Файл: 1. Пояснительная записка. Особенности организуемого в школе воспитательного процесса.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2024

Просмотров: 8

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Самостоятельная работа №1

Организация воспитательной работы, направленной на профилактику и противодействие деструктивному поведению подростков и молодёжи (обучение - повышение квалификации)

Модуль 1. Нормативно-правовые и научные основания воспитательной работы образовательных организаций

Тема 1.4. Актуальные направления воспитательной работы образовательной организации.

Шаг 1.

Мною было проанализировано три рабочих программы воспитания образовательных организаций Приволжского района, по следующих разделам:
1) структура программ;
2) виды, формы и содержание воспитательной деятельности.
Исходя из этого, можно говорить о том, что каждая рассмотренная мной программа имеет сходства и различия по структуре, следующими моментами:
Сходства : Все программы выдержаны согласно поправкам в федеральный закон № 273 «Об образовании в Российской Федерации» наличие программы воспитания в общеобразовательной организации становится обязательным с 1 сентября 2021 года и включают следующие разделы: единые для всех уровней общего образования:
1. Пояснительная записка.
2. «Особенности организуемого в школе воспитательного процесса»
3. «Цель и задачи воспитания»
4. «Виды, формы и содержание деятельности»
5. «Основные направления самоанализа воспитательной работы».

 В каждой программе воспитания особую роль отводится  личностному развитию обучающихся, формированию у них системных знаний о различных аспектах развития России и мира.

Ярких различий в структурном содержании программ выявлено не было, за исключение манеры подачи материала и оформления.

Раздел виды, формы и содержание воспитательной деятельности, состоит из нескольких инвариантных и вариативных модулей, каждый из которых ориентирован на одну из поставленных задач воспитания и соответствует одному из направлений воспитательной работы школы. 

Так как инвариантный модуль обязателен для всех образовательных организаций, то в нем различий не выявлено. Каждая школа для работы по воспитанию взяла следующие модули:

1. Модуль «Классное руководство»
2. Модуль «Школьный урок»
3. Модуль «Курсы внеурочной деятельности и дополнительного образования»
4. Модуль «Работа с родителями»
5. Модуль «Самоуправление»
6. Модуль «Профориентация» .

Каждый модуль был подробно описан школами, каждая школа выделили формы работы для реализации каждого модуля, например в модуле «Классное руководство» школы выбрали следующие формы работы:
• работа с классным коллективом ;
• индивидуальная работа с учащимися ,
• работа  с учителями, преподающими в классе,
• работа с родителями учащихся и их законными представителями.

В вариативном модуле образовательных организаций различия напротив существуют, так как каждая школа выбрала актуальные для себя направления с помощью которых она считает, будут реализованы цели и задачи воспитания обучающихся, при этом формы и виды работы также различны, так как они зависят от конкретных педагогических ситуаций,  разнообразны и носят творческий характер. В некоторых модулях виды и формы дополняют друг друга. 

Одинаковыми для всех рассмотренных школ являются следующие вариантные модули:
1. Модуль «Ключевые общешкольные дела»
2. Модуль «Детские общественные объединения»
3 Модуль «Школьные медиа»
4. Модуль «Организация предметно-эстетической среды»
5. Модуль «Экскурсии, походы»

Различия в следующих модулях:
1. Модуль «Безопасность жизнедеятельности (пожарная безопасность, дорожная безопасность, информационная безопасность) - реализуется через систему: классных часов, общешкольных мероприятий, индивидуальные беседы. Для каждого класса разработан перечень классных часов в рамках данного модуля, представленный в индивидуальных планах воспитательной работы.
2. Модуль «Волонтерская деятельность» - актуально для школы где есть волонтерские отряды, поэтому все школы из рассмотренных выбрали этот модуль в реализации цели и задач своей программы воспитания.
3. Модуль «Профилактика»- совместная деятельность педагогов, школьников, родителей по направлению «Профилактика» включает в себя развитие творческих способностей и коммуникативных навыков детей, формирование здорового образа жизни, воспитание культуры поведения, создание условий для формирования желаний учащихся приносить пользу обществу, уважение к правам и свободам человека, позитивного отношения к жизни, стрессоустойчивости, воспитанию законопослушного поведения.



Исходя из рассмотренных сходств и различий, можно предложить следующий перечень критериев  для оценивания эффективности программы воспитания в образовательных организациях:
1.Критерий оформления программы;
2.Социальное положение образовательного учреждения;
3.Общее использование педагогических ресурсов;
4. Уровень воспитанности детей;
5. Материальная база образовательного учреждения;
6. Критерий открытости ;
3. Критерий системности работы.

Так как в образовательной организации процесс воспитания и процесс обучения неразрывно связаны между собой, я бы предложила ввести, в качестве повышения учебной мотивации обучающихся, различные мероприятия по чествованию отличников и ударников (помимо доски почета поощрять небольшими подарками, организовывать мастер – классы и выездные экскурсии), для отличившихся спортсменов организовывать мастер – классы и встречи с известными спортсменами города.

Шаг 2.

Воспитание

Самовоспитание

Обучение

Самообучение

Г

Б

В

Д



Шаг 3.

  1. Да, исследования, представленные в статье и мнение автора совпадают с моим мнением причин конфликтов между педагогами и родителями.

  2. На мой взгляд, основные недовольства родителей школой выражаются из-за неуспеваемости обучающихся и их проблемного поведения в школе. Родители часто, опираясь только на мнение своих детей, формируют негативное отношение к учителю, и не разобравшись вовремя, проецируют в дальнейшем негативное отношение к школе в целом. В таких случаях конфликтная ситуация должна разбираться при встрече администрация, учитель, родитель, ребенок или в рамках конфликтной комиссии. В дальнейшем, как правило, все стороны приходят к компромиссному решению.

  3. На удовлетворенность родителей воспитательным процессом в школе чаще всего влияет тесная связь классного руководителя как с родителями, так с детьми, активное участие психолога в классном коллективе и посещении родительских собраний, организация родительских собраний с приглашением учителей – предметников с целью донесения информации и по поводу построение процесса обучения по каждому урока, и по поводу индивидуальных особенностей усвоения обучающимся определенного учебного предмета, качественное и количественное соотношение мероприятий, проводимых в школе, особенное с привлечением родителей, организация совместной деятельности детей и родителей, уважительные и доверительные отношения между всеми участниками образовательного процесса.