Файл: Учение о бытии. Материя и форма. Бог как формально мотивцель.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2024

Просмотров: 27

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

  1. Введение

  2. Учение о бытии. Материя и форма. Бог как формально - мотив-цель

  3. Логика и учение о категориях

  4. Этические и социально-политические взгляды

  5. Заключение

  6. Список литературы

Введение

Аристотель - один из величайших философов Греции, создатель наиболее полной и всеобъемлющей системы греческой науки, основатель истинного естествознания и глава перипатетической школы. Родился в 384 г. до н.э. в Стагире, греческой колонии во Фракии, недалеко от горы Афон. Его отец Никомах и его мать Фестида были знатного происхождения. Никомах, придворный врач македонского царя Аминтаса III, предсказал своему сыну такое же положение и, вероятно, сам изначально обучал мальчика искусству медицины и философии, которые в то время были неотделимы от медицины. Рано потеряв родителей, Аристотель отправился сначала в Атарней, в Малую Азию, а затем, в 18 лет, в Афины, где прожил 20 лет.

Там под влиянием Платона, лекции которого Аристотель также прилежно слушал, изучая свои сочинения, дух ученика развивался так быстро и мощно, что вскоре он занял независимую позицию по отношению к своему учителю. Если мы обратимся к сочинениям Аристотеля, мы увидим человека с глубокой искренней любовью к истине, ясным пониманием реальности со всеми ее реальными отношениями, неутомимым рвением к сбору фактических знаний и в то же время с неослабевающим рвением. удивительный дар систематизации и плодотворного распространения материала. По своему уму и способностям он мыслитель трезвый и спокойный. В нем греческая философия совершила переход от идеального энтузиазма юношеского возраста к трезвому суждению зрелого возраста.

Научная деятельность Аристотеля - это не только вершина античного философского мышления, но и большой вклад практически во все известные тогда научные направления: создавались новые научные направления, он вместе со своими учениками систематизировал науки, определял предмет и методы. отдельных наук. Он написал более 150 научных работ и трактатов. Систематически, хотя и через призму своих взглядов, Аристотель исследует философские учения от самых древних мыслителей до своих современников. В этом смысле о нем можно говорить как об историке философии.


Мышление Аристотеля основывалось на остром ощущении реальности, существующей независимо от мнений и желаний людей, и на глубокой вере в способность человеческого разума, при правильном применении, знать эту реальность такой, какая она есть. Вместе эти два убеждения дали ему беспрецедентную готовность следовать эмпирическим фактам, куда бы они ни вели, и необычайную способность проникать в основную сущностную структуру. Аристотель воздвиг великолепное здание теоретического и практического обучения, которое пережило яростные атаки приверженцев других взглядов и периоды полного забвения и безразличия.

Учение о бытии. Материя и форма. Бог как формально - мотив-цель

Аристотель уделяет большое внимание важнейшим вопросам философии, ядром которых он считает онтологию - науку о существовании. Аристотель называет первую материю основой всего сущего. Он рассматривал бытие как объективный мир, действительный принцип вещи, неотделимый от нее, как неподвижный двигатель, божественный разум или нематериальную форму всех форм. Он создал классификацию свойств бытия, комплексно определяющих предмет - 10 предикатов. На первом месте стоит категория сущности с выделением первой сущности - индивидуального бытия, а второй сущности - бытия видов и родов. Другие категории раскрывают свойства и состояния бытия: количество, качество, отношение, место, время, обладание, действие, страдание. Содержание и значение каждой категории определяется движущимся объективным существом. Субстанция как высшая основа всего сущего не является таковой, если в ней отсутствует хотя бы один из этих компонентов бытия. Вы не можете ничего удалить из всего существа. В этом случае каждый из этих моментов воспринимается как реальная абстракция в смысле отделения одного лица от целого.

Он считал материю вечной, несотворенной и неразрушимой, она не может возникнуть из ничего, она также не может увеличиваться или уменьшаться в своем количестве, однако сама материя инертна, пассивна, она содержит только возможность возникновения реального разнообразия вещей, таких как как, например, мрамор содержит возможность различных статуй. Чтобы эту возможность воплотить в жизнь, необходимо придать материи соответствующую форму. Под формой Аристотель понимал активный творческий фактор, благодаря которому вещь становится реальной. Форма - это стимул и цель, причина образования различных вещей из однообразной материи: материя - это своего рода глина. Для того, чтобы из него возникли разные вещи, нужен гончар - бог (или разум — движитель). Форма и материя неразрывно связаны, так что каждая возможная вещь уже содержится в материи и благодаря естественному развитию получает свою форму. Однако первичная материя не определяется (фундаментально не поддается определению) ни одной из категорий, которыми мы определяем реальные (конкретные) состояния бытия. Фактически, он образует потенциальную предпосылку существования. И хотя это основа всего бытия, его нельзя отождествить с бытием и даже не считать простым компонентом конкретного бытия. 



Согласно Аристотелю, простейшее определение этой первой категории - это четыре элемента - огонь, воздух, вода и земля. Они представляют собой некую промежуточную стадию между первой материей, которая чувственно непонятна, и реально существующим миром, который чувственно воспринимается. В вещах, воспринимаемых органами чувств (их изучением занимается физика), можно выделить две пары взаимно противоположных свойств - тепло и холод, влажное и сухое. Четыре основных сочетания этих свойств, согласно Аристотелю, характеризуют четыре основных элемента: огонь - это сочетание теплого и сухого, воздух теплый и влажный, вода холодная и влажная, а земля холодная и сухая. Эти четыре элемента составляют основу реальных (воспринимаемых) вещей. 

Позже, в связи с проблемами небесных сфер, Аристотель вводит пятый элемент - пятую сущность (quinta essentia) - эфир. В то же время он допускает возможность замены одного элемента другим, это становится возможным, потому что все элементы в принципе являются специфической модификацией одной и той же первой материи. Конкретные, существующие (чувственно воспринимаемые) вещи являются результатом взаимодействия всевозможных комбинаций этих элементов. В отличие от первой материи они, как конкретные существа, постижимы и определяемы с помощью основных категорий. Они суть соединения материи (gile) и образа, формы (eidos, morphe). Аристотель в этом учении, которое, по сути, составляет основу всей его философии и проходит через все его рассуждения, по-новому решает проблему отношения между индивидуальным и общим - как отношения между двумя сторонами реальности.. Тем самым он преодолевает разрыв между идеальным и реальным миром, столь разительный в системе Платона. Онтология (метафизика) и космология Аристотеля, его учение о бытии и его учение о вселенной сливаются с его теологией, то есть с его учением о Боге. Поэтому неудивительно, что учение о Боге изложено Аристотелем в его Метафизике. И бытие, и мир, и Бог - это концепции метафизики Аристотеля, его учение о сущности бытия, различные, но взаимосвязанные грани его учения, составляющие единство, скорее грани его философии, чем особые, отдельные науки, образующие систему. наук.                       

Именно по этой стороне или линии философской доктрины Аристотеля, в которой онтология и космология образуют единство и восходят как высшее понятие к концепции Бога - главного двигателя мира, мусульманского, христианского и частично еврейского За это ухватились теологи феодального средневекового общества, когда они познакомились с основными трактатами Аристотеля. Они пришли к решению использовать и использовали учение Аристотеля, чтобы подвести его философские концепции под догмы мусульманской, христианской и еврейской религий.  


Однако Аристотель выводит определение свойств и природы божества не из религиозных догм, которых у древних греков не было, а из анализа философской концепции первичного двигателя. Если можно так выразиться, бог Аристотеля не мистический, а исключительно космологический; само понятие этого получено очень рационалистическим путем. Идея Аристотеля такова: объекты, рассматриваемые в отношении движения, могут быть трех видов:  неподвижные, самодвижущиеся и  движущиеся, но не самопроизвольно, а через другие объекты.   

Первичный двигатель, как следует из самого его определения или концепции, не может быть приведен в движение ничем другим. При этом тягач не может быть самоходным. Действительно, в самоходном объекте необходимо различать два элемента: движущий и подвижный. Следовательно, в первичном двигателе, если это самоходное существо, должны присутствовать оба этих элемента. Но тогда очевидно, что только один из двух элементов может быть реальной движущей силой, а именно движущей силой.    

Давайте теперь рассмотрим движущую силу. Относительно этого элемента также должен возникнуть вопрос: как понимать мотив, самоходный или стационарный? Если он самоходный, то движущим элементом снова будет первый двигатель и так далее. Рассуждения продолжаются, пока мы, наконец, не приходим к концепции стационарного первичного двигателя. Но, согласно Аристотелю, есть и другие причины, по которым первичный двигатель следует рассматривать только как стационарный двигатель. Астрономические наблюдения на небе так называемых неподвижных звезд во времена Аристотеля, когда не было высокоточных методов наблюдения видимых угловых расстояний между звездами на небосводе, привели к выводу, что мир движется в непрерывном равномерном движении.. Самодвижущиеся объекты, а также объекты, перемещаемые другими объектами, не могут быть источником непрерывных и равномерных движений. В силу этого соображения - таков вывод Аристотеля - первичный двигатель мира должен сам быть неподвижным.      

Из неподвижности главного двигателя мира Аристотель выводит как необходимое свойство Бога - его бестелесность. Любая телесность или материальность - это возможность другого существа, перехода в это другое, и каждый переход - это движение. Но Бог, он - первопричина, неподвижное существо, следовательно, Бог должен быть бестелесным. Нематериальность или бестелесность недвижимого первичного двигателя подтверждает его новое важное свойство. Будучи нематериальным, Бог (неподвижный первичный двигатель) никоим образом не может считаться возможным, не может быть субстратом для чего-либо. Чужой возможности, Бог - это целиком реальность, и только реальность, чистая реальность, не материя, а целиком форма и только форма. Но как мы можем получить представление о такой чистой форме, если все объекты мира, с которыми мы имеем дело в нашем опыте, всегда являются не чистой формой, а комбинацией формы с материей? Как и другие вопросы своего учения о бытии и мире, Аристотель ищет ответ на этот вопрос с помощью аналогии. Чтобы получить представление о чистой реальности или чистой форме, необходимо, объясняет Аристотель, рассмотреть совокупность объектов и существ природного мира. Объективный идеалист в своем философском учении о бытии, Аристотель рассматривает мир как упорядоченную градацию форм. Высшее существо в материальном мире - человек. Как и любой другой объект этого мира, человека следует рассматривать как сочетание материи и формы. Материя человека - это его тело, форма - это его душа. По сути, тело - это возможность души. Но в душе должны присутствовать как высший элемент, так и низший. Высший элемент души - это ум. Это последняя реальность, и она возникает из низших функций души, как из возможности.                 


Развивая это учение о человеке, Аристотель переносит его результаты - по аналогии - на Бога. Поскольку Бог, согласно Аристотелю, есть высшая реальность, то Бог есть разум. С этой точки зрения необходимо различать активные и пассивные элементы. Активный элемент проявляется, когда мысль есть активная мысль. Но высшая деятельность мысли, согласно Аристотелю, - это деятельность созерцания. Следовательно, будучи разумом и высшей реальностью, разум Бога есть разум, вечно созерцающий. Что он думает? Чтобы ответить на этот вопрос, Аристотель различает два типа деятельности. Человеческая деятельность может быть теоретической или практической. Теоретическая направлена ​​на познание, практическая направлена ​​на достижение целей, находящихся вне самого актера и его деятельности.         

Согласно Аристотелю, мысль о божественном первопричине - это теоретическая мысль. Если бы его мысль была практичной, то она должна была бы исходить из своей цели не в себе, а в другом, внешнем. Такая мысль не была бы замкнутой мыслью, она была бы ограниченной. Согласно Аристотелю, мировое движение - это целостный процесс: все его моменты взаимно обусловлены, что предполагает наличие единого двигателя. Далее, исходя из концепции причинности, он переходит к концепции первопричины. И это космологическое доказательство существования Бога. Бог - первая причина движения, начало всех начал, поскольку не может быть бесконечного ряда причин или безначального. Есть причина, которая обусловливает себя: причина всех причин. Абсолютное начало любого движения - божество как универсальная сверхчувственная субстанция. Аристотель обосновывал существование божества по усмотрению принципа улучшения Космоса. Согласно Аристотелю, божество является предметом высшего и совершенного знания, поскольку все знания направлены на форму и сущность, а Бог - это чистая форма и первая сущность.            

Это учение - учение объективного идеализма и в то же время богословия. Весь мир - это набор форм, которые связаны друг с другом и расположены в порядке возрастания совершенства. Таким образом, Аристотель приближается к идее единого существования вещи, явления: они представляют собой слияние материи и формы, а главным двигателем мира является Бог, определяемый как форма всех форм, как вершина всего сущего. Вселенная.