека и его производственной деятельности. Скудные почвы, с трудом отвоеванные у тропической растительности, были неплодородны. Это расхолаживало земледельцев, которые считали бессмысленным прилагать большие усилия там, где будет небольшой результат. Низкая производительность труда приводила к тому, что в этих обществах не появлялись излишки продуктов, а это, в свою очередь, не создавало условий для создания развитого общества, состоящего из различных слоев населения. Без создания таких обществ, как мы знаем, не могут возникнуть устойчивые государства. Возникавшие государственные объединения, основанные на общинных и кастовых нормах, на строгом соблюдении кровнородственных связей
, племенной общности и пр., существовали за счет средств, полученных от контроля за транзитной торговлей над караванными путями, за счет использования природных ресурсов (золота, алмазов и пр.). Во-вторых, низкий уровень культуры населения определял непрочность государственных образований и вытекающую из этого зависимость от внешних сил. Естественно, что наличие слабых государственных образований или их отсутствие не способствовало защите от колониальных захватов.

      Северная и Северо-Восточная Африка представляла собой особый мир высокой культуры, развившейся на базе ислама, отличный от негритянского (следует учитывать благоприятные плодородные и климатические факторы побережья Средиземного моря), хотя и связанный с ним общей судьбой. Но и арабская Африка была колонизована одновременно с остальной частью континента. Одна из причин — политическая слабость враждующих между собой арабских государств, находившихся на уровне традиционного общества и лишенных защиты со стороны ослабевшей Османской империи. Иностранный капитал содействовал экономическому развитию стран Северной Африки, менялось и общество — формировалась местная администрация, создавалась система образования, но все изменения затрагивали лишь небольшой слой городского населения». Остальные сюжеты рассматриваются в рамках учебника, а в конце занятия восьмиклассники предъявляют результаты решения познавательных заданий.

      Анализируя причины общности судеб Африки и юга Азии, учащиеся называют одинаковые природно-климатические зоны (тропики и субтропики), привлекавшие колонизаторов возможностью эксплуатировать природные богатства (пряности, возможность создания специализированного плантационного хозяйства, выращивание хлопка, чая, кофе, какао и др.), и общую отсталость местного населения, в значительной своей части находившегося на уровне первобытности и полупервобытности, что не давало возможности оказывать сопротивление колонизаторам.

      Второй вариант урока — заочная экскурсия — требует большего привлечения средств наглядности и картинного описания природы, обрядов и обычаев местного населения, «увиденных» стран, городов-государств, сельских общин и пр. При проведении такой формы урока следует использовать межпредметные связи с курсами литературы и географии, художественную литературу, репродукции картин художников, видеоматериалы.

      После постановки общей проблемы (познавательное задание 3) учитель предлагает каждой группе тему задания для самостоятельной работы. Приведем примерную тематику заданий.


      1-я группа. Культы и религии Африки. Задания на карточке: ознакомьтесь с верованиями народов Африки. Подумайте, существовала ли связь между верованиями народов Африки, их занятиями и государственным устройством.2-я группа. Раздел Африки. Задание на карточке: подумайте, какими были социальные, экономические и политические последствия колониального раздела Африки.3-я группа. Цветок из европейских садов на африканской почве. Эфиопия — страна, оставшаяся самостоятельной. Задание на карточке: выскажите ваше мнение, почему Либерия и Эфиопия смогли сохранить свою политическую независимость.4-я группа. Европейская колонизация. Восстание гереро и готтентотов. Задания на карточке: дайте оценку факту вхождения Африки в мировой рынок. Согласны ли вы с тем, что это явление имело положительное значение для развития африканских народов? Если согласны, то объясните, чем были вызваны восстания гереро и готтентотов.

      В качестве вступления учитель объясняет первый пункт параграфа («Таинственный черный континент»), работая одновременно с настенной картой (школьники работают с картами в атласе и в учебнике). Затем группы получают 10 мин для ознакомления со своим заданием и по 4 мин для ответа.

      Далее учитель подводит итоги ответов на познавательные задания.

      При проведении урока в форме сюжетно-ролевой игры «Круглый стол историков: «Африка: континент в эпоху перемен» учащиеся получают предложенные для обсуждения вопросы (см. проблемные задания в технологической карте и задания для работы в группах) за одну-две недели, что позволяет заранее изучить тему.

      «Африканский негр не жесток от природы, хотя его нечувствительность к боли, его безразличие к жизни — своей либо чужой — делает его равнодушным к страданию. Он легко жертвует жизнью под влиянием укоренившегося предрассудка (верования), или в пылу сражения, или ради отправления ритуала. Африканец внутренне не собран, не в состоянии быть организатором производства или торговли. Он уважает силу, но не имеет ответственности. Самой сильной чертой его натуры является склонность к красноречию и риторике. Он не отличается трудолюбием и не в состоянии работать долго с равной интенсивностью. Он сражается с львиной храбростью, которую, однако, скорее можно считать проявлением инстинкта, нежели результатом осознанного долга.