Файл: Вопросы к зачету по дисциплине Образовательная среда.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.04.2024
Просмотров: 15
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Вопросы к зачету по дисциплине «Образовательная среда»
1. Понятие «образовательная среда».
2. Структуру образовательного процесса в вузе.
3. Основные модели структуры: линейная, линейно-функциональная, матричная, дивизиональная.
4. Информационно-образовательная среда вуза (информационно-образовательные ресурсы, компьютерные средства обучения, система управления образовательным процессом).
5. Понятие «презентация». Виды.
6. Презентация. Требования к оформлению. Требования к структуре.
7. Понятие «реферат». Виды.
8. Реферат. Требования к оформлению. Требования к структуре.
9. СРС. Общее понятие. Основные виды СРС.
10. Понятие «конспект». Виды конспектов: плановый, конспект-схема, текстуальный, свободный, тематический.
11. Методы конспектирования. Метод Корнелла. Метод Билла Гейтса. Метод ментальных карт. Метод предложений. Метод течения. Плюсы и минусы каждого метода.
12. Понятие «тезисы». Требования к оформлению.
13. Понятие «эссе». Виды эссе: эссе-описание, эссе-повествование, эссе-определение, эссе-классификации, эссе-сравнение, эссе-иллюстрация, эссе-аргументация.
14. Понятие «тест». Функции тестирования. Виды тестов (педагогические и психологические). Основные классификации тестов.
15. Типы тестов: входящие, текущие, промежуточные, итоговые.
16. Понятие «метод кейсов» (case-study). Типы и жанры метода кейсов. Основные этапы решения кейсов.
17. Курсовая работа. Требования к структуре курсовой работы.
18. Курсовая работа. Требования к оформлению курсовой работы.
-
Понятие «Образовательная среда».
Образовательная среда – это часть социокультурного пространства, зона взаимодействия образовательных систем, их элементов, образовательного материала и субъектов образовательных процессов.
Образовательная среда также обладает большой мерой сложности, поскольку имеет несколько уровней - от федерального, регионального до основного своего первоэлемента - образовательной среды конкретного образовательного заведения.
Образовательная среда - как совместная деятельность субъектов образовательного процесса, считая главными параметрами ее насыщенность и структурированность.
Образовательная среда - конкретная среда учебного заведения, так как образовательная среда составляет совокупность:
-
Материальных факторов -
Пространственно-предметных факторов -
Социальных компонентов -
Межличностных отношений
Под образовательной средой понимают комплекс дополнительных факторов и вспомогательных услуг, обеспечивающих студентам комфортные условия обучения: сбалансированное расписание, удобство и обеспеченность учебными помещениями, доступ к компьютерам и Интернету, возможность использования ксерокса, мультимедийные средства обучения, удобства пользования библиотекой и т.п.
Образовательная среда вуза – это многоуровневая система условий, обеспечивающих оптимальные параметры образовательной деятельности в целевом, содержательном, процессуальном, результативном, ресурсном аспектах.
-
Структура образовательного процесса в вузе
Под структурой образовательного процесса понимается содержание и расположение его элементов, способ связей и взаимодействий между элементами, составляющими целостное образование.
Структура образовательного процесса в вузах предполагает наличие субъекта и объекта, четко поставленных целей и задач, содержания, тенденций, закономерностей и противоречий, принципов, методов, приемов, средств и форм его реализации, управления и видов контроля его результатов и направлений.
-
Основные модели структуры: линейная, линейно-функциональная, матричная, дивизиональная
Линейная модель (1)
Линейная модель (2)
Линейная модель (3)
Линейно-функциональная модель (1)
Дивизиональная модель (1)
Матричная модель (1)
-
Информационно-образовательная среда вуза (информационно-образовательные ресурсы, компьютерные средства обучения, система управления образовательным процессом).
Информационно-образовательная средавуза - система, объединяющая в себе информационные образовательные ресурсы, компьютерные средства обучения, средства управления образовательным процессом, приемы, методы и технологии, направленные на формирование интеллектуально развитой социально-значимой творческой личности, обладающей необходимым уровнем профессиональных знаний и компетенций.
1. Информационно-образовательные ресурсы:
-
Библиотечные фонды вуза; -
Интернет-классы (доступ к Интернету); -
Кафедральные фонды (учебно-методические разработки, учебные пособия и др.); -
Электронные учебники и пособия, демонстрации, тестовые и другие задания, образцы выполнения проектов.
2. Компьютерные средства обучения:
-
Компьютерная техника и ее программное обеспечение; -
Автоматизированная система контроля знаний.
3. Система управления образовательным процессом:
-
Учебно-методические комплексы; -
Модульный принцип построения курсов дисциплин; -
Разработка и внедрение инновационных технологий обучения; -
Организация научно-исследовательской работы студентов, участия их в научно-практических конференциях и др.
-
Понятие «презентация». Виды.
Презентация - общественное представление, показ чего-либо нового, недавно появившегося, созданного.
Виды:
1. По отношению аудитории к презентатору
-
Внешние -
Внутренние
2. По форме реализации
-
Устные -
В виде текста
3. По цели проведения
-
Продвигающие -
Информационные
4. По размеру аудитории
-
Приватные -
Камерные -
Публичные
-
Презентация. Требования к оформлению. Требования к структуре.
Объём:
На 1 час выступления от 10-15 слайдов с текстом, до 50-60 визуальный ряд
Оформление:
Единый стиль:
-
Схема шаблона -
Дизайн -
Фон, декор -
Шрифты -
Иллюстрации
Цвет:
-
Цвет и эмоции -
Сочетание цветов -
Цвет шрифта, фона, объектов -
Изменение цвета гиперссылок
Фон:
-
Однотонный лёгкий в холодных тонах -
Градиентный в тёплых тонах -
Активный, тяжёлый
Текст:
-
Не перегружать текстом -
Не более двух уровней в списках -
Не использовать переносы -
Не использовать тексты разных направление ориентации
Шрифты:
-
Не рекомендуется смешивать разные типы шрифтов -
Заголовок – 36 пунктов -
Основной текст – 24 пункта -
Прописные буквы читаются хуже строчных
Графика:
-
Избегать картинок без смысловой нагрузки -
Использовать качественные изображения -
Оптимальный размер, разрешение, компоновка -
Избегать перегрузки «тяжёлыми» рисунками
Звук:
-
Музыка не должна отвлекать -
Следить за громкостью -
Проверять, как идёт воспроизведение во время показа
Анимация:
-
Анимация не должна быть слишком активной -
Лучше анимировать сведения о динамичных процессах -
Мультипликация может воздействовать сильнее, чем видео
Структура:
-
Титульный слайд -
Оглавление (план) -
Вводная часть: цели, задачи -
Основная часть -
Заключение: выводы, обобщение
-
Понятие «реферат». Виды.
Термин «реферат» имеет латинское происхождение и производится от глагола referre («излагать, докладывать»).
Реферат – это краткий доклад по заданной теме, обобщающий информацию из нескольких источников.
Виды реферата:
-
Продуктивные – представляют собой изложение тщательно отобранной информации из разных книг. -
Репродуктивные – краткий пересказ одного первоисточника.
Продуктивные:
-
Рефераты-обзоры – даётся объективный перечень всех существующих точек зрения на изучаемый вопрос. -
Рефераты-доклады – помимо анализа источников, предлагается оценка общего состояния проблемы.
Репродуктивные:
-
Рефераты-конспекты – с перечислением основных результатов исследования, методов, перспектив использования разработки и других дополнительный сведений. -
Рефераты-резюме – с основными положениями реферируемой работы.
-
Реферат. Требования к оформлению. Требования к структуре.
Оформление и структура:
-
Обязательно делаются сноски (ссылки). Сноска (ссылка) на первоисточник делается под чертой внизу той страницы, где заканчивается цитата или изложение чужой мысли. -
В сноске (ссылке) указываются фамилия, инициалы автора, название работы, издательство, место и год издания, страница, с которой взята данная цитата. -
Если источник электронный, то после названия работы указывается «URL:», электронный адрес источника и в скобках дата обращения. -
Правильно оформляйте информацию внутри глав: используйте нумерованные и маркированные списки, таблицы, схемы, иллюстрации (если это допускают кафедральные требования, предъявляемые к письменным работам). -
Поля страницы должны иметь следующие размеры: левое – 35 мм, правое 15 мм, верхнее и нижнее – 20 мм. -
Шрифт Times New Roman 14 пт, с полуторным интервалом (для сносок – 10). -
Абзацный отступ должен быть одинаковым по всему тексту и равен 1,25 см. -
Выравнивание – по ширине. Промежутки (интервалы) между абзацами отсутствуют. -
Допускается использование визуальных возможностей акцентирования внимания на определенных терминах, определениях, применяя инструменты выделения полужирным шрифтом или курсивом. -
Наименования всех структурных элементов реферата оформляется в виде заголовков строчными буквами по центру страницы без подчеркивания (шрифт 14 полужирный). -
Введение, названия разделов, заключение, библиографический список и приложения форматируются как заголовки первого уровня и начинаются на новой странице. -
Нумерация страниц. Страницы нумеруются арабскими цифрами с соблюдением сквозной нумерации по всему тексту. Номер страницы проставляется в центре нижней части листа без точки. -
Титульный лист включается в общую нумерацию страниц. -
Номер страницы на титульном листе не проставляется (нумерация страниц – автоматическая). Приложения включаются в общую нумерацию страниц. -
При оформлении таблицы – над таблицей обязательно делается надпись «Таблица» (выравнивание по правому краю) и указывается порядковый номер. Название (заголовок) таблицы пишется на следующей строке по центру строчными буквами (14 шрифт). -
При оформлении текста в таблице допускается одинарный интервал и применение размера шрифта 12. -
Таблица может занимать не более 2/3 страницы (если таблица занимает более 2/3 страницы, её следует вынести в приложение). -
В тексте работыобязательно должны быть ссылки на все таблицы. Например: «указанные тенденции можно проследить по данным таблицы 6». Не рекомендуется разрывать упоминание таблицы в тексте и саму таблицу более чем на одну страницу.