Добавлен: 25.04.2024
Просмотров: 25
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
2 Музейные инновации
Высокие технологии все больше проникают не только в деловую сферу, но в культурное пространство. В конце прошлого и начале нового, XXI века, можно было наблюдать снижение количества посетителей в российских музеях. Безусловно, это было связано с экономическими трудностями, переживаемыми населением страны. Кроме того, широкое распространение компьютеров практически во всех сферах жизни общества, вытеснило желание людей прогуливаться по тихим залам музеев, знакомясь с выставками и экспозициями. Изображение в формате 3-Д, компьютерные игры, Интернет поглотили внимание и время детей и молодых людей, составляющих основное число посетителей музеев.
Постепенно работники музеев осознали, что если они хотят избежать финансового краха, эффективно конкурировать на рынке досуга, бороться за внимание туристов и создавать дополнительные возможности для образования, у них не остается иного выбора, как начать внедрение информационных технологий в деятельность музеев.
Прежде всего, музеи начали компьютеризировать свои фонды с целью формирования каталогов своих коллекций в электронном виде. На основе этих электронных каталогов стали формироваться технологии учета музейных ценностей в ЭВМ. Компьютер стал незаменимым помощником в музейном деле, идет стремительное освоение виртуального пространства. На сегодняшний день ни у кого не вызывает удивления «тандем» прошлого (музейные экспонаты) и современных прогрессивных технологий.
Музеи, современного ли искусства или классические, тоже стараются идти в ногу с прогрессом. Для тех, кто любит искусство, но не имеет возможности много путешествовать, давно существуют виртуальные туры по музеям разных стран. Модный тренд — совмещать искусство с аттракционом — долго вызывал критические отзывы музейщиков всего мира. Однако мультимедиа технологии, которые еще несколько лет назад в качестве опытного образца проходили обкатку лишь на временных выставках, сегодня все больше используются в постоянных экспозициях.
В отечественных музеях сегодня наиболее востребованы интерактивные дисплеи и столы, позволяющие посетителю самостоятельно выбирать контент для просматривания или прослушивания. А также информационные киоски — сенсорный дисплей с компьютером максимально быстро выдает необходимую справочную информацию о музее и его коллекции.
Так, например, музей истории Екатеринбурга предлагает своим гостям полистать интерактивную книгу, на страницах которой буквально оживает история города.
Музейные сувениры с игровыми элементами. Привычный формат сувениров – книги, календари, блокноты – в наши дни кажется консервативным. Современные технологии далеко зашли – и теперь даже сувениры могут быть интерактивными! Как вариант – сувенир, работающий в паре с приложением. В рамках проектов разработали мобильное приложение, которое “оживляет” изображения. Это могут быть сказочные герои, здания, экспонаты и другие предметы.
В нескольких музеях России — в Краеведческом музее в Тольятти, Музее занимательных наук «Мёбиус» в Самаре, региональном музее Северного Приладожья, Музее природы и человека в Ханты-Мансийске — особенной популярностью среди подростков пользуется интерактивная инсталляция «Песочница», которая при помощи песка и проекционных технологий позволяет наглядно показать формирование гор и водоемов на планете.
Музей-заповедник «Сталинградская битва» к 70-летию Победы тоже модернизировали. Благодаря современным технологиям, события героической обороны города на Волге буквально оживают на глазах посетителей. Анимированный макет города позволяет увидеть на гипсовом полотне подробную историю битвы за Сталинград: полномасштабные картины мирной довоенной жизни сменяются сценами боев, перемещений Красной армии, высадкой десанта и варварской бомбардировкой 23 августа 1942 года.
А в обновленной экспозиции музея появились интерактивные стенды, столы и постаменты с фотографиями, документами, письмами, видео и аудиоматериалами.
Еврейский музей и центр толерантности в Москве, наверное, самый интерактивный музей в столице. В нем все продумано так, чтобы посетитель смог не просто узнать историю российского еврейства, но и прочувствовать трагические страницы его истории. Постоянная экспозиция поделена на несколько тематических пространств. Посетитель может подслушать кухонные разговоры диссидентов, полистать интерактивный вариант древней торы и даже виртуально примерить кипу.
Шведский Музей Средиземноморья в Стокгольме использовал 3D-технологии для «оживления» тех же египетских мумий, которые были подвергнуты томографическому сканированию и отображены на специальном интерактивном столе. Детализованная цифровая модель позволяет посетителям послойно изучать содержимое саркофага и анатомию мумии.
Электронные компьютерные гиды все более широко используются в сфере экскурсионного обслуживания посетителей музеев. При входе в музей посетителю предлагают наушники с плеером, в котором установлена запись стандартной экскурсии по музею. Сегодня эти устройства уходят в прошлое, а их заменяют электронные аудио и видео гиды.
Системы имеют возможность настройки на индивидуальные особенности посетителя или группы (по языку, возрасту, образовательному уровню, интересам конкретного посетителя и др.), они могут работать как под руководством экскурсовода, так и без его участия.
Например, Французская компания «OPHRYS systems» выпускает современные аудиогиды, которые позволяют воспроизводить звуковой комментарий по конкретному экспонату путем нажатия одной кнопки; получать дополнительный комментарий, рассчитанный на детей, взрослых, специалистов; синхронизировать воспроизводимый через аудиогид текст одновременно с изображением (статическим или движущимся) на мониторе или информационном киоске.
"Виртуальные экскурсии" - еще один дополнительный способ сделать посещение веб-сайта музея выгодно отличающимся от посещения реального музея, предложив пользователю уникальное путешествие (зачастую лишь только виртуальное).
Виртуальные музейные выставки. В конце ХХ века музейная выставка стала объектом серьезного изучения. Всесторонние исследования позволили нам сделать вывод, что «музейная выставка как динамичная, обладающая в идеале, полноценной музейной спецификой и рассчитанная на различные сроки своего существования, является универсальной формой экспозиционной деятельности» и определить ее «как феномен музейной коммуникации», способствующий повышению общественного интереса к музейной культуре.
Музей дизайна Купер-Хьюит в Нью-Йорке предлагает своим посетителям умную ручку, благодаря которому любой желающий сможет ощутить себя настоящим дизайнером. В специальном «зале погружения» это устройство следует поднести к образцу обоев на витрине, и на стене сразу появится проекция интерьера, а посетитель, таким образом, окажется в виртуальном интерьере выбранной им эпохи. А если попробовать нарисовать цветок на интерактивном столе, появится возможность услышать историю использования цветочных мотивов в дизайне помещений.
Национальная портретная галерея Вашингтона решила проблему при помощи 3D-технологии. Музейщики оцифровали несколько объектов: скелет мамонта,
посмертную маску Авраама Линкольна, самолет братьев Райт. Теперь каждый желающий может прикоснуться к бороде легендарного президента США, погладить мамонта или постучать по фюзеляжу первого в мире аэроплана.
«Стена коллекций» в Музее искусств Кливленда удостоилась в прошлом году номинации «Лучшая цифровая выставка». Большой, во всю стену, сенсорный экран позволяет одновременно ознакомиться с собранием музея нескольким людям. Более 3500 экспонатов можно детально рассмотреть благодаря максимальному увеличению, кроме того, программа позволяет сформировать собственную виртуальную коллекцию и добавить ее в личный маршрут по экспозиции.
Интерактивные экскурсии – это эффективное средство в борьбе с явлением «музейной усталости». Но в то же время используются и традиционные формы работы с посетителями, которые остаются интересными для взрослой аудитории, опытных экскурсантов и специалистов.
Важно отметить, что успешность современного музея определяется его способностью эффективно взаимодействовать с собственной аудиторией, быть привлекательным для посещений. В условиях свободного рынка и ограниченной государственной поддержки (или даже полном её отсутствии) проблема привлечения посетителей более актуальна для малых и средних музеев, хотя даже крупнейшие музейные центры ведут постоянный поиск новых форм работы с посетителями и разрабатывают стратегии развития музея. Средством для достижения цели по привлечению посетителей становится именно инновационная деятельность музеев.
Подводя итоги, следует отметить, что перспективы успешного развития музеев в современном мире тесно связаны с изменением их имиджа; с превращением музеев в социальный институт, создающий и предоставляющий нужную информацию и массовую доступность к интеллектуальному, историко-культурному и природному наследию; с развитием разнообразных форм культурно-образовательной деятельности музеев, ориентирующихся на индивидуальные предпочтения, творческие склонности, интересы, уровень подготовки и другие особенности различных категорий посетителей. В соответствии с требованиями времени в музейной сфере активно развивается инновационное движение, а экскурсантам предлагаются новые формы экскурсий и инновационные экскурсионные туры. Предложение подобных инновационных программ экскурсионного обслуживания является одним из распространённых видов применения инноваций для привлечения посетителей в музеи.
В деятельности музеев в настоящее время можно наблюдать осознание того, что успешное внедрение информационных технологий ведет к позитивным изменениям в организации учета и управления музейными коллекциями, развитию научных исследований, появлению новых музейных продуктов, сотрудничеству по созданию и использованию корпоративных баз данных. Необходимо констатировать, что глобальная информатизация музеев, использование информационных ресурсов этих учреждений - главные инструменты музеев как социально-культурных институтов в духовном образовании, культурном воспитании людей.
3 Экскурсионные инновации
Разработка инновационных экскурсий – это четко организованный и хорошо систематизированный процесс. Разрабатываемые экскурсии с элементами инновации создаются с учетом природных, исторических и административных особенностей каждого региона, имеющегося спроса на турпродукт, уровня туристской инфраструктуры, состояния дорог, наличия необходимых специалистов, возможности инвестиций. С целью соблюдения в инновациях принципа системности проводится длительное маркетинговое исследование.
Любое нововведение, в том числе в экскурсионном туризме, готовится и внедряется с учетом имеющегося спроса потенциальных потребителей. С целью выяснения этого спроса проводятся маркетинговые исследования, анкетирование, интернет-опросы. Разработанные и внедренные инновации должны отвечать современным моральным, духовным запросам общества, уровню его развития и не нарушать экологическое равновесие. Особое внимание уделяется новым экскурсиям экологического профиля: продумываются все аспекты проекта так, чтобы его реализация приносила пользу обществу, без ущерба природе. При внедрении новых экологических проектов разрабатываются правила поведения туристов на территории природных парков и заповедников.
Инновационные проекты в туризме должны быть не только актуальны, но и в обязательной степени перспективны. Каждая инновация требует интеллектуальных творческих затрат и финансовых вложений, которые без долгосрочной перспективы не будут оправданными. Поэтому инновации в экскурсиях разрабатываются на перспективу дальнейшего развития всей сферы туризма с учетом постоянного движения общества вперед в связи с технологическим прогрессом.
Инновационная деятельность в сфере туризма и экскурсоведения развивается в следующих направлениях: