Файл: Методические указания по выполнению контрольнокурсовой работы по дисциплине.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.04.2024
Просмотров: 14
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Таблица 1.5. Оценки ранжирования значений показателей по степени их значимости для потребителей
Параметр | Оценка в баллах | ||||
0 | 1 | 2 | 3 | ||
Интервалы значений | |||||
Мощность, л. с. Кол-во операций Ресурс работы, ч Надежность, отк/ч Цена, млн. руб. | до до до св. св. | 5 10 1000 0.01 3 | 6-8 11-15 1001-1500 0.01-0.008 2-3 | 9-10 16-20 1501-2000 0.006-0.007 1.5-2 | св. 10 св. 20 св. 2000 менее 0.006 менее 1.5 |
Таблица 1.6 - Расчетные формулы
Показатель | Обозначения |
1. Оценка значимости показателей | |
r = k / k , | k - количество предпочтений 1-го параметра, при попарном их сравнении; n - количество параметров в наборе |
= 1. | |
2. Комплексный показатель технического уровня и качества конструкции | |
W = , | - безразмерный (относительный) показатель качества по i-му параметру; |
= / . (1) = / . (2) | , - количественные значения –i-го показателя соответственно сопоставляемых вариантов и эталонного значения (1) - применяется для показателей при увеличении которых увеличивается качество изделия; (2) - в противном случае |
3. Коэффициент изменения качества | |
Ки = / | , - комплексные показатели качества проектного и базового вариантов |
Расчет выполняется в табличных формах Ф.1.1, Ф.1.2.
Форма 1.1 - Матрица попарного сравнения показателей i, j
i / j | 1 | 2 | 3 | 4 | ki | ri |
1 2 3 4 | 1 1 3 4 | 1 2 3 4 | 3 3 3 4 | 4 4 4 4 | 2 1 3 4 | 0.2 0.1 0.3 0.4 |
ki = 10; ri = 1
Форма 1.2 - Оценка технической целесообразности конструкции по вариантам(П - проектный; Б - аналог)
Наименование показателей | ri | qi | qi ri | ||
П | Б | П | Б | ||
… | … | … | … | … | … |
… | … | … | … | … | … |
Wi | | ||||
Ки | |
Проект считается технически целесообразным, если Ки < 1.
2. Рыночные исследования проектов
Коммерческий анализ имеет своей целью оценку возможного спроса и конкурентоспособности продукции проекта на потенциальных рынках сбыта. Он осуществляется следующим образом.
2.1. Выполняются сегментация рынка по функциональным параметрам продукции и выбор целевого сегмента. При сегментации рынка по продукту на стадии разработки нового изделия проводятся следующие мероприятия:
а) определяются технические и экономические параметры нового изделия, отражающие систему потребительских предпочтений и запросов (табл. 1.3);
б) выделяются группы потребителей, каждая со своим набором запросов и предпочтений (психографическая сегментация, см. табл. 1.4);
в) проводится ранжирование параметров нового изделия по степени их значимости для потребителей. При этом каждый параметр должен получить количественную оценку в баллах их важности для потребителей-
3 - очень важный фактор,
2 - важный фактор,
1 - маловажный фактор,
0 - незначительный фактор.
При переходе от численного значения параметра к его балльной оценке используется в качестве шаблона табл.1.5;
г) составляется функциональная карта для исследуемого изделия, которая позволяет выявить, какие именно параметры могут быть привлекательны для потребителя; на какой сегмент рынка рассчитано (данное изделие, какие его функциональные параметры нужно усовершенствовать с тем, чтобы они отвечали запросам покупателей (пример функциональной карты см.Ф.1.3).
д) проводится анализ функциональной карты с целью определения:
- целевых сегментов рынка для исследуемого изделия. Запросы потребителей в целевом сегменте, выраженные в баллах, не должны превышать соответствующих оценок исследуемого изделия;
- параметров изделия, которые нуждаются в доработке для повышения конкурентоспособности.
Форма 1.3 - Функциональная карта для мотоблока
Функциональные параметры | Сегменты рынка по группам покупателей | Исследуемое изделие | |||
| 1 | 2 | 3 | 4 | |
Мощность Кол-во операций Ресурс работы Цена | 2 3 2 3 | 3 2 3 1 | 2 2 3 2 | 3 1 2 2 | 3 2 2 2 |
Целевой сегмент | + | |
Оценка конкурентоспособности изделия осуществляется следующим образом:
а) определяется сводный индекс конкурентоспособности изделия по техническим параметрам ( ) в соответствии с методикой п.1.
Отличие заключается в том, что при оценке технической целесообразности в качестве базы для сравнения используются лучшие известные образцы аналогичной техники. При оценке конкурентоспособности - лучшие изделия - конкуренты, присутствующие на целевом сегменте рынка. Для упрощения полагаем
;
б) определяется сводный индекс конкурентоспособности изделия по экономическим параметрам (Ф. 1.4):
где - доля j-х издержек в цене потребления;
- индекс затрат для анализируемой модели относительно лучшего значения изделия-конкурента;
где Цn - цена потребления, включающая совокупность эксплуатационных затрат и стоимость покупки;
,
где А - амортизационные отчисления за расчетный период;
Cj - величина j-х эксплуатационных затрат.
,
где Сnj , Сkj – величина j издержек в исследуемом и конкурирующих изделиях, руб.
Форма 1.4. Расчет показателя конкурентоспособности по экономическим параметрам
Показатель | Сnj | fj | Ckj | Ij | fj * Ij |
Амортизация Расходы на топливо Расходы на ТО и ремонт | | | | | |
Цена потребления | | | Jэп= |
в) определяется интегральный показатель конкурентоспособности (потребительский эффект на единицу затрат):
2.3. Прогнозирование доли рынка и объема потенциального сбыта изделия.
Потенциальная доля рынка в i-м целевом сегменте, для которого у исследуемого изделия имеются сравнительные преимущества перед конкурентами, определяется по формуле
где - показатель престижа фирмы в баллах i-го конкурента (табл.1.3);
- то же для предприятия, производящего новое изделие;
m - соотношение между спросом и предложением (полагаем m =1).
Потенциальный объем сбыта разрабатываемого изделия определяется по формуле
,
где - емкость (объем спроса) i -го целевого сегмента.
3. Финансовая оценка инновационных проектов
Он должен ответить на вопрос, является ли проект жизнеспособным в финансовом отношении и возмещаются ли затраты на него за счет поступлений от реализации продукции (услуг) проект. Финансовый анализ осуществляется следующим образом.
3.1. Прогнозируется себестоимость и цена продукции. Уровень издержек на производство определяется по формуле:
где М - расходы на основные материалы и комплектующие, т.р.;
З0 – расходы на заработную плату основных производственных работ, т.р.;
KЦ – доля цеховых расходов, % (КЦ = 120 %);
KЭ – доля общезаводских расходов, % (Кэ = 70 % );
КСС – страховой взнос,% (КСС = 30,2 % )
Рассчитывают варианты цен различными методами:
а) по данным спроса (Ф.1.5). Рассматриваются различные варианты цен и определяется текущая прибыль с учетом объема спроса и доли рынка, на которую претендует фирма.
При этом величина прибыли определяется по формуле:
Р = Д – Нд с- S n* N пс
где Д = Ц * Nпс– валовый объем продаж ;
Nпс = d * В - потенциальный объем сбыта при данном уровне цены;
Nc - объем спроса при данной цене (табл.1.2);
Ндс = (20 % от Д) - налог на добавленную стоимость.
Форма 1.5 - Расчет текущей прибыли для разных уровней цен
Цена, млн. руб. | Объем спроса, шт. | С учетом доли рынка, шт. | Валовый доход, млн. руб. | НДС | Суммарные издержки | Прибыль |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |