Файл: 2 средневековая философия и философия эпохи возрождения.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2024

Просмотров: 173

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Закон перехода количества в качество выражает взаимосвязь между количественными и качественными изменениями и говорит о том, что в процессе развития "количественные изменения на определенном этапе приводят к качественным, а новое качество порождает новые возможности и интервалы количественных изменений". Качественное изменение обозначает возникновение нового объекта, предмета, явления. Качество, как отмечал Гегель, "есть вообще тождественная с бытием, непосредственная определенность... Нечто есть благодаря своему качеству то, что оно есть, и, теряя свое качество, оно перестает быть тем, что оно есть". Поэтому понятие "качество" следует отличать от свойств предмета. Качество - это внутренняя определенность предмета, некоторая совокупность свойств, без которых предмет уже перестает быть данным предметом. А свойство более элементарно, это как бы одна сторона качества.

Количество - это внешняя определенность предмета по отношению к бытию. Поэтому количество выражает не сущность предмета, а лишь его внешние количественные свойства. Количественные параметры различных предметов и явлений, их пространственно-временные характеристики (размеры) могут совпадать. Сравнение предметов по их количественным характеристикам безразлично к качеству (мы можем, например, сравнивать размеры живого существа и неодушевленного предмета, скажем слона и стола). Выделение качества и количества объекта является лишь операцией абстрактного мышления, в реальности нет качества без предшествующих ему и происходящих в нем всегда количественных изменений, так же как любое количественное изменение является результатом какого-то качественного изменения.

Мыслимое единство количественных и качественных изменений выражается "мерой". Таким образом, качество, количество и мера суть лишь ступени развития, формы бытия.

Закон перехода количества в качество говорит о том, что в любом предмете как особом качестве происходит накопление количественных изменений, которые на определенном уровне развития предмета (перешагнув меру) приведут к изменению его качества, т.е. возникнет новый предмет. В свою очередь этот новый предмет, новое качество порождает серию новых количественных изменений, делая тем самым процесс развития бесконечным. Например, человек мог долгое время развиваться как биологический вид, но, вступив в социальные отношения
, он на новой качественной ступени развивается уже как социальное существо. Механизм процесса развития и скорость его протекания могут быть различными. Развитие может носить как эволюционный, постепенный, так и скачкообразный характер. Например, для социальной практики характерны резкие революционные переходы ("скачки"), а затем - восстановление равновесия, накопление недостающих количественных изменений.

Закон единства и борьбы противоположностей выражает сущность процесса развития. В любом предмете существуют противоречивые стороны. Противоречия скрыты, существуют в потенциальной форме. Однако постепенно, за счет количественных накоплений различия между противоречивыми сторонами предмета или явления усиливаются и достигают такой степени, что начинают отрицать друг друга. Противоречия начинают выступать как противоположности, что приводит к разделению единого предмета на противоположные стороны. Происходит разрешение противоречий, которое может иметь разные варианты, но возникающие при этом новые явления и предметы обладают собственными новыми противоположностями. Таким образом, весь диалектический путь повторяется заново, и процесс развития носит бесконечный характер.

Проанализированные законы диалектики тесно взаимосвязаны, представляя стороны одного процесса развития и характеризуя его с разных сторон. Нельзя говорить о переходе, например, количества в качество без рассмотрения вопроса об отрицании старого качества и возникновении нового, что, в свою очередь, нельзя объяснить, не выявив те противоречивые тенденции, которые заложены в любом предмете и явлении. Закон единства и борьбы противоположностей характеризует "источник, импульс развития; закон перехода количества в качество - механизм возникновения новых качеств; закон отрицания отрицания - форму прогрессивно направленных изменений. Первый закон дает ответ на вопрос, почему совершается развитие, второй - на вопрос, как происходит развитие, третий - на вопрос, какова форма поступательного развития. В итоге взаимодействия всех трех отмеченных законов диалектики возникает единая система диалектических связей и переходов, в которой каждый элемент выполняет свою особую функцию, охватывая совокупным действием всю действительность".

Для характеристики диалектики необходимо также рассмотреть основные категории диалектики. Категории диалектики – это особые понятия, которые отражают универсальные (то есть всеобщие) качества и связи предметов и явлений. Они характеризуются предельной степенью абстрактности и широты. Категории диалектики отражают понимание исследователями реальной диалектики объективного мира. Поэтому с развитием философского осмысления мира количество применяемых для описания действительности понятий возрастает. Ничего удивительного в этом нет. Мир не становится сложнее, просто человечество отражает его точнее. Рассмотрим некоторые наиболее известные категории диалектики.



С древности известны понятия единичного и общего.Поскольку у каждого материаль­ного образования свой строго определенный круг вещей, с которыми оно находится во взаимодействии, в нем возникают такие изменения, которые в полной мере неповторимы у других, то есть оно приоб­ретает такие свойства, которые характерны только для него и отсут­ствуют у других вещей. Эти свойства составляют единичное в вещи, материальном образовании. Единичное, таким образом, это то, что принадлежит только одной вещи. Но будучи частью материи, одним из бесчисленного множества ее образований, каждая отдельная вещь подчиняется единым зако­нам движения и развития материи и обладает множеством свойств, повторяющихся у других вещей, материальных образований. Пов­торяющееся в вещи, то, что принадлежит многим вещам, составляет общее. Общее и единичное, таким образом, представляют собой различные стороны, свойства отдельных материальных образовании, вещей. Совокупность свойств, укалывающих на то, что собой представ­ляет вещь, чем она является, составляет ее качество. Совокупность свойств, указывающих на размеры вещи, на ее величину, составляет ее количество. Качество и количество неразрывно взаимосвязаны между собой и образуют меру.Мера и есть те количественные границы, в которых может существовать данное качество. Поскольку качество и количество суть всеобщие формы бытия, то есть стороны, присущие всем предметам и явлениям действительности, то, чтобы изучить любой предмет, необходимо исследовать как качественные, так и количественные его характеристики и их изменение.

Причина — это взаимодействие материальных образований или элементов, их составляющих, обусловливающее соответствующие изменения; следствие — изменения, возникающие во взаимодействующих сторонах или материальных образованиях в результате их взаимодействия. Причина и след­ствие — это не застывшие, раз и навсегда данные стороны действи­тельности. Они переходят друг в друга, меняются местами. То, что в одно время или в одном отношении является следствием, в другое время, в другом отношении представляет собой причину. Как правило, следствие вызывается к жизни не одной причиной, а множеством одновременно действующих причин, не одним взаимодействием, а целой совокупностью.

Понятие необходимого и случайного.Познание причинности приводит к выявлению необходимости как всеобщей формы бытия, исследуя причинно-следственные связи, люди замечают, что причина со следствием связаны так, что, если появляется причина, неизбежно наступает и следствие, если причина отсутствует, отсут­ствует и следствие. Другими словами, люди обнаруживают, что связь причины со своим следствием носит необходимый характер.


Поскольку понятие необходимости формируется на основе ис­следования причинности, в частности, на основе уяснения необ­ходимого характера причинно-следственной связи, некоторые фило­софы и естествоиспытатели отождествляют необходимость с при­чинностью. Между тем причинность и необходимость представляют собой различные понятия, касающиеся различных сторон действи­тельности. В самом деле, понятие «причинность» отражает обуслов­ленность одних форм бытия другими, их генетическую связь. Поня­тие же необходимости отражает неизбежность проявления тех или иных связей и свойств при соответствующих условиях. Необходимыми называются те свойства и связи, которые имеют причину своего существования в себе, которые обусловлены внутрен­ней природой элементов, составляющих материальное образование. Свойства же и связи, имеющие причину своего существования в другом, то есть обусловленные внешними обстоятельствами, называются случайными. Необходимые стороны и связи при соот­ветствующих условиях наступают неизбежно, появление же случай­ных свойств и связей не обязательно, они могут наступить, могут и не наступать.

Объективное существование случайности, так же как и необхо­димости, своими корнями уходит в причинность. Если в основе необходимости лежит связь причины и следствия, то в основе случайности — связь (пересечение) двух (или нескольких) причин­ных рядов. Звенья каждого такого ряда связаны между собой необходимым образом, но в моментах пересечения их образуются новые причины, возникают взаимодействия, не вытекающие из внутренней природы вступивших в них образований. Эти взаимодей­ствия и порождают случайные явления. Возникнув случайно, такие причины (взаимодействия) дают начало новым необходимым рядам, которые, пересекаясь с другими, не связанными с ними причинными рядами, обусловливают возникновение новых случайных взаимодей­ствий, с необходимостью вызывающих соответствующие изменения, и так далее без конца. Необходимость и случайность, таким образом, оказываются органически связанными между собой, в процессе взаимодействуй, вызываемых ими изменений материальных образований переходят друг в друга, обусловливая возникновение новых материальных образований и качественных состояний.

Содержание вещи сеть совокупность всех ее элементов, их взаимодействий и изменений. Понятно, что, согласно этому опреде­лению, к содержанию вещи относятся не только ее элементы и их взаимодействия друг с другом, то есть внутренние взаимодейст­вия, но и внешние взаимодействия вещи — ее взаимодействия с другими объектами. Так, содержанием атома являются входящие в него ядро, электроны, взаимодействия между ними, а также его реально существующие внешние взаимодействия. Содержание моле­кулы воды — это входящие в нее атомы, то есть два атома водорода и один атом кислорода, их взаимодействия друг с другом, а также взаимодействия этой молекулы с другими такими же молекулами, приводящие при определенных условиях к образованию наиболее устойчивой ассоциации. Форма вещи есть организации устойчивых связей между ее элементами. Так, согласно модели Дж. Уотсона и Ф. Крика формой молекулы ДНК (дезоксирибонуклеиновой кислоты — «хранителя» генетической информации) является ее организация в виде двойной спирали, а также ее связи между основаниями, при помощи которых цепи ДНК удерживаются вместе.


Любая система всегда имеет как содержание, так и форму. Ни при каких реальных условиях, никогда и нигде не существует неоформленного содержания и бессодержательной формы. Нахо­дясь в органической связи, содержание и форма представляют собой противоположные стороны вещи. Определяющей тенденцией содер­жания служит тенденция изменчивости. Определяющая же тенден­ция формы — тенденция устойчивости. Не только любая материальная система, но и любая идеальная система обязательно имеет и содержание, и форму. Так как идеаль­ная система есть отражение системы материальной, то уже из опре­деления рассматриваемых категорий следует, что в состав содержа­ния определенной идеальной системы могут войти только взаимо­действующие элементы отражения соответствующей материальной системы. У идеальной системы не только форма, но и содержание идеально. Это, конечно, не отрицает определенного совпадения элементов содержания идеальной системы с элементами содержания отраженной ею материальной системы. Отражение и отраженное, как известно, всегда имеют совпадающие признаки. Вместе с тем, они имеют и признаки различающиеся.

Сущность есть целое, расчлененное на множество взаимосвязанных сторон, отношений, представляющих необходимое в чистом виде, воспроизвести ее в познании можно только через систему идеальных образов, понятий, только через построение соответствующей теории. Oтражая внутреннее, необходимое в вещи, категория «сущность» возникает, формируется и развивается вместе с категорией «явле­ние». Явление - это обнаружение внутреннего в вещи на поверхности, через массу случайных свойств и связей, раскрывающихся в результате ее взаимодействия с другими вещами. Сущность представляет собой совокупность всех необходимых свойств и связей вещи, взятых в их естественной взаимозависимости, законов ее функционирования и развития. К области же явления относятся внешние проявления всех этих сторон и связей (законов). Сущность вещей материальна, пред­ставляет собой совокупность необходимых сторон и связей и суще­ствует независимо от человеческого сознания. Существуя реаль­но, она органически связана с явлением, раскрывает свое содержа­ние только в нем, через него. Явление же, в свою очередь, тоже не­разрывно связано с сущностью, не может существовать без нее: «... сущность является. Явление существенно» (Г.Гегель).

Общей чертой процессов изменения и развития, связанной с их непрерывностью, является обусловленность настоящего прошлым, будущего — настоящим. Диалектика взаимосвязи прошлого, на­стоящего, и того, что появится в будущем при соответствующих условиях, отражается в категориях «действительность» и «возмож­ность». Категория возможности отражает тот этап становления явления, когда оно существует лишь в виде предпосылок или в качестве тенденции присущей определенной действительности! Поэтому возможность следует определить как совокупность порождаемых единством многообразных сторон действительности предпосылок ее изменения, становления новой действительности. В противополож­ность возможному как тому, что может быть, но чего еще нет, действительность есть ставшее, то есть осуществившаяся возмож­ность и основа существования новых возможностей. Поскольку любой процесс изменения и развития связан с превращением возможного в действительное, порождением этой новой действительностью новых возможностей и так далее, то взаимосвязь возможного с действительным представляет собой общий закон изменения и развития в сфере объективного мира и познания.