Файл: Учение о бытии. Материя и форма. Бог как формально мотивцель.rtf
Добавлен: 25.04.2024
Просмотров: 28
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Логика и учение о категориях
Аристотель - отец логики как систематизированной науки о мышлении и его законах. Он опирался на Демокрита, Платона и других древнегреческих философов, но ни один из них не создал науку о мыслительной деятельности разумного человека. Логика Аристотеля помогает понять даже его богословие. Бог Аристотеля также является логиком, и поскольку Аристотель является первым логиком, то в концепции своего бога Аристотель, можно сказать, обожествил себя. В самом деле, согласно Аристотелю, Бог думает о мышлении, которое является логикой. Правда, слово логика (как существительное) еще не было философу; он знал только прилагательное логикос (относящееся к слову). Слово логика (как существительное) появилось только в эллинисто-римские времена. Сам Аристотель называл свою науку о мышлении аналитикой, а его основные логические работы называются Первая аналитика и Вторая аналитика. В Метафизике рассуждение называется аналитикой. Используя слово анализ, Аристотель понимал под этим разложение сложного на простое, вплоть до дальнейших неразложимых принципов или аксиом. Но необходимо подчеркнуть, что логика для Аристотеля не самостоятельная специальная наука, а инструмент любой науки. Это дало основание более поздним комментаторам Аристотеля называть всю совокупность его логических работ органоном - инструментом всего познания.
Логика Аристотеля состоит из шести трактатов, некоторые из которых в древности и в наше время были необоснованно признаны ложными, это следующие трактаты: О категориях; По толкованию; две книги Аналитика, или так называемый трактат по силлогизму; две книги Вторая аналитика или трактат о доказательствах; Трактат о диалектике и Опровержение софистов. Все эти произведения известны под общим названием Аристотелевский Органон.
В качестве логики Аристотель формулирует основные законы мышления, определяет, что есть истина, а что - ложь. Определяет суждение и устанавливает высоту суждений, определяет силлогизм (вывод), устанавливает три фигуры силлогизма и их модусы, исследует три типа доказательства, описывает типичные ошибки в доказательстве, как непроизвольные (паралогизмы), так и намеренные (софизмы). Он также исследует индукцию и аналогию.
Как реальный феномен человеческого существования, мышление может быть и остается предметом изучения различных наук: психологии, социологии, философии, логики. Каждый из них изучает мышление под определенным углом, аспектом. Логика, начиная с Аристотеля, который ее создал, изучает мышление в аспекте его организации, формы. Изучение мышления абстрагируется от его содержания, является наукой о формах мышления и поэтому называется формальной логикой. Согласно Аристотелю, у познания есть два начала : формальное (логическое) и реальное. Главное между формальными принципами или аксиомами - это закон противоречия, с которым связано так называемое начало исключенной третьей. Но формальные принципы не могут дать определенное содержание исследованию, это всего лишь инструменты, которым нужен материал для создания чего-либо. Общие формальные принципы во всех науках одинаковы, но их предметы различны, это различие касается реальных принципов. Из всего этого ясно, что Аристотель совершенно правильно понял смысл логики, для которой он так много сделал. Философы Средневековья стремились доказать то, что можно было убедить только на опыте и наблюдениях, и думали, что следуют наставлениям Аристотеля. Аристотель, однако, утверждал с присущей ему ясностью и уверенностью, что мышление приспособлено к тем законам, которые управляют миром, и находится в полной гармонии с ними; он поставил первое выше законов природы.
Из четырех законов мышления традиционной логики Аристотель установил по крайней мере два - закон запрета противоречия и исключенный третий. Аристотелевские законы тождества и достаточного разума также изложены в доктрине научного знания как знание, основанное на доказательствах - закон достаточного разума и в тезисе о том, что невозможно думать о чем-либо, если вы не думаете каждый раз об одном - закон идентичности.
Закон о запрещении споров вызвал множество возражений. Гегель критиковал Аристотеля, утверждая, что этот закон фактически запрещает становление, изменение, развитие, что он является метафизическим. Но возражение указывает на то, что Гегель не понимал сути этого закона. Аристотелевский закон запрета противоречий абсолютен, но он действует только в сфере действительного бытия, а в сфере возможного - нет. Потенциально существующее диалектично, действительное существующее относительно недиалектично.
У Аристотеля можно найти и другие фундаментальные ограничения на сферу действия закона противоречия. Его действие не распространяется на будущее, но, тем не менее, оно связано с той же сферой возможностей, поскольку будущее чревато множеством возможностей, настоящее бедно, поскольку актуализируется одно, но потенциально богато. С другой стороны, прошлое бедно по своей актуальности, что исключает возможность, поскольку в прошлом больше нет никаких возможностей, кроме реализованных, возникших, не поддающихся изменению. Усиленная форма закона запрета противоречий - это закон исключенного третьего, который запрещает не только то, что не может быть истинным одновременно по отношению к одному и тому же. Этот закон в Метафизике выражается следующим образом: Между двумя противоречащими друг другу суждениями не может быть ничего, но об одном субъекте необходимо либо подтвердить, либо опровергнуть любой отдельный предикат. Второй аналитик говорит, что что угодно, будь то утверждение или опровержение.
Действие этих законов таково, что закон запрета противоречия не обязательно влечет за собой закон исключенной третьей, но закон исключенной третьей предполагает действие закона запрещения противоречия. Поэтому выше было сказано, что закон исключенного третьего является более острой формой закона противоречия.
Это различие в сфере действия закона означает, что существуют разные типы противоречий. Выше было выделено само противоречие и его смягченная форма - противоположная. Оба являются двумя типами противоположностей. Позже это стали называть противоречивыми и противоречивыми противоречиями. Оба закона связаны только противоречивым противоречием. Пример противоречивого контраста: Эта бумага белая и Эта бумага не белая. Здесь нет золотой середины. Противоположное противостояние связано только законом запрета противоречия. Пример: эта бумага белая и эта бумага черная, потому что бумага может быть серой. Противоречивое противоречие допускает среднее, противоречивое - нет. Члены противоречивого противоречия могут быть как ложными (когда истина между - это третье значение), но они не могут быть истинными сразу, это запрещено законом противоречия. Члены противоположной оппозиции не могут быть не только непосредственно правдивыми, но и сразу ложными, ложность одной стороны влечет за собой правду другой.
Говоря о логике Аристотеля, следует процитировать его учение о силлогизме. Согласно определению Аристотеля, силлогизм - это такое общее предложение, которое после установления известных частных предложений делает вывод, отличный от этих предложений, но не содержит никакой идеи, которая в них не содержится. Таким образом, все плохие люди жалки, каждый тиран - плохой человек, следовательно, все тираны жалки. Аристотель дал нам анализ шестнадцати форм силлогизма, который теперь считается удовлетворительным с логической точки зрения.
Вся аристотелевская теория силлогизма тесно связана с его общефилософскими и, в частности, методологическими взглядами. В основном это описано в труде Первые аналитики. Он дал определение силлогизму и выделил его типы, он определил рабочие и нерабочие типы силлогизмов - модусов, установил три фигуры силлогизма. В Первой аналитике говорится, что силлогизм - это речь, в которой, если что-то предполагается, то из-за того, что должно быть, неизбежно следует нечто отличное от того, что неизбежно.
Силлогизм Аристотеля состоит из трех суждений, два из которых являются предпосылками, а третье - заключением (в индийском силлогизме пять суждений). Вывод следует из посылки: Если A влияет на все B, а B влияет на все C, то A обязательно влияет на все C. Силлогизмы третьей и второй фигур несовершенны - требуются дополнительные операции для достижения логической необходимости следования. На первом рисунке (с утвердительными предпосылками) средний член выражает причину: все млекопитающие теплокровны. Лошади - млекопитающие. Лошади теплокровные, то есть лошади теплокровные, потому что они млекопитающие (средний срок). На остальных рисунках такой четкой онтологической картины нет, поэтому они несовершенны, искусственны. В концепции совершенного и несовершенного силлогизма мы еще раз видим онтологический характер аристотелевской логики.
Итак, фигура силлогизма определяется местом среднего члена. Режимы определяются характером посылок, которые могут быть в целом положительными и в целом отрицательными, частично утвердительными и частично отрицательными. Перебрав все варианты, Аристотель обнаружил, что вывод получается только в четырех случаях. Это происходит только тогда, когда общая утвердительная посылка сочетается с общим утвердительным, общий отрицательный - с общим утвердительным, общий утвердительный - с частичным утвердительным, а общий отрицательный - с частичным утвердительным, то есть одна из предпосылок должна быть общей. и один - утвердительный. Из двух частных посылок ничего не следует. Также ничего не следует из двух отрицательных предпосылок.
Взгляды Аристотеля на определения и определения также имели большое значение, как и взгляды, которые в современных терминах можно определить как относящиеся к образованию, построению научных систем. В них Аристотель приближается к двум основным принципам. Первый принцип - это вера в то, что доказательство может быть доказательством только тогда, когда оно реализовано за необходимое количество шагов. Каждая научная позиция должна основываться на некоторых очевидных утверждениях, которые принимаются без каких-либо научных доказательств или обоснований. В случае, когда теория строится дедуктивно, такие очевидно ясные утверждения можно считать аксиомами. А второй принцип, также тесно связанный с теорией категорического силлогизма, свидетельствует о необходимости принятия правил, гарантирующих формальную правильность выводов. Эти два принципа характеризуют не только смысл дедуктивной логики Аристотеля, но и его подход к построению дедуктивной научной теории. Как в философии, логике, так и в работах из области естествознания Аристотель был противником умозрительных подходов. Доказательство обсуждается во второй аналитике. Доказать что-то - значит связать необходимой связью то, что связано в самой реальности. Для этого необходимо, чтобы посылки были верными и чтобы связь через средний член была логически правильной. По правде говоря, одной логической корректности недостаточно. Это также требует истинности посылок, в которых связь между подлежащим и сказуемым отражала бы связь, присущую самой реальности. В этом случае связь между подлежащим и сказуемым должна быть необходимой, т. е. Выражать не случайные, а существенные связи.
В этом контексте необходимо остановиться на том, как Аристотель понимал истину и ложь в целом. Он совершенно не верил, что все правда, а тем более, что все ложно. Одно верно, а другое ложно. Истина и ложь не содержатся в самой реальности, они не онтологичны. Это означает, что истина и ложь представляют собой сочетание элементов мысли, если под мыслью мы понимаем суждение. В Метафизике Аристотель предложил материалистическое определение истинности и ложности суждений: Прав тот, кто считает разделенное - разделенное и объединенное - единым, и в заблуждении он тот, чье мнение противоположно реальным обстоятельствам. Истина в суждении - это соответствие того, что объединено или разделено в мысли, тому, что разделено, а то, что объединено, разделено. Если я говорю, что Иванов - ученик, а Иванов еще ходит в садик, то я высказываю ложное суждение - это не значит, что я лгу, ибо ложь заключается в несоответствии мысли с вещами, а ложь - в несоответствие слов мыслям. В ложных суждениях проявляется относительное небытие. Это его третье значение. Если посылки верны, а связь между ними формально правильна, то мы имеем научное доказательство (предполагается, что связь в посылках необходима, аподиктична). Единственное доказательство - аподиктический силлогизм, исходящий из таких предпосылок.
Аристотель не употребляет термин диалектика в нашем смысле этого слова. Диалектика у Аристотеля частично совпадает с логикой, поскольку это доказательство, которое исходит только из вероятностных, правдоподобных предпосылок. Название этого силлогизма связано с тем, что Платон называл свою философию диалектикой. Аристотель, с другой стороны, отрицал ее науку, считая ее содержание только правдоподобным. Отсюда его перенос термина диалектика только к вероятным умозаключениям, дающим соответствующие заключения. В отличие от диалектики, аподиктизм дает строго научное, дедуктивное знание, которое обязательно следует из истинных посылок, следующих из высших принципов.
Аристотель называл индукцию эпагогой то, что позже было переведено на латынь как индукция. Он определил индукцию как восхождение от единственного к общему. Как уже указывалось, рационально-созерцательная часть души, в отличие от рационально-практической, имеет две стороны: активную, соответствующую форме, и пассивную, соответствующую материи (позже эти части в латинском варианте стали обозначать концепциями активного и пассивного интеллекта). Бог, думающий о себе, - это активный ум, разум. Роль активного ума состоит в том, что он обобщает, опираясь на пассивный. В этом процессе неполная индукция перерастает в завершение, но только в том случае, если несколько или даже только один пример точно соответствуют той форме бытия, которая находится в пассивном уме. Логическое содержание неполной индукции у Аристотеля невелико, поскольку он, в принципе, противопоставляя индукцию дедукции, затем попытался притянуть индукцию к дедукции, показывая ее как частный случай третьей фигуры силлогизма. Но на философском, метафизическом уровне очень важна неполная индукция, поскольку именно этим объясняется скачок от общего в природе к общему в душе.
Созданная Аристотелем логика веками оставалась в своих основных чертах и требованиях незыблемой, практически неизменной. Это яркое свидетельство его объективной верности и эвристичности, а также того факта, что формы и законы, описанные Аристотелем, присущи мышлению с необходимостью и не изменяются в пределах письменной цивилизации.
Категории - это фундаментальные понятия философии. Аристотель разработал иерархическую систему категорий, в которой сущность, или субстанция, была главной, а остальные считались ее атрибутами. Стремясь упростить категориальную систему, Аристотель признал затем только три категории основными: сущность, состояние и отношение. Итак, категории - это самый общий вид утверждений, точнее, имен. Любое слово в отдельности, вне связи с другими словами - человек, бежит (но не человек бежит) означает либо сущность, либо сколько, либо что, либо относительно чего. или где, или когда, или быть в положении, или иметь, или действовать, или страдать. Такой полный список категорий находится в Теме. В других связанных письменных работах с именем Аристотеля категорий меньше. Их всего восемь во Второй аналитике (нет позиции и терпения). В метафизике шесть категорий: сущность, качество, количество, отношение, действие и страдание. Так или иначе, все категории, кроме первой, говорят о первичной сущности, в силу чего подпадают под ту или иную из девяти категорий, находящихся в субъекте, который является первичной сущностью, которая строго говоря, не должно быть категорией, потому что категории являются предикатами, а первая сущность всегда является субъектом.