ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2024

Просмотров: 7

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Гипотеза ряда исследователей о том, что со времен кроманьонца человек завершил свое биологическое развитие, получила достаточно обоснованное опровержение в работах Вернадского, Бычкова, Дробницкого и др. Эти ученые, опираясь на многочисленные факты, доказали, что жестокой фиксации структуры головного мозга не наблюдается, что по мере стремительного развития культуры она постоянно совершенствуется и шлифуется.

Духовное развитие человека также не имеет каких-либо существенных ограничений. На каждом историческом витке люди достигают новых результатов в развитии своей духовности, которая никогда не принимает законченного выражения.

Уникальность человека состоит в том, что он морфологически способен к любому виду деятельности. Психологи утверждают, что у каждого индивида можно развить общественно необходимые способности, хотя они и будут иметь качественные (своеобразие) и количественные (уровень развития) различия.

Возможность развить общественно значимые способности не следует абсолютизировать, так как, не ограничив себя каким-либо одним видом деятельности, человек не может рассчитывать на значительные творческие достижения. Человек всегда вынужден отдавать приоритеты какому-то одному, наиболее важному для него, виду деятельности. Поэтому, как говорили еще в Древней Греции, человек должен знать «все об одном и многое о всем». Таким образом, универсальность человека не является абсолютной, она относительна. Универсальность предполагает, во-первых, высокий профессионализм человека, во-вторых, профессиональную мобильность, т.е. умение войти в любой круг познания, близкий для данной профессии, в-третьих, широкую общекультурную подготовку.

Универсализм не совместим с формированием «односторонней» личности, ориентированной на узкую специализацию и ремесленническое отношение к делу. Еще в эпоху античной культуры и Ренессанса универсализм связывался с многомерной личностью, с всесторонним развитием ее телесных и духовных качеств. Этот идеал гармоничного человека с широким кругозором сохраняет свою актуальность и сегодня.

В философии и науке, в частности в педагогике и психологии, получило распространение скептическое отношение к самой возможности существования в наше время такого рода идеала, что обосновывается его недостижимость в ближайшей перспективе. Однако, по мнению социолога Ядова, к идеальному типу личности (образец, к которому мы должны стремится) можно реально приближаться поэтапно, последовательно от модального типа (тип личности, существующий «здесь и теперь») через базисный тип (тип личности, который может быть сформирован в современный период), не достигая его абсолютных значений.


Отказ от идеала гармоничной личности означал бы дезориентацию в воспитательно-образовательной деятельности, снижение ее эффективности. При конструировании новой парадигмы системы воспитания вполне возможно взять за основу именно базисный тип личности, который возможно сформировать, учитывая как модальный тип личности, так и совокупность условий микро- и макросреды, в которых существует личноcть.