Файл: Примерный перечень вопросов к зачету экзамену по дисциплине Экономическая теория.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.04.2024
Просмотров: 33
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
-
«серая» («неформальная»);
«Серая» (неформальная) теневая экономика -разрешенная законом, но не регистрируемая экономическая деятельность (преимущественно мелкий бизнес) по производству и реализации обычных товаров и услуг. Это самый обширный сектор теневой экономики. В отличие от «второй» экономики, которая неразрывно связана с «белой» экономикой и паразитирует на ней, «серая» функционирует более автономно.
-
«черная» («подпольная») теневая экономика.
«Черная» теневая экономика(экономика организованной преступности) — запрещенная законом экономическая деятельность, связанная с производством и реализацией запрещенных товаров и услуг. Это все виды деятельности профессиональных преступников, полностью исключенные из нормальной экономической жизни, поскольку они считаются несовместимыми с ней, разрушающими ее. Это не только основанное на насилии перераспределение — кражи, грабежи, вымогательство, но и производство товаров и услуг, разрушающих общество, например наркобизнес и рэкет.
Причины существования:
-
несоответствие уровня фактического потребления официальным доходам; -
завышенный спрос на деньги по сравнению с методологическими расчётами центральных банков стран; -
расхождение размеров потребления электроэнергии, других необходимых ресурсов, используемых в производственной деятельности, сфере услуг; -
несоответствие статистических показателей трудовой занятости их размерам, установленных путём проведенных выборочных наблюдений, социологических опросов населения.
8. Рыночный спрос. Закон спроса и его детерминанты.
Рыночный спрос - это спрос, предъявляемый на товар всеми потребителями (покупателями) на рынке данного товара. Функция рыночного спроса на товар получается путем суммирования объемов спроса всех потребителей на рынке при разных уровнях цен.
Спрос на товары и услуги зависит от ряда факторов (детерминант), к которым относятся:
♦ цена на данный товар или услугу (Р);
♦ доходы потребителей (I), определяющие величину потребительского бюджета.
♦ цены на товары-субституты, заменяющие данные товары в потреблении (Рs).
♦ цены на товары-комплементы, дополняющие данные товары в потреблении (Рс).
♦ вкусы и предпочтения покупателей (Z), определяемые модой, традициями, привычками и т.п.
♦ общее число покупателей или размер рынка (N).
♦ ожидания покупателей, включая инфляционные (W).
♦ прочие факторы (B), включающие в себя рекламу, государственные закупки и т.д.
Закон спроса - чем выше цена на товар, тем меньше величина спроса на него при прочих равных условиях.
9. Рыночное предложение. Закон предложения и его детерминанты.
Предложение (supply) – это желание и готовность производителей продать свой товар по определенным ценам в течение определенного промежутка времени. При анализе конъюнктуры различают рыночное и индивидуальное предложение.
Помимо цены на объём предложения влияют следующие факторы:
-
технология производства (К); -
издержки производства, определяемые ценой используемых ресурсов (Рr); -
налоги и дотации (T, S); -
ожидания производителей (W); -
количество производителей (N); -
цены на другие товары (Pn); -
прочие факторы (B).
Закон предложения - при прочих равных условиях объем предлагаемого к продаже товара будет тем больше, чем выше цена на него.
10. Рыночное равновесие. Излишки потребителя и производителя.
Рыночное равновесие – это такое состояние рынка, когда желания и возможности продавцов и покупателей относительно цены и количества продукта совпадают полностью. Для равновесного состояния рынка характерно отсутствие у продавцов и покупателей стимулов к изменению существующего положения, однако оно может быть нарушено извне.
График спроса делит рыночное пространство на 2 области, указывая на максимальный уровень возможных рыночных цен.График предложения также делит рыночное пространство на 2 области, указывая на минимальный уровень рыночных цен.
Совмещение двух графиков позволяет выявить в рыночном пространстве 4 области:
-
Мёртвая зона рыночного пространства: нет ни покупок ни продаж; -
Зона высоких цен: возможные продажи, но не возможные покупки (интересы продавца); -
Зона низких цен: возможные покупки, но не возможные продажи (интересы покупателя); -
Зона возможных покупок и возможных продаж.
С помощью кривой спроса можно определить выигрыш (излишек) потребителя – это разность между максимальной ценой, которую может заплатить потребитель за товар (цена спроса), и реальной (рыночной) ценой данного товара.
Цена спроса на товар (РD) определяется предельной полезностью каждой единицы товара, а рыночная цена товара – взаимодействием спроса (D) и предложения (S). В результате этого взаимодействия товар продается по рыночной цене (Рe) (рис).
Поэтому потребитель выигрывает, покупая товар дешевле, чем он мог за него заплатить. Этот выигрыш равен площади заштрихованного треугольника РDЕРe (рис).
Знание предельных издержек (МС) позволяет определить выигрыш производителя. Дело в том, что минимальная цена, по которой фирма может без потерь продавать единицу продукции, не должна быть ниже предельных издержек (МС) (прирост затрат, связанный с производством каждой последующей единицы продукции) (рис). Любое превышение рыночной цены единицы продукции над ее МС будет означать рост прибыли фирмы. Таким образом, выигрыш производителя – это величина превышения цены реализации (рыночная цена) над предельными издержками производства. Такой излишек фирма получает от каждой продаваемой единицы товара по рыночной цене (Рe), превышающей предельные издержки (МС) производства данной единицы. Таким образом, продавая объем товара (Qe) (при разных МС на каждую единицу продукции от 0 до QЕ) по РЕ, фирма получит выигрыш, равный заштрихованной площади РeЕРS.
11. Общее понятие эластичности. Формулы эластичности.
Под эластичностью следует понимать процент изменения величины одной переменной в результате изменения на одну единицу величины другой переменной. Таким образом, эластичность показывает, на сколько процентов изменится одна переменная экономическая величина при изменении другой на один процент.
Способность потребления и спроса изменяться в определенных рамках под влиянием экономических факторов носит название эластичности потребления и спроса. Эластичность спроса и предложения необходима для составления проектов экономического развития и экономических прогнозов. Без этого сейчас не функционирует ни одна рыночная (смешанная) экономическая система.
Под эластичностью спроса следует понимать степень изменения спроса в ответ на изменение цен.
Под эластичностью предложения следует понимать относительные изменения цен товаров и их количества, предлагаемых к продаже.
12. Издержки производства. Явные, неявные и альтернативные издержки фирмы.
Издержки – это денежная оценка затрат всех факторов, участвующих в производстве готовой продукции.
Явные (внешние) издержки – денежные выплаты, которые фирма производит поставщикам факторов производства, в том случае если факторы ей не принадлежат. Они же и являются бухгалтерскими издержками.
В число явных издержек входят:
- зарплата рабочих,
- жалование менеджеров,
- комиссионные выплаты торговым фирмам,
- выплаты банкам и другим поставщикам финансовых услуг,
- гонорары за юридические консультации,
- оплата транспортных расходов,
- амортизация оборудования,
- затраты на сырье и материалы и т.д.
Неявные (имплицитные или внутренние) издержки представляют собой или стоимость услуг факторов производства, которые используются, но не являются покупными, или альтернативные издержки использования ресурсов, принадлежащих владельцу фирмы, которые получены в обмен на явные (денежные) платежи. Данные издержки не предусмотрены контрактами обязательными для явных платежей, поэтому остаются не дополученными. Обычно фирмы не отражают не явные издержки в своей бухгалтерской отчетности, но они не становятся от этого менее реальными. В число таких издержек могут входить:
- денежные платежи, которые может получить фирма при выгодном использовании ресурсов, принадлежащих ей для собственника капитала.
- неявными издержками является прибыль, которую он может получить, вложив свой капитал не в это, а в какое-то другое дело (предприятие).
Количество одного товара, которым необходимо пожертвовать для увеличения производства другого товара, называется альтернативными издержками, или издержками упущенных возможностей
13. Прибыль как экономическая категория. Нормальная, бухгалтерская и экономическая прибыль.
Прибыль — это разность между суммой выручки от реализации продукции и суммой издержек. Как экономическая категория прибыль предприятия отражает чистый доход созданный в сфере материального производства.
Нормальная.
В связи с этим экономическая теория выделяет еще и категорию нормальной прибыли. Ясно, что величина нормальной прибыли тяготеет к средней величине, обычной для конкретной экономики рентабельности. Другое определение нормальной прибыли—минимальный уровень прибыльности, достаточный для того, чтобы предприниматели считали выгодным данный вид деятельности и продолжили им заниматься.
Когда владелец управляет фирмой сам, то нормальная прибыль является «справедливой» оплатой его труда и способностей, а также вознаграждением за риск собственного капитала, вложенного в дело. В этом случае нормальная прибыль является неявными издержками предпринимателя. Их величина определяется тем доходом, который мог бы получить предприниматель, вложив свой капитал в другой вид деятельности.
Бухгалтерская.
Для получения бухгалтерской прибыли фирме нужно добиться превышения доходов над явными издержками. Наличие бухгалтерской прибыли свидетельствует только на первый взгляд о благополучии фирмы. Бухгалтерская прибыль говорит о том, что фирма не несет убытков, не разоряется.
Чтобы предприниматели оставались в деле, величина бухгалтерской прибыли должна равняться нормальной, покрывая, т.о., неявные издержки. Предприятие, приносящее нормальную прибыль, получает нулевую экономическую прибыль.
Экономическая.
Положительная экономическая прибыль больше нормальной. Это способствует притоку капитала и предпринимательских талантов в фирму или отрасль, потому что доходность выше, чем в среднем по экономике. С этой точки зрения именно экономическая прибыль — наиболее точный показатель эффективности работы предприятия.
14. Классификация рыночных структур. Совершенная конкуренция.
Совершенная (чистая) конкуренция – это такая модель рынка, на котором взаимодействует множество продавцов и покупателей. При этом все субъекты рыночных отношений имеют равные права и возможности.
Чтобы один и тот же товар имел одинаковую цену у разных продавцов в один промежуток времени, должны быть соблюдены следующие условия:
1. Однородность рынка;
2. Неограниченное количество продавцов и покупателей продукта;