Файл: Вопросы к зачету по дисциплине Образовательная среда.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2024

Просмотров: 15

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Вопросы к зачету по дисциплине «Образовательная среда»
1. Понятие «образовательная среда».
2. Структуру образовательного процесса в вузе.
3. Основные модели структуры: линейная, линейно-функциональная, матричная, дивизиональная.
4. Информационно-образовательная среда вуза (информационно-образовательные ресурсы, компьютерные средства обучения, система управления образовательным процессом).
5. Понятие «презентация». Виды.
6. Презентация. Требования к оформлению. Требования к структуре.
7. Понятие «реферат». Виды.
8. Реферат. Требования к оформлению. Требования к структуре.
9. СРС. Общее понятие. Основные виды СРС.
10. Понятие «конспект». Виды конспектов: плановый, конспект-схема, текстуальный, свободный, тематический.
11. Методы конспектирования. Метод Корнелла. Метод Билла Гейтса. Метод ментальных карт. Метод предложений. Метод течения. Плюсы и минусы каждого метода.
12. Понятие «тезисы». Требования к оформлению.
13. Понятие «эссе». Виды эссе: эссе-описание, эссе-повествование, эссе-определение, эссе-классификации, эссе-сравнение, эссе-иллюстрация, эссе-аргументация.
14. Понятие «тест». Функции тестирования. Виды тестов (педагогические и психологические). Основные классификации тестов.
15. Типы тестов: входящие, текущие, промежуточные, итоговые.
16. Понятие «метод кейсов» (case-study). Типы и жанры метода кейсов. Основные этапы решения кейсов.
17. Курсовая работа. Требования к структуре курсовой работы.
18. Курсовая работа. Требования к оформлению курсовой работы.


  1. Понятие «Образовательная среда».


Образовательная среда
– это часть социокультурного пространства, зона взаимодействия образовательных систем, их элементов, образовательного материала и субъектов образовательных процессов.
Образовательная среда также обладает большой мерой сложности, поскольку имеет несколько уровней - от федерального, регионального до основного своего первоэлемента - образовательной среды конкретного образовательного заведения.
Образовательная среда - как совместная деятельность субъектов образовательного процесса, считая главными параметрами ее насыщенность и структурированность.

Образовательная среда - конкретная среда учебного заведения, так как образовательная среда составляет совокупность:

  • Материальных факторов

  • Пространственно-предметных факторов

  • Социальных компонентов

  • Межличностных отношений


Под образовательной средой понимают комплекс дополнительных факторов и вспомогательных услуг, обеспечивающих студентам комфортные условия обучения: сбалансированное расписание, удобство и обеспеченность учебными помещениями, доступ к компьютерам и Интернету, возможность использования ксерокса, мультимедийные средства обучения, удобства пользования библиотекой и т.п.


Образовательная среда вуза – это многоуровневая система условий, обеспечивающих оптимальные параметры образовательной деятельности в целевом, содержательном, процессуальном, результативном, ресурсном аспектах.


  1. Структура образовательного процесса в вузе


Под структурой образовательного процесса понимается содержание и расположение его элементов, способ связей и взаимодействий между элементами, составляющими целостное образование.


Структура образовательного процесса в вузах предполагает наличие субъекта и объекта, четко поставленных целей и задач, содержания, тенденций, закономерностей и противоречий, принципов, методов, приемов, средств и форм его реализации, управления и видов контроля его результатов и направлений.


  1. Основные модели структуры: линейная, линейно-функциональная, матричная, дивизиональная


Линейная модель (1)




Линейная модель (2)



Линейная модель (3)


Линейно-функциональная модель (1)



Дивизиональная модель (1)


Матричная модель (1)




  1. Информационно-образовательная среда вуза (информационно-образовательные ресурсы, компьютерные средства обучения, система управления образовательным процессом).



Информационно-образовательная средавуза - система, объединяющая в себе информационные образовательные ресурсы, компьютерные средства обучения, средства управления образовательным процессом, приемы, методы и технологии, направленные на формирование интеллектуально развитой социально-значимой творческой личности, обладающей необходимым уровнем профессиональных знаний и компетенций.
1. Информационно-образовательные ресурсы:

  • Библиотечные фонды вуза;

  • Интернет-классы (доступ к Интернету);

  • Кафедральные фонды (учебно-методические разработки, учебные пособия и др.);

  • Электронные учебники и пособия, демонстрации, тестовые и другие задания, образцы выполнения проектов.

2. Компьютерные средства обучения:

  • Компьютерная техника и ее программное обеспечение;

  • Автоматизированная система контроля знаний.

3. Система управления образовательным процессом:

  • Учебно-методические комплексы;

  • Модульный принцип построения курсов дисциплин;

  • Разработка и внедрение инновационных технологий обучения;

  • Организация научно-исследовательской работы студентов, участия их в научно-практических конференциях и др.



  1. Понятие «презентация». Виды.


Презентация - общественное представление, показ чего-либо нового, недавно появившегося, созданного.
Виды:

1. По отношению аудитории к презентатору

  • Внешние

  • Внутренние

2. По форме реализации

  • Устные

  • В виде текста

3. По цели проведения

  • Продвигающие

  • Информационные

4. По размеру аудитории

  • Приватные

  • Камерные

  • Публичные



  1. Презентация. Требования к оформлению. Требования к структуре.



Объём:

На 1 час выступления от 10-15 слайдов с текстом, до 50-60 визуальный ряд

Оформление:

Единый стиль:

  • Схема шаблона

  • Дизайн

  • Фон, декор

  • Шрифты

  • Иллюстрации

Цвет:

  • Цвет и эмоции

  • Сочетание цветов

  • Цвет шрифта, фона, объектов

  • Изменение цвета гиперссылок


Фон:

  • Однотонный лёгкий в холодных тонах

  • Градиентный в тёплых тонах

  • Активный, тяжёлый

Текст:

  • Не перегружать текстом

  • Не более двух уровней в списках

  • Не использовать переносы

  • Не использовать тексты разных направление ориентации

Шрифты:

  • Не рекомендуется смешивать разные типы шрифтов

  • Заголовок – 36 пунктов

  • Основной текст – 24 пункта

  • Прописные буквы читаются хуже строчных

Графика:

  • Избегать картинок без смысловой нагрузки

  • Использовать качественные изображения

  • Оптимальный размер, разрешение, компоновка

  • Избегать перегрузки «тяжёлыми» рисунками

Звук:

  • Музыка не должна отвлекать

  • Следить за громкостью

  • Проверять, как идёт воспроизведение во время показа

Анимация:

  • Анимация не должна быть слишком активной

  • Лучше анимировать сведения о динамичных процессах

  • Мультипликация может воздействовать сильнее, чем видео

Структура:

  • Титульный слайд

  • Оглавление (план)

  • Вводная часть: цели, задачи

  • Основная часть

  • Заключение: выводы, обобщение




  1. Понятие «реферат». Виды.


Термин «реферат» имеет латинское происхождение и производится от глагола referre («излагать, докладывать»).

Реферат – это краткий доклад по заданной теме, обобщающий информацию из нескольких источников.

Виды реферата:

  1. Продуктивные – представляют собой изложение тщательно отобранной информации из разных книг.

  2. Репродуктивные – краткий пересказ одного первоисточника.

Продуктивные:

  • Рефераты-обзоры – даётся объективный перечень всех существующих точек зрения на изучаемый вопрос.

  • Рефераты-доклады – помимо анализа источников, предлагается оценка общего состояния проблемы.

Репродуктивные:

  • Рефераты-конспекты – с перечислением основных результатов исследования, методов, перспектив использования разработки и других дополнительный сведений.

  • Рефераты-резюме – с основными положениями реферируемой работы.



  1. Реферат. Требования к оформлению. Требования к структуре.


Оформление и структура:


  • Обязательно делаются сноски (ссылки). Сноска (ссылка) на первоисточник делается под чертой внизу той страницы, где заканчивается цитата или изложение чужой мысли.

  • В сноске (ссылке) указываются фамилия, инициалы автора, название работы, издательство, место и год издания, страница, с которой взята данная цитата.

  • Если источник электронный, то после названия работы указывается «URL:», электронный адрес источника и в скобках дата обращения.

  • Правильно оформляйте информацию внутри глав: используйте нумерованные и маркированные списки, таблицы, схемы, иллюстрации (если это допускают кафедральные требования, предъявляемые к письменным работам).

  • Поля страницы должны иметь следующие размеры: левое – 35 мм, правое  15 мм, верхнее и нижнее – 20 мм.

  • Шрифт Times New Roman 14 пт, с полуторным интервалом (для сносок – 10).

  • Абзацный отступ должен быть одинаковым по всему тексту и равен 1,25 см.

  • Выравнивание – по ширине. Промежутки (интервалы) между абзацами отсутствуют.

  • Допускается использование визуальных возможностей акцентирования внимания на определенных терминах, определениях, применяя инструменты выделения полужирным шрифтом или курсивом.

  • Наименования всех структурных элементов реферата оформляется в виде заголовков строчными буквами по центру страницы без подчеркивания (шрифт 14 полужирный).

  • Введение, названия разделов, заключение, библиографический список и приложения форматируются как заголовки первого уровня и начинаются на новой странице.

  • Нумерация страниц. Страницы нумеруются арабскими цифрами с соблюдением сквозной нумерации по всему тексту. Номер страницы проставляется в центре нижней части листа без точки.

  • Титульный лист включается в общую нумерацию страниц.

  • Номер страницы на титульном листе не проставляется (нумерация страниц – автоматическая). Приложения включаются в общую нумерацию страниц.

  • При оформлении таблицы – над таблицей обязательно делается надпись «Таблица» (выравнивание по правому краю) и указывается порядковый номер. Название (заголовок) таблицы пишется на следующей строке по центру строчными буквами (14 шрифт).

  • При оформлении текста в таблице допускается одинарный интервал и применение размера шрифта 12.

  • Таблица может занимать не более 2/3 страницы (если таблица занимает более 2/3 страницы, её следует вынести в приложение).

  • В тексте работыобязательно должны быть ссылки на все таблицы. Например: «указанные тенденции можно проследить по данным таблицы 6». Не рекомендуется разрывать упоминание таблицы в тексте и саму таблицу более чем на одну страницу.