Файл: Отчет учебная практика (по устной и письменной речи) (для студентов заочной формы обучения).docx
Добавлен: 25.04.2024
Просмотров: 26
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Живым язык делают красочные эпитеты, метафоры, сравнения, а также фразеологизмы, на которых мы остановимся подробнее.
Фразеологизм — лексически устойчивое и целостное по своему значению словосочетание, готовая речевая единица Фразеологизмы придают речи эмоциональность, образность, лаконичность. Например, чтобы охарактеризовать времяпрепровождение человека, можно сказать: «Он привык бездельничать, праздно проводить время» и «Он привык бить баклуши». Сравним: в первом случае высказывание многословно, во втором — лаконично, эмоционально, прицельно точно. В разговорной речи мы часто употребляем такие выражения, как «огород городить», «как пить дать», «остаться с носом», «медвежья услуга», «держать камень за пазухой» и т. п. Подобные конструкции ярко выражают национальное своеобразие языка, обогащают речь, делают ее особенно выразительной, экспрессивной.
Благозвучие речи, то есть ее соответствие требованиям приятного для слуха звучания, подбор слов с учетом их звуковой стороны. Так, писал: "Вообще следует избегать некрасивых, неблагозвучных слов. Я не люблю слов с обилием шипящих и свистящих звуков, избегаю их".
Выразительность – особенность речи, захватывающая внимание и создающая атмосферу эмоционального сопереживания. Выразительность речи воспитателя является мощным орудием воздействия на ребенка. Владеющий различными средствами выразительности речи учитель (интонация, темп речи, сила, высота голоса и др.), способствует не только формированию выразительности речи ребенка, но и более полному осознанию им содержания речи взрослого, формированию умения выражать свое отношение к предмету разговора.
Интонационная выразительность речи — немаловажный фактор воздействия на ребенка. Учитель старается разговаривать с детьми, используя многообразную гамму голосовых оттенков, подчеркивающих эмоциональное и смысловое содержание сказанного. Интонации спокойные и взволнованные, сдержанные и оживленные, лукавые и простодушные, торжественные и деловые, вопросительные и утвердительные, радостные и грустные, присущие человеческой речи, помогают маленькому ребенку глубже понять то, о чем ему говорят, почувствовать отношение взрослого к событию, поступку, предмету. Фраза может прозвучать интригующе, и ребенок ожидает, что ему сообщат что-то интересное, даже таинственное. Если же интонация деловая — возможно, доверят ответственное поручение.
Осмыслению того, о чем говорит воспитатель, способствуют и логические ударения, и паузы, и сила голоса. Немаловажно, как разговаривает педагог с детьми — быстро, умеренно или медленно. Речь убыстренная («строчит, как из пулемета») малышами воспринимается затрудненно: они не успевают вслушаться в слова, вникнуть в смысл того, о чем им говорят. Равномерный, монотонный темп без убыстрений и замедлений «убаюкивает», снижает внимание, и, следовательно, сказанное может быть не понято или не дослушано. Поэтому с дошкольниками лучше всего разговаривать в умеренном темпе, замедляя или убыстряя его в зависимости от смыслового содержания сказанного. Недопустима бесстрастно-равнодушная растянутая речь.
Голос — профессиональный инструмент воспитателя. И им надо уметь владеть. Характерная ошибка многих педагогов — стараться перекричать общий говор детей. В результате никто из них не слышит друг друга. А «секрет» для установления здоровой тишины в помещении очень прост: разговаривать с ребятами голосом умеренной силы. Иногда совсем тихо, а при необходимости (как исключение) громко, умело делать переходы от громкого звучания к тихому и наоборот. Важно, чтобы голос воспитателя не звучал без нужды,— это утомляет и взрослого, и детей.
Имеет огромное значение, с каким выражением лица разговаривает педагог с детьми. Особенно это важно для малышей — ведь по выражению лица старшего им легче определить смысл сказанного.
Уместность - употребление в речи единиц, соответствующих ситуации и условиям общения. Уместность речи воспитателя предполагает, прежде всего, обладание чувством стиля. Учет специфики дошкольного возраста нацеливает педагога на формирование у детей культуры речевого поведения (навыков общения, умения пользоваться разнообразными формулами речевого этикета, ориентироваться на ситуацию общения, собеседника и др.).
3. Вывод
Итак, чтобы добиться от детей хорошей, правильной речи, учителю следует не только давать речевой образец детям, но и проверять, как овладели им дети (для этого используются упражнения, повторения). Также необходимо воспитывать у детей интерес к умению правильно говорить (применяя поощрения, пример хорошо говорящих детей). Нужно систематически контролировать речь детей, прислушиваться, как говорят дети, вовремя исправлять ошибки.
Также необходимо каждодневно прививать детям речевой этикет: учить говорить спокойно, без крика, отвечать по одному, не перебивать говорящего, быть сдержанным, уметь терпеливо выслушать других. Такое речевое поведение учитель должен показывать детям своим личным примером и всегда помнить о своей гражданской ответственности перед обществом. Ведь дошкольное детство особенно восприимчиво к усвоению речи: если определенный уровень овладения родным языком не достигнут к 6-8 годам, то этот путь, как правило, не может быть успешно пройден на более поздних возрастных этапах.
Поэтому повышение общей и речевой культуры педагога - это залог высокой речевой культуры народа в целом.
4. Список литературы
1. Практикум по развитию общения педагогов / , : Дошкольная педагогика.- 2008. - № 8 (49). - С.53-58.
2. Формирование коммуникативной компетентности у детей дошкольного возраста / // Воспитатель. - 2008. - № 1. - С. 58-65
3. Агрессивные дети / , // Дошкольное воспитание. - 2003.- № 4.- С.63-71.
4. Повышение уровня коммуникативной культуры сотрудников ДОУ / // Управление ДОУ. - 2008 - № 4. - С. 29-33.
5. Речевой этикет и вежливость. / // Дошкольное воспитание. - 1990. - №№ 1-10.
6. «Слово ласковое - мастер дивных див». / Ю. Щербинина // Дошкольное воспитание. - 2004. - № 5. - С. 40-46
7. Журнал «Дошкольное воспитание» Л. Островская «Давайте задумаемся: всегда ли правильно звучит наша речь?» - журнал «Дошкольное воспитание» - 1989 год.
Сообщение
« Типы письменных и устных работ в начальной школе».
Развитие речи – процесс сложный и творческий. Что может быть важнее хорошо развитой речи? Без нее нет подлинных успехов в учении, нет настоящего общения, а значит и коллективного труда. Речь - не только средство выражения мыслей, но и орудие формирования их.
Как известно, К. Д. Ушинский говорил, что «развивать в детях дар слова - значит почти то же самое, что развить в них логичность мышления». Развитие речи - процесс сложный творческий. Он не возможен без эмоций, без увлечённости. Недостаточно было бы обогатить память школьника каким-то количеством слов, их сочетаний, предложений. Главное - в развитии гибкости, точности, выразительности, разнообразия. Главное место в работе учителя по развитию речи занимает обучение сочинению.
Сочинение в школе занимает особое место: ему в известной степени подчинены другие речевые упражнения. Начинаясь в I классе в виде небольших устных сообщений или эмоциональных рассказов, сочинение постепенно перерастает в серьезную умственную работу, планируемую учителем.
Школьники любят сочинение, любят именно за его самостоятельный, творческий характер, за то, что в нем можно проявить себя, «писать свое».
В процессе обучения сочинениям, устным и письменным, на практике реализуются общие умения в связной речи: умение понять и раскрыть тему, подчинить свое сочинение определенной мысли, собирать материал, его систематизировать, составлять план и писать по плану, использовать средства языка в соответствии с замыслом и речевыми ситуациями, совершенствовать написанное, орфографически правильно записывать текст.
Сочинения, как устные (т.е. рассказы) так и письменные, различаются по источникам материала, по степени самостоятельности, по способам подготовки, по жанру и по языку.
В зависимости от источников материала выделяются, во-первых, сочинение о пережитом, виденном, слышанном самими учениками, т.е. сочинения на материале труда, экскурсий, походов, наблюдений и других форм живого и непосредственного опыта; во-вторых, сочинения на книжном материале, по картине, фильму, спектаклю и другим источникам опосредствованного опыта; в- третьих, сочинения, где используются материалы разных источников, например в сочинении «Перелетные птицы нашего края», школьник использует как книжные сведения, так и собственные наблюдения.
Особо следует отметить сочинения на основе творческого воображения – по сюжетной картине, по данному началу или концу импровизации сказок и т.п.
По степени самостоятельности, по методам подготовки различаются сочинения коллективные, проводимые на общую для всего класса тему и требующие в большей или меньшей степени общеклассной подготовки, и сочинения индивидуальные.
По жанрам связные тексты делятся на повествования, описания, рассуждения, причем чаще всего встречаются сочинения повествовательные с элементами описания и рассуждения.
По языку сочинения разделяются на эмоционально – образные и деловые. Первые – это рассказы о событиях и описания природы; вторые это записи по наблюдениям, планы, отчёты, деловые описания, объявления и т.п.
Сочинения могут классифицироваться по тематическим группам. Это, например следующие тематические группы, отражающие содержание программ начальной школы: природа нашей Родины – лес, поле, река, походы и прогулки, погода, животные и растения и т. д; труд взрослых и детей в нашей стране, профессии в городе, в деревне, труд в школе и в семье, на заводе, в сельском хозяйстве, люди труда;
наша великая Родина, важнейшие события истории народа, защита нашей Родины; школа, семья, товарищи.
Классификация помогает глубже понять учебные задачи каждой очередной работы, выбрать методические средства. Так устное и письменное сочинение о встрече перелетных птиц весной может быть проведено как до встречи (т.е. до Дня птиц), так и после нее.
В первом случае тема сформулируется так: «Как мы готовимся к встрече птиц». Источники материала для такого сочинения: личный опыт детей;
- дети рассказывают, как они делали скворечники, готовились к празднику весны, книги или советы взрослых. Жанр – повествование с элементами описания, и возможно с элементами рассуждения: описание скворечника, обоснование необходимости заботиться о птицах.
Во втором случае заглавие формулируется так: «Как мы встречали птиц». Источником материала в данном случае может служить только собственный опыт, книжный материал здесь не уместен. Жанр - с элементами описания; возможны элементы рассуждения. Здесь учащиеся умеют широко проявить творческую самостоятельность, индивидуальность.
Как же соотносятся виды сочинений в практической деятельности школы? Классификация помогает распределить виды работ равномерно и в тоже время в нужных направлениях.
Эмоциональность младших школьников, конкретный характер их мышления позволяет опираться на живое, непосредственное наблюдение, на их личный опыт. Поэтому одно из важнейших мест принадлежит сочинениям на основе личного опыта школьников.