Файл: Учение о бытии. Материя и форма. Бог как формально мотивцель.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2024

Просмотров: 29

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В категориях то, что связано грамматикой, делится, и, наоборот, качества и количества выражаются не только прилагательными и числами, но и существительными, которые в этой категориально-грамматической таблице должны выражать только категорию сущности, точнее то, что можно подвести под категорию сущности.

Таким образом, учение о категориях было реализовано философами, внесшими в него наибольший вклад. Это вполне справедливо. Мышление имеет не только чисто формальную, но и категориальную структуру. Он категоричен, категории образуют его необходимые объективные формы. Следовательно, учение о категориях как учение о формах мышления следует рассматривать как своего рода логику, можно сказать, философскую логику, поскольку категории составляют существенную часть философского языка. Сознательное размышление над проблемой категорий начинается с работы Аристотеля Категории. В четвертой главе этого произведения сформулирована фундаментальная идея, положившая начало столетиям философских поисков в этой области. Вот он: Из того, что было сказано без какой-либо связи, каждое из них означает либо сущность, либо сколько, или что, или в отношении чего-то, или где, или когда, или Находится в каком-то положении, или владеет, или действует, или терпит.  Аристотель объясняет с примерами каждый„ сказал без всякой связи“:сущность является, например, человеком, лошадь, сколько стоит, например, длиной в два локтя, три локтя, какой - например, белый, кто может читать; по отношению к чему-то - например, двойное, половинное, еще; где - например, в лицее, на квадрате ; когда - например, вчера, в прошлом году; находиться в каком-либо положении - например, лежа, сидя; обладать - например, обутым, вооруженным; действовать - например, порезы, ожоги; терпят - например, резают, сжигают.  Понимание категорий Аристотелем определялось познавательной задачей, которую он решал: найти возможные типы описания действительности.                  

Мы также можем сказать, что Аристотель видел десять видов существования, один из которых (а именно сущность) является субстанцией, а остальные девять - случайностями: качество, количество, отношение, место, время, положение, обладание, действие и страдание. Мысль Аристотеля заключалась в том, что, поскольку эти десять родов являются высшими, каждая вещь обязательно должна найти место в одном из этих родов. Обычные аристотелевские что, сколько, где, когда впоследствии были заменены философскими терминами качество, количество, пространство, время.  


В аристотелевской идее категорий можно выделить два аспекта - онтологический и логический. Категории характеризуют как саму реальность, так и то, как о ней говорят. Аристотелю присуща идея естественного соответствия разума вещам. Он хотел увидеть минимум возможных типов утверждений, основанных на взаимно различных определениях самой реальности. Список из 10 категорий не исчерпывает того, что анализировал Аристотель в этой области. По мере дальнейшего осмысления категорий их список менялся. Стандартный список категорий, разработанный в наше время, включает в себя множество концепций, которых нет в основном аристотелевском списке. Но почти все они рассматриваются Аристотелем в Метафизике и других работах. Работы Аристотеля - универсальный источник идей, связанных с категориями; в средние века идеи Аристотеля послужили отправной точкой для анализа так называемых универсалий.        

Этические и социально-политические взгляды

В этике Аристотель разработал идеал созерцательного постижения истины как модели и цели блаженной жизни. Аристотель признавал этот идеал труднодостижимым, полностью доступным только божеству. Человек может и должен стремиться к этому, ведь в человеке тоже есть что-то божественное. Хотя высшей целью является созерцательное постижение, интеллектуальная интуиция, человеческая природа, по Аристотелю, несовершенна.   

Чтобы обозначить совокупность достоинств характера человека как особую предметную область знания и выделить это самое знание науки, Аристотель ввел термин этика. Исходя из слова этос (древнегреческий этос), Аристотель сформировал прилагательное этический, чтобы обозначить особый класс человеческих качеств, которые он назвал этическими добродетелями. Этические добродетели - это свойства характера темперамента человека, их еще называют духовными качествами. Аристотель выделяет 11 этических добродетелей: смелость, умеренность, щедрость, великолепие, великодушие, амбиции, уравновешенность, правдивость, вежливость, дружелюбие, справедливость. Последний наиболее необходим для совместной жизни.      


Разумные (добродетели ума) - развивайте в человеке через обучение - мудрость, смекалку, рассудительность.    

Мораль (добродетели характера) рождаются из привычек-морали: человек действует, набирается опыта и на основе этого формируются его черты характера.  

Добродетель - это мера, золотая середина между двумя крайностями: избытком и недостатком.  

Добродетель - это умение делать лучшее во всем, что касается удовольствия и боли, а разврат - его противоположность.    

Добродетель - это внутренний порядок или устройство души; Порядок приобретается человеком сознательным и целенаправленным усилием.   

Объясняя свое учение, Аристотель дает небольшой набросок, представляя таблицу добродетелей и пороков в их соотношении с различными видами деятельности:

  • храбрость - это середина между безрассудным мужеством и трусостью (по отношению к опасности);  

  • благоразумие - это что-то среднее между распущенностью и тем, что можно было бы назвать бесчувственностью (в отношении удовольствий, связанных с осязанием и вкусом);  

  • щедрость - это середина между расточительностью и скупостью (по отношению к материальным благам);  

  • величие - это что-то среднее между высокомерием и унижением (по отношению к чести и бесчестию);  

  • ровность - это середина между гневом и гневом;  

  • правдивость - это середина между хвастовством и притворством;  

  • остроумие - что-то среднее между шутовством и грубостью;  

  • дружелюбие - это что-то среднее между абсурдом и подобострастием;  

  • застенчивость - это середина между бесстыдством и робостью.  

Согласно Аристотелю, нравственный человек - это тот, кто руководит разумом в сочетании с добродетелью. Аристотель принимает платоновский идеал созерцания, но деятельность ведет к нему, поскольку человек рожден не только для понимания, но и для действия. 


Следует помнить, что в IV веке эти качества обозначались как добродетели и пороки. к п. е., они не всегда однозначно совпадают с современными представлениями о собственном и предосудительном.       

Каждая ситуация выбора связана с конфликтом. Однако зачастую выбор оказывается более мягким, как выбор между различными видами льгот. Аристотель пытался показать возможность решения этой моральной трудности.  

Слово знать имеет два значения:

  1. знает - о том, кто только владеет знаниями;

  2. знает - о том, кто применяет знания на практике.

Далее Аристотель уточнил, что, строго говоря, только тот, кто может применить его, должен считаться обладающим знанием. Итак, если человек знает одно, но действует по-другому, то он не знает, значит, он обладает не знаниями, а мнением, и он должен достичь истинных знаний, которые выдерживают проверку в практической деятельности. 

Добродетель как рациональность приобретается человеком в процессе прояснения собственной двойственности и разрешения внутреннего конфликта (по крайней мере, насколько это под силу самому человеку).

Для Аристотеля человек - это прежде всего социальное или политическое существо (политическое животное), одаренное речью и способное реализовывать такие понятия, как добро и зло, справедливость и несправедливость, то есть моральные качества.  

В Никомаховой этике Аристотель отмечал, что человек по своей природе социальное существо, а в Политике он - политическое существо. Он также выдвинул позицию, согласно которой человек рождается политическим существом и несет инстинктивное стремление к совместной жизни. Врожденное неравенство способностей является причиной объединения людей в группы, отсюда и различие функций и места людей в обществе.      

В человеке два принципа: биологический и социальный. Уже с момента своего рождения человек не остается наедине с собой; он соединяет все достижения прошлого и настоящего с мыслями и чувствами всего человечества. Человеческая жизнь вне общества невозможна.   


Из-за своего несовершенства жизнь нуждается в ряде благ, которые по отношению к главной цели являются неполноценными и второстепенными. Необходимы физическое здоровье, еда и определенные условия жизни. Среди этих благ Аристотель указывает на богатство как на необходимое условие жизни. Он сравнивает это с инструментами, которые мы выбираем как средства для достижения наших целей. Под богатством в точном смысле этого слова Аристотель понимает накопление экономических благ, необходимых для жизни и полезных для общественного и домашнего общения.    

Для Аристотеля как теоретика древнего рабовладельческого общества очень характерно то, что он смотрит на богатство исключительно с точки зрения потребителя рабовладельца. Для него быть богатым означает использовать, а не владеть: богатство - это фактическое осуществление права собственности или использование того, что составляет собственность. Но именно поэтому истинное, самодостаточное свойство для хорошей жизни не безгранично. С этической точки зрения ценно только то, что необходимо для цели, которой подчинено богатство, а добро - это то, чего нет в изобилии; то же самое, что оказывается больше, чем нужно, - это плохо. Между крайностями экстравагантности, то есть недостаточной заботой об экономических выгодах, и скупостью или чрезмерными усилиями по их использованию находится средняя мера в распоряжении собственностью. Эта щедрость - доблесть свободного и благородного человека. Щедрый использует вещь наилучшим образом, распределяет экономическую выгоду ради красоты и притом правильным образом.       

Расточитель еще можно научить временем и опытом, и он может превратиться из болвана в щедрого человека, но скупость неизлечима. Для достижения высшего блаженства достаточно небольшого количества собственности. Не следует думать, что блаженный нуждается во многих великих материальных благах, хотя без них невозможно процветать, ибо самодостаточность и нравственная деятельность не требуют материальных излишков, и можно совершать прекрасные поступки, не будучи правителем земли и моря..   

Среди различных форм жадности Аристотель особенно резко осуждает чрезмерную закупку. Отношение Аристотеля к нему определяется установленным им различием между двумя противоположными типами или типами экономии. Это экономика и хрематистика.