Файл: Psychologia universalis Серияpsychologia universalisоснована издательством Гардарики.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.04.2024
Просмотров: 271
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
244 Глава 3. Детско-родительские отношения дения своего первенства по сравнению с сиблингом, точки сотрудничества и избежать конкуренции в семье. В случае разнополых сиблингов влияние старшего ребенка на младшего проявляется в форме идентификации и под- ражания младшего ребенка старшему. Так, мальчики, имеющие старших сестер, менее маскулинны по своим интересам и поведению, а девочки,
имеющие старших братьев, напротив, обнаруживают большую маскулин- ность.
Вопросы и задания
1. Назовите основные характеристики детско-родительских отношений.
2. Какими параметрами характеризуются эмоциональные отношения между родителями и детьми?
3. Сформулируйте аргументы «за» и «против» в отношении эволюционно-биологического подхода к проблеме генезиса материнской любви.
4. Какие предпосылки материнства формируются на каждом из этапов материнского онтоге- неза?
5. Что такое «уклоняющееся», девиантное материнство? Каковы его причины?
6. Какова роль матери и отца в психическом развитии ребенка?
7. Какие трудности испытывает ребенок в развитии полоролевой идентичности, если воспи- тывается в неполной семье?
8. Какие факторы определяют особенности отношений ребенка с матерью и отцом?
9. Какие факторы и условия детерминируют формирование тревожного типа привязанности?
10. Чем отличается мотивация воспитания ценностного типа от мотивации социального и ин- струментального типа?
11. Какие варианты дисгармоничности удовлетворения потребностей ребенка в процессе вос- питания можно выделить? Что следует понимать под «полным удовлетворением потреб- ностей ребенка»?
12. Какие стили взаимодействия родителей с детьми можно назвать?
13. Приведите примеры неэффективных высказываний в детско-родительском общении. По- чему подобные типы высказываний нельзя считать эффективными?
14. Согласны ли вы с утверждением, что ребенка необходимо хвалить? Почему? Как правиль- но хвалить ребенка?
15. Нужны ли требования и запреты в воспитании ребенка? Обоснуйте свой ответ.
16. Какие формы наказаний и поощрений вы считали бы возможным использовать в собствен- ной практике воспитания ребенка? Обоснуйте свой ответ.
17. Чем отличается родительский мониторинг от родительского контроля?
18. В чем состоят негативные эффекты непоследовательного/противоречивого воспитания?
19. Дайте определение понятию «родительская позиция».
20. Как влияет родительский образ ребенка на развитие личности самого ребенка? Каковы ме- ханизмы такого влияния?
21. Что такое мистификация и какие существуют формы мистификации? Приведите приме- ры. К каким следствиям приводит мистификация?
22. Какие стили родительского воспитания были выделены в работе Д. Баумринд? Какое воз- действие на развитие личности ребенка оказывает каждый из них?
23.. Какое влияние на развитие ребенка оказывает доминирующая гиперпротекция? Воспита- ние по типу повышенной моральной ответственности? Потворствование? Гиперсоциали- зирующее воспитание?
24. Каковы причины нарушений типа семейного воспитания?
Вопросы и задания 245 25. Должны ли родители в воспитании ребенка придерживаться одной стратегии и тактики воспитания, т.е. быть едины в своих взглядах на воспитание?
26. Можно ли предотвратить конфликты в детско-родительских отношениях? Если можно, то как именно? Если нет, то почему?
27. Как происходит разрешение детско-родительских конфликтов в условиях различных ти- пов воспитания?
28. Каковы возрастные и тендерные особенности взаимодействия подростков с матерью и с от- цом?
29. Сформулируйте основные цели и задачи коррекции детско-родительских отношений.
1 ... 18 19 20 21 22 23 24 25 ... 29
Глава 4
НЕНОРМАТИВНЫЕ КРИЗИСЫ СЕМЬИ
§ 1. Развод
Развод — это расторжение брака, т.е. юридическое прекращение его при жизни супругов. Развод представляет собой ненормативный кризис семьи,
главным содержанием которого является состояние дисгармоничности,
обусловленное нарушением гомеостаза семейной системы, требующее ре- организации семьи как системы. Развод — это результат кризисного разви- тия отношений супружеской пары. Осуществленному разводу, как прави- ло, предшествуют неоднократные попытки супругов разойтись. Развод и его психологические следствия представляют актуальную проблему со- временного российского общества. Сегодня каждый четвертый брак в
России распадается, причем, по данным исследований, 67% мужчин и
32% женщин считают, что развод можно было предотвратить [Ганичева,
2002].
В настоящее время развод как явление оценивается неоднозначно. Ео- ли раньше его интерпретировали однозначно отрицательно — как угрозу семье, то сегодня возможность расторжения брака рассматривается как не- отъемлемый компонент семейной системы, необходимый для реорганиза- ции ее в тех случаях, когда сохранить семью в прежнем составе и структу- ре оказывается невозможным [Голод, 1995]. Возрастание разводов, по мнению СИ. Голода, в определенном смысле предопределено переходом к новому способу заключения брака, когда основное значение приобретает свободный выбор супруга на основе чувства любви и личностной избира- тельности. Свобода выбора партнера с необходимостью предполагает сво- бодное расторжение брака в условиях, когда супружеские отношения скла- дываются неудачно. Развитие экономической самостоятельности и социального равноправия женщин создает условия для расторжения брака в тех случаях, когда семья становится помехой на пути свободного самораз- вития и самореализации женщины. В семье, имеющей детей, развод не оз- начает ее ликвидацию и прекращения ее функционирования. Семья сохра- няет по крайней мере одну, но важнейшую функцию — воспитание детей.
Разведенные супруги перестают быть мужем и женой, но всегда остаются родителями своих детей.
_ _ § 1 . Р а з в о д 247
Причины разводов
Э. Тийт [1980] выделяет три группы факторов риска развода. Первая —
личностные факторы риска (индивидуально-типологические особенности супругов, опыт семейной жизни прародительской семьи, состояние сома- тического и нервно-психического здоровья, социально-демографические характеристики и др.). Традиционно фактором риска считается воспитание будущего супруга в неполной либо дисгармоничной семье. Причем особое значение приобретают эмоциональные нарушения супружеских и детско- родительских отношений — холодность, отвержение, дистантность, враж- дебность. Значительная разница в возрасте, равно как и дистанция в обра- зовательном и социальном статусе будущих супругов, также выступают существенными факторами риска для семейной жизни.
Вторая группа факторов риска определяется историей создания семьи —
условиями знакомства, особенностями предбрачного периода, мотивацией брака, первичной совместимостью супружеской пары. Стабильность брака снижается, если период знакомства оказывается слишком коротким (менее полугода) и недостаточным для познания друг друга и установления равно- правных отношений, в которых партнеры учатся взаимопониманию и со- трудничеству в решении возникающих проблем. Поскольку семейные роли мужа и жены в современном обществе регламентированы значительно мень- ше, чем ранее, что обусловлено активным участием женщины в обществен- ном производстве, необходимо время для предварительного согласования взглядов партнеров на семейные ценности и роли. Отметим, что в известных нам исследованиях не было выявлено существенного влияния фактора сек- суальных добрачных отношений на успешность сохранения семьи или, на- против, на ее распад. Фактором риска успешности брака является добрачная беременность невесты, особенно когда супруги молоды [Гурко, 1982]. В этом случае период ухаживания сокращается и молодожены оказываются психо- логически, экономически и личностно не готовы к будущей семейной жизни.
Когда же распадается молодая семья без детей, т.е. речь идет о только что об- разовавшейся семейной паре, факторами риска выступают неадекватная мо- тивация брака и кратковременность знакомства, не позволяющая партнерам соотнести ценностную основу заключения брака. Неадекватными мотивами брака могут быть стремление одного или обоих супругов выделиться из пра- родительской семьи либо с целью утверждения своего взрослого статуса, ли- бо для того, чтобы избежать конфликтов, ссор, эмоциональной напряженно- сти в отношениях с собственными родителями. Другим неадекватным мотивом может стать гипертрофированное желание найти покровительство и защиту у партнера, чтобы удовлетворить потребность в безопасности.
Партнер в этом случае воспринимается инструментально — как гарант безо- пасности, и решение о заключении брака не основывается на отношениях любви и близости. Такая ситуация складывается, когда пара начинает ветре-
248 Глава 4. Ненормативные кризисы семьи чаться или женится после значимой потери — смерти близкого любимого че- ловека, только что состоявшегося развода, расставания с любимым челове- ком и т.д.
Третья группа факторов риска отражает неблагоприятные условия функционирования семьи. Это неблагоприятные жилищные и материаль- но-экономические условия, низкая эффективность ролевого поведения членов семьи, депривация значимых потребностей членов семьи, девиант- ное поведение супругов (алкоголизм, наркомания), высокая конфликт- ность, сексуальная дисгармония.
Факторами, повышающими степень готовности семьи к разводам, явля- ются урбанизация и рост мобильности трудоспособного населения, измене- ние места женщины в структуре профессиональной занятости общества и дальнейшая «индивидуализация» жизненной концепции, в которой целям автономного личностного роста уделяется все большее значение обоими по- лами [Зидер, 1997]. Либерализация отношения общества к разводам, облег- чение правовых норм, регулирующих развод, — далеко не последние факто- ры, провоцирующие легкость принятия решения о расторжении брака.
Наряду с факторами риска развода можно говорить и о факторах толе- рантности, снижающих вероятность распада семьи даже в условиях проблем семейной жизни и конфликтности отношений. Наиболее существенное зна- чение приобретает наличие в семье детей. Ребенок достаточно часто выступа- ет как «последний аргумент» в принятии решения супругов о разводе в поль- зу сохранения семьи. Наличие детей снижает психологическое желание и экономическую обоснованность развода. Другим важным фактором, удержи- вающим супругов от развода, является неуверенность в своем экономическом положении после развода и возможности прокормить детей, обеспечить им полноценное воспитание и образование. Например, по данным И. Смелзера,
уровень разводов в американских семьях снизился в период Великой депрес- сии 1930-х гг., что было обусловлено нехваткой рабочих мест и жилья. Напро- тив, работающие жены, которые оказываются в состоянии и после развода обеспечить материально себя и детей, обнаруживают большую склонность к разводу в проблемных семьях, чем женщины, не работающие или занимаю- щиеся низкооплачиваемым трудом. Низкую готовность к разводу обнаружи- вают жители сельских районов, неработающие женщины и группы населения с уровнем дохода ниже прожиточного минимума [Зидер, 1997]. Известно, что именно женщина в большинстве случаев выступает инициатором развода.
Общность внесемейных интересов и целей повышает устойчивость семьи к деструктивным воздействиям. И главный ресурс толерантности — безуслов- ное сохранение симпатии, привязанности и любви к партнеру.
Говоря о причинах разводов, необходимо различать их мотивы и моти- вировки. Как правило, исследователи проблемы развода апеллируют имен- но к мотивировкам — рефлексии супругами причин развода. Перечислим,
на наш взгляд, основные.
§1. Развод 249
• Утрата и недостаток любви, взаимного уважения, доверия и взаимопо- нимания. Поскольку основой современной семьи и заключения брака яв- ляется любовь, утрата чувства любви рассматривается как достаточная причина для развода.
•Неверность супругов, супружеская измена, сексуальные отношения вне брака, ревность. Более 50% разводящихся пар обвиняли партнера в су- пружеской измене [Тийт, 1980]. Правда, в этом случае трудно говорить о том, являлась ли супружеская измена причиной развода или естественным следствием произошедшего ранее отчуждения супругов и фактического распада семьи. Супружеская измена посягает на любовь как основу брака,
разрушает целостность семьи, затрагивая все сферы семейного функцио- нирования; наносит ущерб Я-концепции личности, представляет угрозу са- мопринятию, чувству собственного достоинства обманутого супруга.
Именно поэтому аффективный комплекс чувств, возникающий как реак- ция на супружескую измену, включает переживание ревности, обиды, оди- ночества, предательства, утраты стабильности и чувства безопасности (ме- тафора «разрушенного дома»). Можно выделить следующие причины супружеской измены: новая любовь; месть за неверность супруга (по прин- ципу око за око, зуб за зуб); невзаимность, неразделенность любви в супру- жеских отношениях и стремление реализовать потребность в любви с дру- гим партнером, способным дать переживание полноты интимности отношений; гедонистический поиск новых любовных наслаждений; ком- пенсация дефицита любви в силу ограничения супружеских отношений
(хроническая болезнь, длительные командировки, вынужденная разлука);
случайные обстоятельства (опьянение, «удобный случай», настойчивость сексуальных домогательств партнера и пр.). В последнем варианте измена носит разовый, нерегулярный характер. Ревность может быть определена как реакция на угрозу распада партнерства в условиях реального или мни- мого соперничества. А.Н. Волкова [1989] выделяет четыре критерия клас- сификации реакций ревности: «норма — патология»; содержательный кри- терий (аффективные, когнитивные и поведенческие реакции ревности);
тип переживания (активные и пассивные); интенсивность переживания
(глубокое сильное и умеренное) (см. табл. 6).
•Алкоголизм и неумеренное употребление спиртных напитков супру- гом. Как правило, такая мотивировка используется преимущественно жен- щинами: 58% женщин и только 29% мужчин назвали злоупотребление ал- коголем причиной развода [Кутсар, 1980].
•Притязания одного из супругов на единоличное главенство, наруше- ние норм демократического общения в семье, авторитарный стиль руковод- ства. Проблемы лидерства могут выступать в форме борьбы против домини- рования супруга, за лидерство, «независимость», выражать протест против подчиненного положения в семье [Калмыкова, 1983]. В исследованиях
А.И. Антонова [1998] было показано, что для разводящихся семей характер-