Файл: Примерный перечень вопросов к зачету экзамену по дисциплине Экономическая теория.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2024

Просмотров: 34

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


3. Никакой монополии (одного влиятельного производителя, захватившего львиную долю рынка) и монопсонии (единственного покупателя продукта);

4. Цены на товар устанавливает рынок, а не государство или заинтересованные лица;

5. Одинаковые возможности ведения экономическо-хозяйственной деятельности для всех членов общества;

6. Открытая информация об основных экономических показателях всех игроков рынка. Речь идет о спросе, предложении и ценах на продукт. На рынке чистой конкуренции все показатели считаются честно;

7. Мобильные факторы производства;

8. Невозможность возникновения ситуации, когда один субъект рынка влияет остальных неэкономическими методами.

Рынок совершенной конкуренции характеризуется:

- очень большим числом мелких производителей, или продавцов товара;

- стандартизированной, однородной продукцией;

- неспособностью отдельных продавцов влиять на цену;

- беспрепятственным входом и выходом фирмы из отрасли;

- отсутствием необходимости вести неценовую борьбу;

- свободой перелива ресурсов между отраслями;

- наличием у всех участников рыночных отношений полной информации о рынке.
15. Классификация рыночных структур. Монополия.
Монополия – это фирма-отрасль, производящая продукцию, не имеющая заменителей. Поэтому фирма-монополист диктует цену на свою продукцию.

Монополия выступает в следующих формах:

1) закрытая – защищена от конкуренции юридически: авторским правом, патентом;

2) открытая – не имеет специальной защиты от конкуренции (фирмы, впервые вышедшие на рынок с новой продукцией);

3) естественная – эксплуатирующая уникальные природные ресурсы (электросети, компании водоснабжения, газовые предприятия).

Особое место занимает феномен “естественной монополии”. К естественным монополиям относятся предприятия общественного пользования и предприятия, эксплуатирующие уникальные природные ресурсы (электрические и газовые предприятия, компании водоснабжения, линии связи, транспортные фирмы). Как правило, подобные “естественные монополии” находятся в собственности государства или действуют под его контролем. Существование естественных монополий объясняется особым эффектом, связанным с масштабом производства – эффектом экономии ресурсов в результате укрупнения производства. Вследствие лучшей технической оснащенности и большей мощности крупного предприятия происходит повышение производительности труда, а значит и понижение издержек на единицу продукции.


//домашнее чтение//

Данная классификация весьма условна: некоторые фирмы-монополисты принадлежат к нескольким видам сразу. Монополия, продающая продукцию всем покупателям по одной цене, называется простой.

Монополист, проводящий ценовую дискриминацию, продает свою продукцию разным потребителям по разным ценам. Ценовая дискриминация проводится:

– по объему покупки (опт и розница);

– покупателю (по доходам, возрасту);

– разным ценам на внутреннем и внешнем рынках.

Проведя условную дискриминацию, монополист максимизирует прибыль, охватывая большую долю рынка.

Модель монополии:


§ единственный продавец;

§ отсутствие близких продуктов-заменителей;

§ диктуемая цена
16. Классификация рыночных структур. Олигополия.
Олигополия-тип рыночной структуры, при котором несколько фирм и каждая из них способна оказывать самостоятельное влияние на цену.

К ней относят:

-производство алюминия;

-производство меди;

-производство стали;

-автомобильная промышленность;

-холодильники, пылесосы и т.д.

Основные черты:

1)небольшое количество фирм, господствующих на рынке

2)продукция может быть однородной или дифференцированной

3)ограничения доступа на рынок новых фирм ( к естественным преградам относятся: эффект масштаба, который может сделать неприбыльным сосуществование многих фирм на рынке, т.к. для этого нужны большие финансовые средства. Речь идет о естественной олигополии. Кроме того, патентование и лицензирование производственных технологий. Кроме того, фирмы могут предпринимать стратегические действия, затрудняющие проникновение новых фирм в данный рынок )

4)каждая фирма способна оказывать влияние на рыночную цену, но это зависит от характера взаимодействия фирм. Значительное влияние на ценообразование оказывает тайный сговор

5)всеобщая взаимозависимость фирм( олигополист должен предвидеть реакцию конкурентов на изменение своей ценовой стратегии, учитывая, что конкуренты могут спрогнозировать ситуацию. Все это называется олигополистической взаимосвязью.
17. Классификация рыночных структур. Монополистическая конкуренция.
Монополистическая конкуренция осуществляется тогда, когда много продавцов конкурируют, чтобы продать дифференцированный продукт на рынке, где возможно появление новых продавцов.

Для рынка с монополистической конкуренцией характерно следующее:

1. товар каждой фирмы, торгующей на рынке, является несовершенным заменителем товара, реализуемого другими фирмами;

2. на рынке существует относительно большое число продавцов, каждый из которых удовлетворяет небольшую, но не микроскопическую долю рыночного спроса на общий тип товара, реализуемого фирмой и ее соперниками;


3. продавцы на рынке не считаются с реакцией своих соперников, когда выбирают какую цену установить на свои товары или когда выбирают ориентиры по объему годовых продаж;

4. на рынке есть условия для входа и выхода

Монополистическая конкуренция похожа на ситуацию монополии, поскольку отдельные фирмы обладают способностью контролировать цену своих товаров. Она также похожа на совершенную конкуренцию, так как каждый товар продается многими фирмами, а на рынке существует свободный вход и выход.
18. Рынок труда и его функции. Спрос и предложение на рынке труда.
Рынок труда – это система социально-экономических отношений между работодателями (собственниками средств производства), работниками (и их представителями) и государством по поводу всего комплекса условий, обеспечивающих воспроизводство системы труда.

Рынок труда представляет собой систему общественных отношений, которые отражают уровень развития и достигнутый на данный период баланс интересов между присутствующими на рынке предпринимателями, трудящимися и государством.

Рынок труда выполняет следующие функции:

  • регулирование спроса и предложения труда;

  • распределение рабочей силы по территориям, сферам и отраслям экономики, профессиям, видам и формам занятости, организациям (предприятиям, фирмам);

  • обеспечение встречи и согласия между субъектами рынка труда;

  • гарантии в обеспечении конкуренции на рынке труда;

  • установление эффективных ставок заработной платы работникам и доходов работодателям;

  • обеспечение занятости населения;

  • обеспечение социальной защиты и поддержки населения;

  • социальное партнерство в системе рыночных отношений, в том числе и в части социально-трудовых отношений.

Особенности рынка труда:

  • большая продолжительность взаимоотношений продавца и покупателя (взаимоотношения длятся такое количество времени, на которое заключается договор найма работника);

  • большая роль неденежных факторов (таких как сложность и престижность работы, условия труда, его безопасность для здоровья, гарантии занятости и профессионального роста и другие);

  • значительное воздействие со стороны институциональных структур: профессиональных союзов, трудового законодательства, государственной политики занятости, союзов предпринимателей и других.


Предложение труда – это потребность трудоспособного населения в труде и получении за него оплаты, как источника средств существования. Кривая предложения труда показывает, сколько работников согласны трудиться при данном уровне ставки заработной платы.

Спрос на труд определяется следующими факторами:

• потребностью предприятий в работниках;

• техническим состоянием производства;

• структурными изменениями в экономике;

• сравнением затрат на заработную плату с издержками на приобретение оборудования.
19. Социально-экономически последствия безработицы. Политика государства на рынке труда.
Социальные последствия безработицы. Вынужденная бездеятельность значительной массы трудоспособного населения и каждого человека в отдельности ведет к появлению жизненной депрессии, потери квалификации и практических навыков; снижаются моральные устои, растет преступность, теряется самоуважение, распадаются семьи, растет социальная напряженность в обществе, которая характеризуется также повышением числа самоубийств, психических и сердечно-сосудистых заболеваний. В конечном итоге подрывается и физическое здоровье общества.

Отрицательные:

  • Обострение криминогенной ситуации;

  • Усиление социальной напряженности;

  • Рост количества физических и душевных заболеваний;

  • Увеличение социальной дифференциации;

  • Снижение трудовой активности.

Положительные:

  • Повышение социальной ценности рабочего места;

  • Увеличение личного свободного времени;

  • Возрастание свободы выбора места работы;

  • Увеличение социальной значимости и ценности труда.

Экономические последствия безработицы. Первое, к чему приводит безработица, -это недостижение потенциального уровня ВВП, т.е. недосоздание продукции (ситуация когда фактическая безработица больше естественной, возникает избыточная безработица). В 1960-е годы американский экономист А. Оукен провел исследование этого феномена. Проанализировав большой статистический материал, он пришел к выводу, что существует устойчивая взаимозависимость между величиной циклической безработицы и отставанием фактического ВВП от потенциального ВВП. На основе своих вычислений он сформулировал правило, получившее название закона Оукена.