Файл: Васина Е. В., к б. н., доцент кафедры оопд гоу крирпо.ppt

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2024

Просмотров: 29

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Функции досуга:

Культурно-массовое (досуговое) мероприятие:

Цель культурно-досугового мероприятия:

Задачи культурно-досугового мероприятия:

Культурно-досуговые мероприятия классифицируются по следующим основным признакам:

Законодательная база:

Принципы, которые должны быть положены в основу массовых мероприятий с подростками:

разовая игровая программа;

Игра-спектакль.

Театрализованная сюжетная игра 

Зрелище (концерт, спортивное состязание и др.)

Праздник 

Длительная досуговая программа

Композиционная структура сценария культурно-досуговой программы:

Общие рекомендации по разработке культурно-досуговых программ

Задач:

Содержание культурно-досуговой программы связано с

 Группы мероприятий, обеспечивающих наиболее успешную реализацию культурно-досуговой программы:

Методы осуществления культурно-досуговых программ

Ожидаемых результаты

 Схема анализа досугового мероприятия

Сделайте экспертную оценку программы по следующей схеме:


Васина Е.В., к.б.н., доцент кафедры ООПД ГОУ «КРИРПО»


Культурно- массовая (досуговая) деятельность призвана привлекать и
Приобщать молодежь к культуре через творчество, активный отдых, общение, развлечения.


Это часть свободного времени, используемая для общения, потребления ценностей духовной культуры, творчества, прогулок, развлечений и других форм нерегламентированной деятельности, обеспечивающей отдых и дальнейшее развитие личности.


Свободное время

Функции досуга:


коммуникативная, информационно-просветительная, культуротворческая, рекреативно-оздоровительная.

Культурно-массовое (досуговое) мероприятие:


мероприятие направленное на удовлетворение духовных, эстетических, интеллектуальных и других потребностей населения в сфере культуры и досуга, содействие свободному участию граждан в культурной жизни общества, приобщения к культурным ценностям, проводимое в специально определенных для этого местах (в помещениях, на территориях, а так же в зданиях, сооружениях, на прилегающих к ним территориях, предназначенных (в том числе временно) или подготовленных для проведения такого мероприятия).

Цель культурно-досугового мероприятия:


организация содержательного свободного времени детей и молодёжи, повышение общей культуры, духовности и образованности в молодёжно-юношеской среде;
формирование у подрастающего поколения негативного отношения к асоциальным процессам;
приобщение к здоровому образу жизни;

Задачи культурно-досугового мероприятия:


организация социально-значимой полезной деятельности (проектов) и вовлечение в её реализацию детей, подростков и молодёжи;
социализация и адаптация личности в обществе и культуре оказание всесторонней помощи в развитии индивидуальных задатков и способностей индивида;
самореализации и самоактуализации личности;
Воспитание нравственности, приобщение к этическим нормам и ценностям человеческого общества;
популяризация здорового образа жизни;


праздник
(государственный, традиционный, профессиональный, семейный, фольклорный, спортивный);
вечер (тематический, чествования, отдыха, встречи, выпускной, литературный, музыкальный, песни, танцев и др.);
концерт (тематический, театрализованный, отчетный, сольный и др.);
программа (игровая, шоу);
фестиваль (искусств, народного творчества, дружбы и др.), конкурс, смотр (профессиональный, игровой, творческих коллективов и др.);
бал (выпускной, костюмированный, новогодний);
карнавал, шествие, парад, митинг;
выставка (авторская, художественная, прикладного творчества, фото, народных промыслов, цветов, животных и др.);
спектакль;


демонстрация кинофильмов, видеопрограмм, проектов..;
спортивно-оздоровительное мероприятие;
протокольное, корпоративное мероприятие (торжественные приемы, презентации );
информационно-просветительское мероприятие;
гостиная (литературно-музыкальная, поэтическая и др.);
встреча с деятелями культуры, науки, литературы, лидерами общественных организаций и др;
форум;
круглый стол;
семинар, семинар-практикум, мастер-класс и др;
лекционное мероприятие, лекторий (тематический, кино-, видео-);
дискуссия, беседа;
иные формы.

Культурно-досуговые мероприятия классифицируются по следующим основным признакам:


- по содержанию (познавательные, развлекательные);
- по времени (кратковременные, периодические, систематические);
- по характеру (пассивные, активные);
- по направленности контактов ( непосредственные и опосредованные).

Законодательная база:


Конституция Российской Федерации
Федеральный закон Российской Федерации от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ (О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях )
Закон Российской Федерации "Основы законодательства Российской Федерации о культуре"от 9 октября 1992 г. N 3612-I
Гражданский кодекс Российской Федерации,
Закон «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации»,
Закон « Об основах туристической деятельности в Российской Федерации».
Законы РФ «Об образовании»;
Закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (1995),
Закон «Об общественных объединениях» (1995),
Закон «О некоммерческих организациях» (1995),
Закон «О национально-культурной автономии»

Закон «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации»
Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»
Конвенция о правах ребенка (принята ООН в 1989 г.).

Принципы, которые должны быть положены в основу массовых мероприятий с подростками:


информационной насыщенности, эмоциональности, массовости, активности, самостоятельности, диалогичности, комплексности, дифференцированного подхода, преемственности и последовательности приобщения обучающихся к ценностям культуры, многообразия и вариативности воспитательного влияния культурно-досуговой деятельности, формирования у них опыта социального взаимодействия, взаимодействия руководителя и участников.

разовая игровая программа;


разовая игровая программа;
конкурсно-игровая программа по заданной тематике;
игра-спектакль;
театрализованная игра;
зрелище;
праздник;
длительная досуговая программа.


- Не требует подготовки участников. Участники включаются в игру непосредственно в ходе «действа».
- Педлагаемые игры могут быть самыми разнообразными: интеллектуальные игры за столом, подвижные игры и конкурсы в кругу, в зале, на дискотеке.


Предполагает предварительную подготовку участников.
Это может быть турнир, КВН, интеллектуальная игра и др.
Образовательный и воспитательный смысл состоит в подготовке, совместном творчестве обучающихся.


– Важно не превратить игру в обычный экзамен, лишить подростков возможности импровизировать, проявлять выдумку, фантазию;
– основная задача КВН – привить вкус к тонкой, интеллигентной шутке, научить видеть смешное в себе, окружающей жизни.
- самостоятельность участников должна сопровождаться тонким педагогическим руководством;
Для конкурсно-игровой программы в форме КВН необходим полный сценарий с формулировкой педагогических задач, описанием мероприятий подготовительного периода, списком рекомендуемой литературы.


это игры, где успех достигается прежде всего за счет мыслительных способностей человека, его эрудиции и интеллекта.
важнейшей задачей организаторов игры является качественный подбор и составление вопросов


ВИКТОРИНА(форма интеллектуальной игры, где успех достигается за счет наибольшего количества правильных ответов)


СТРАТЕГИЯ(форма интеллектуальной игры, где успех обеспечивается за счет наиболее верного планирования участниками своих действий)


Тестовая викторина
(участники отвечают на вопросы и получают оценку)
«О,счастливчик!» «Что? Где? Когда?»


Сюжетная викторина
(организаторы придумывают игровой сюжет, напр.: космическое путешествие, морская регата; участники соответственно становятся жокеями, космонавтами, моряками)
«Полундра!»
«Колесо истории»


Ролевая стратегия
(путь к успеху – через наилучшее исполнение роли, данной участнику игры)
«Экспромт-театр
«Мафия»


Экономическая стратегия
(путь к успеху – через успешные приобретения и продажи)
«Менеджер»


Боевая стратегия
(путь к успеху – через правильное планирование победы над противником)
Шашки
Шахматы 



Основные типы интеллектуальных игр

Игра-спектакль.


Чтобы провести игру-спектакль, необходима группа ведущих игровой программы (например, педагоги-организаторы, педагоги дополнительного образования и др.).
Сюжет спектакля строится таким образом, что его сторонние участники без предварительной подготовки могут играть небольшие роли или выполнять задания, от которых будто бы зависит судьба героев спектакля.

Театрализованная сюжетная игра 


Требует погружения артистов и зрителей в определенную атмосферу, достаточно длительный период подготовки.
Темы игр могут быть самыми разнообразными, например: «Суд над невежеством», «Литературные салоны 19 века» и т.п.
В оформленном виде такая программа должна предусматривать для учащихся возможность самим участвовать в развитии сюжетов, разработке образов. Для ее проведения необходимо иметь:
– четко изложенные педагогические задачи;
– план подготовки игры;
– экспозицию (характеристику среды, обстановки, предшествующей началу действия);
– сценарий с описанием хода игрового действия, приемов включения учащихся в ту или иную ситуацию.

Зрелище (концерт, спортивное состязание и др.)


Характеризуется наличием
- исполнителей
- зрителей
Требует такой организации, при которой обучающиеся смогут выступать в роли артист зритель.
Воспитывает у молодежи зрительскую культуру – умения спокойно, доброжелательно воспринимать выступления своих сверстников.

Праздник 


Предполагает большое разнообразие видов деятельности и приемов постановки с активным участием всех обучающихся.
Праздничные формы культурно-досуговой деятельности:
– слеты, смотры, конкурсы, творческие отчеты, фестивали детского творчества,
– приветствия, презентации, церемонии;
– гулянья, карнавальные шествия, театрализованные представления;
– физкультурные праздники;
– тематические недели, тематические дни и др.
Программа праздника в написанном виде должна содержать не только перечень концертных номеров, но и план подготовки праздника, где описаны все организационные мероприятия и указаны ответственные за них. Чем больше обучающихся включено в графу «ответственный», тем большее воспитательное, социализирующее значение имеет событие.


Длительная досуговая программа


 Рассчитана на постоянный состав участников (кружок, клуб, группа, курс) и может продолжаться в течение нескольких дней или недель, года и более.
Особенности длительной сюжетно-ролевой игры:
– наличие развивающей социальной идеи (сюжета);
– наличие коллективной творческой деятельности обучающихся (в качестве системообразующего фактора);
– разнообразие игровых ролей, их свободный выбор и смена (для самовыражения личности);
– создание и закрепление в игре положительных моделей поведения;
Обязательное правило – наличие четких этапов, каждый из которых начинается и заканчивается ярким событием. Примером могут служить предметные недели «путешествия с привалами», «робинзонады», ситуационно-ролевые игры «с погружением» (по типу «Хоббитских игр»).


Длительная досуговая программа должна носить выраженный образовательный характер.
Представленная документально, во многом схожа с образовательной программой и должна включать:
– пояснительную записку с указанием целей, задач, ожидаемых результатов, форм и методов реализации программы;
– описание содержания программы;
– характеристику ее материального обеспечения;
– список литературы.


1 этап обоснования выбора программы
Раздел I. Распределение обязанностей разработчиков программы.
Раздел II. Название программы. Выбор темы будущего проекта.
Раздел III. Постановка целей и задач. (Задачи являются поэтапными ступенями достижения поставленной цели, а сама цель выступает как конечный спланированный результат).
Раздел IV. Аудитория программы (возрастные, психологические, социально-демографические и др. признаки аудитории).
Раздел V. Определение формы программы, времени и места ее проведения.


2 этап – написание сценария или сценарный план.
Сценарий программы – это подробная текстовая разработка, включающая как литературную основу, так и организационные аспекты содержания программы.
Сценарий предполагает последовательное изложение материала с первого эпизода/номера ко второму и т.д. сценарная разработка не предлагает «кускообразности», т.е. от первого эпизода/номера ко второму обязательно должен быть плавный переход.