Файл: А. Н. Леонтьев определяет педагогическое общество как профессиональное общение преподавателя с учащимися на уроке и вне его, имеющее определенные педагогические функции и направленное на создание благоприятного пси.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2024

Просмотров: 19

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Автономная некоммерческая профессиональная образовательная организация "Национальный социально-педагогический колледж"


Программа среднего профессионального образования

44.02.03 Педагогика дополнительного образования (в области социально-педагогической деятельности)

Дисциплина: Методика преподавания по программам дополнительного образования в области социально-педагогической деятельности

Практическое занятие 1


Выполнил:

Обучающийся Сытенкова Евгения Михайловна

Преподаватель:

Проняева Надежда Анатольевна


Задание 1. Проведите сравнительный анализ определений понятий «общение» и «профессионально – педагогическое общение» Выделите сходные и отличительные признаки данного понятия с учетом подходов, обозначенных К.А. Абульхановой - Славской, Г.К. Селевко, Н.П. Ерастовым, А.Н. Леонтьевым и др.

№ п/п

Виды общения

Сходные  признаки

Отличительные  признаки

1

Определение понятия «общение»

 

 А.Н. Леонтьев определяет педагогическое общество как “профессиональное общение преподавателя с учащимися на уроке и вне его, имеющее определенные педагогические функции и направленное на создание благоприятного психологического климата, а также на другого рода психологическую оптимизацию учебной деятельности и отношений между педагогом и учащимся внутри ученического коллектива”.

 

Общение - неотъемлемый элемент педагогической деятельности; вне его невозможно достижение целей обучения и воспитания.
Общение занимает значительное место в жизнедеятельности учреждений дополнительного образования.

 

Специфика педагогического общения, прежде всего, проявляется в его направленности. Оно направленно не только на само взаимодействие и на воспитанников в целях их личностного развития, но и является основным для самой педагогической системы, направленно на организацию освоения знаний и формирование на этой основе умений. В силу этого педагогическое общение характеризуется как бы тройной направленностью - на само взаимодействие, на воспитанников и на предмет освоения.

2

Определение понятия «профессионально- педагогическое общение»
И.А. Зимняя обращает внимание на то, что педагогическое общение “как форма учебного сотрудничества есть условие оптимизации обучения и развития личности самих учащихся”.


Задание 2. Смоделируйте ситуацию диалога между обучающимися и педагогом дополнительного образования в области социально-педагогической деятельности. Определите тему беседы. Какие вопросы Вы бы включили в данный диалог? Какие аспекты должен обсудить с обучающимися педагог? Перечислите и охарактеризуйте их.

Ответ:
Ситуация: Учащиеся, дети от 8-ми до 10-ти лет, начинают выполнять задание на тему «Морские обитатели» по дисциплине «ИЗО».
Вопросы для диалога:
1. Каких морских обитателей вы знаете? Расскажите о них.
2. Каких морских обитателей ты выбрал? Почему?
3. Ты когда-нибудь видел этого морского обитателя? Как это произошло? Хотел бы увидеть его?
4. Тебя устраивает выбранный тобою цвет? Какие ещё цвета ты хочешь использовать?
5. У вас всё получается? Кому-нибудь нужна подсказка, помощь?
6. Старайтесь работать аккуратно, не мешая другим ученикам, представьте ваш результат и постарайтесь прийти к нему.
7. Не забудьте протереть использованные инструменты и убрать за собой рабочее место.
Затронутые аспекты в ходе данного диалога:
1. Педагог задал вопрос, несущий познавательный характер - в ходе ответов на него всех обучающихся, некоторые из них могу узнать от своих сверстников что-то новое, что поспособствует позитивному расположению первых ко вторым.
2. Педагог показал свою что ему не безразличны интересы и мнения ученика.
3. Педагог дисциплинирует учащихся.
4. Так же подразумевается, что в ходе общения педагог затронет важность техники безопасности, уделит время и покажет свою заинтересованность, расположение к каждому ученику.

Задание 3. Разработайте примерное содержание этапов общения педагога дополнительного образования с ребенком в области социально-педагогической деятельности (реализация программы на ваш выбор).

При разработке опирайтесь на модель структуры педагогического общения, предложенную В.А. Кан-Каликом:

1. Моделирование педагогом предстоящего общения с одним ребенком или группой детей (прогностический этап).

2. Организация непосредственного общения с ребенком в момент изначального взаимодействия с ним (начальный период общения, который условно можно назвать коммуникативной атакой).

3. Управление общением в развивающемся педагогическом процессе

4. Анализ осуществленной системы общения (соотнесение цели, средств и результата) и моделирование ее на предстоящую деятельность.

Примерные темы:


 «Искусство в современном обществе»

«Моя будущая профессия»

«Каким должен быть творческий человек?»

Авторская тема (определяется студентом самостоятельно)

Ответ: Тема: «Моя будущая профессия»
Класс: 9
Цель: Помощь учащимся в выборе будущей профессии;
Задачи: сформулировать представление о мире профессий, а так же требованиях, предъявляемых профессиями к человеку; развить черты характера, обеспечивающие успех в профессиональной деятельности и навыки самопрезентации; воспитать положительное отношение к самому себе, осознание своей индивидуальности, уверенность в своих силах применительно к реализации себя в будущей профессии; развить способность обучающегося принимать и сохранять учебно-профессиональную цель;
Ход внеклассного мероприятия:
Педагог: Сегодня мы поговорим о профессиях. Совсем в скором времени вы столкнётесь с выбором области будущей вашей профессиональной деятельности.
Профессия определяет, чем человек будет заниматься значительную часть своей жизни, оказывает влияние на социальный статус человека, его финансовое положение, общественные, социальные группы, с которыми он будет взаимодействовать.
Основные вопросы мероприятия:

  • Какие профессии вам известны?

  • Какие профессии вас привлекают?

  • Какие профессии для вас являются менее привлекательными?

  • Какая профессия у вас в приоритете?

  • Какие навыки необходимы для выбранной вами профессии?

Учащиеся называют профессии.
П: Классификация профессора Климова Евгения Александровича составлена по отношению человека к объектам труда. Е.А. Климов выделяет пять основных типов профессий:
1. Человек-природа. Этот тип объединяет профессии, представители которых имеют дело с объектами, явлениями и процессами живой и неживой природы.
Попробуйте назвать представителей данного типа. (Педагог вступает в диалог с учащимися. Рассказывает, какими качествами и навыками обладают люди, выбравшие эти профессии, какие навыки приобретают, с какими трудностями сталкиваются)
2. Человек- человек. Предметом труда здесь является другой человек, характерной чертой деятельности – необходимость воздействия на других людей.
Попробуйте назвать представителей данного типа. (Педагог вступает в диалог с учащимися. Рассказывает, какими качествами и навыками обладают люди, выбравшие эти профессии, какие навыки приобретают, с какими трудностями сталкиваются)

3. Человек-знак. Это профессии связанные с анализом и обработкой данных, цифрами, буквами.
Попробуйте назвать представителей данного типа. (Педагог вступает в диалог с учащимися. Рассказывает, какими качествами и навыками обладают люди, выбравшие эти профессии, какие навыки приобретают, с какими трудностями сталкиваются)
4. Человек-техника. Сюда относятся все технические профессии.
Попробуйте назвать представителей данного типа (Педагог вступает в диалог с учащимися. Рассказывает, какими качествами и навыками обладают люди, выбравшие эти профессии, какие навыки приобретают, с какими трудностями сталкиваются)
5. Человек художественный образ. Здесь мы имеем профессии, связанные с искусством и творчеством.
Попробуйте назвать представителей данного типа. (Педагог вступает в диалог с учащимися. Рассказывает, какими качествами и навыками обладают люди, выбравшие эти профессии, какие навыки приобретают, с какими трудностями сталкиваются)
П: Давайте определим профессии по типу. Показываются иллюстрации, учащиеся определяют.
П: Как вы думаете, что необходимо учитывать при выборе профессии?
Ведётся диалог с учащимися, обязательно должны прозвучать термины «востребовательность», «доходность».
Далее педагог рассказывает о том, что со временем востребовательность одних профессий изменяется, другие устаревают, появляются новые; сообщает, что это зависит от разных факторов; перечисляет профессии, которые будут актуальны всегда. Вступает в диалог с учащимися о том, что дело их жизни не должно приносить им раздражение, дискомфорт.
Показывается видеоролик на тему существующих профессий, профессий, существующих недавно и востребованные профессии в нашей стране, во всём мире.
Педагог упоминает, что есть различные уровни карьеры. Приводит примеры, говорит о важности личного профессионального плана.
Проводиться тест по профориентации.
По результатам профориентации, учащиеся изучают определённую профессию в информационных источниках.
Оканчивается занятие диалогом с учащимися, в ходе которого педагог может определить степень усвоенной информации.


Пермь - 2022