Файл: Psychologia universalis Серияpsychologia universalisоснована издательством Гардарики.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.04.2024
Просмотров: 274
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
234 Глава 3.
отношения жерс) родителя в общении с ребенком и значительно осложняют процесс коммуникации [Гордон, 1997; Джайнотт, 1986, Гиппенрейтер, 1993].
Неадекватность образа детско-родительских отношений у родителя и
ребенка обусловлена ценностными установками каждого из участников этих отношений и ошибочными атрибуциями [Goodnow, 1992; Murphey,
1992; Miller, 1995]. Для большинства родителей оказывается характерной объектная установка в отношении ребенка, в рамках которой ребенок рас- сматривается как объект воспитания, а не как равноправный субъект его диалогического процесса [Петровская, Спиваковская, 1983; Кон, 1988].
Неадекватность образа родителя у ребенка обусловлена возрастно-пси- хологическими особенностями ребенка, характером детско-родительских отношений, в частности типом привязанности [Bowlby, 1988; Crittenden,
2000] и индивидуально-личностными особенностями ребенка, например типом акцентуации в подростковом возрасте [Личко, 1989]. Искажение (на- рушение) образа родителя является результатом воздействия всех указан- ных факторов. Консультативный опыт и полученные нами эмпирические данные позволяют выделить следующие варианты искажения образа роди- теля у ребенка. Для раннего и дошкольного возраста характерно:
• преувеличение силы и могущества родителя, вера в его неограничен- ные возможности, достижения;
•преувеличение знаний, компетентности и мудрости родителя.
Миф о «всесилии родителя», являющийся нормой для ребенка раннего и дошкольного возраста, постепенно преодолевается и, начиная со старше- го дошкольного возраста, замещается реалистическим представлением о родительских возможностях.
Для подросткового возраста характерно:
•преуменьшение способности родителя к пониманию, сопереживанию,
способности оказать эмоциональную поддержку;
• преувеличение авторитарности, директивности, строгости, жесткости родителя.
Эти варианты искажения образа родителя в значительной степени обусловлены такими возрастно-психологическими особенностями подро- стков, как эмоционально-личностный эгоцентризм и чувство взрослости.
Вне зависимости от возраста тревожный тип привязанности провоцирует формирование образа родительского отношения как отвергающего, пренебрега- ющего, а родителя — как холодного, жесткого, не любящего [Crittenden, 2000].
Рассмотренные варианты, безусловно, далеко не исчерпывают всего многообразия возможных нарушений детско-родительских отношений, но могут быть полезны при планировании и реализации коррекционной рабо- ты с родителями в направлении оптимизации межличностного общения и преодоления дисгармоничности в семье. В соответствие рассмотренным видам нарушений поставлены цели и задачи коррекционной работы, на- правленной на оптимизацию детско-родительских отношений (см. табл. 5).
§ 16. Психологаческие особенности отношений родителей с детьми-подростками 235
Цели и задачи коррекционной работы
Таблица 5
Ориентирующий образ
Варианты нарушений
Задачи коррекции
Ребенок «глаза- ми родителя»
1. Неадекватность восприя- тия мотивов и потребностей ребенка: недооценка значи- мости потребности в эмоци- ональном контакте и обще- нии с родителями; недо- оценка значимости потреб- ности общения со сверстни-
Психологическое просвещение — ин- формирование родителей о роли по- требности в общении с близким взрос- лым и сверстниками для формирова- ния гармоничной личности; расшире- ние и содержательное обогащение ви- дов совместной деятельности ребенка со взрослым; амплификация общения детей со сверстниками; помощь роди- телю в выработке адекватной позиции в отношении общения ребенка со свер- стниками (мониторинг, возможные формы участия родителя в совместной деятельности детей, место общения со сверстниками в режиме дня)
2. Неадекватный образ воз- растно-психологического статуса ребенка (подрост- ка): противоречивое вос- приятие, инфантилизация,
приписывание взрослых черт и особенностей
Формирование адекватного образа возрастно-психологических особенно- стей ребенка и подростка («внутрен- ней картины возраста»); определение системы прав и обязанностей ребенка,
адекватных возрасту; помощь в разра- ботке системы родительской дисцип- лины, адекватной возрасту (требова- ния, запреты, их содержание, количе- ство, форма предъявления, способы воздействия — поощрения и наказа- ния, контроль и мониторинг)
3. Неадекватность восприя- тия индивидуально-лично- стных особенностей ребенка
Формирование адекватного образа ин- дивидуально-личностных особеннос- тей ребенка; адаптация системы роди- тельской дисциплины в соответствии с индивидуально-личностными осо- бенностями ребенка; помощь в выборе типа образовательно-воспитательного учреждения и разработке режима дня
«Я как роди- тель»
1. Неадекватное представ- ление о себе как родителе:
расхождение аффективного и поведенческого компо- нентов эмоционального принятия ребенка; неадек- ватная (низкая или чрез- мерная) критичность в оценке своей родительской компетентности
Организация психологических усло- вий для осознания родителем особен- ностей своего эмоционального отно- шения к ребенку, родительских чувств,
системы родительской дисциплины,
поведения в родительской роли; фор- мирование умения открыто коммуни- цировать свои чувства; осознание ро- дителем степени эффективности сис- темы воспитания ребенка и причин ее неэффективности
236
Глава 3. Детско-родительские отношения
Продолжение табл. 5
Ориентирующий образ
Ребенок—роди- тель
Родитель «глаза- ми ребенка»
Варианты нарушений
2. Нереалистический образ
«идеального родителя»:
идеализация образа; иска- жение ценностей воспита- ния ребенка; расхождение между декларируемыми гу- манистическими ценностя- ми воспитания и ценностя- ми реальными
3. Несогласованность Я-ре- ального и Я-идеального в определении своей роди- тельской роли: замещение
Я-реального Я-идеальным;
Я-идеального Я реальным;
разрыв между Я-идеальным и Я-реальным
1. Неадекватность образа детско-родительских отно- шений в представлении их участников
2. Неадекватная ценностная установка родителей в вос- питании (ребенок — объект воспитания)
3. Несогласованность обра- за отношений в глазах их участников
Неадекватный образ роди- теля: миф о всесилии и все- могуществе родителя; «не чуткий и не понимающий»
родитель; «диктатор», то- тально контролирующий ребенка; холодный, отверга- ющий
Задачи коррекции
Помощь родителям в осознании (и вы- работке) системы ценностей и целей воспитания ребенка; стратегии и так- тики достижения целей воспитания;
требований к родительской роли и ка- честву ее выполнения; места родитель- ства в иерархии ценностно-смысловой сферы личности родителя
Согласование требований к родитель- ской роли с индивидуально-личност- ными особенностями родителя; по- мощь родителю в выработке плана его саморазвития как родителя и повыше- ния уровня психолого-педагогической компетентности
Организация психологических усло- вий для осознания родителем и ребен- ком характера своих отношений, осо- бенностей общения и взаимодействия
Формирование ценностной установки субъект-субъектного общения в роди- тельско-детских отношениях
Повышение компетентности в обще- нии родителя и ребенка; расширение и обогащение общения и совместных ви- дов деятельности ребенка и родителей
Развитие у ребенка способности к де- центрации, эмпатии, осознанию чувств и переживаний как своих, так и парт- нера; создание условий общности эмо- ционального переживания жизненных событий; формирование у родителя умения открыто выражать и коммуни- цировать свои чувства; организация условий принятия ребенком/подрост- ком ответственности за благополучие родителя; развитие форм сотрудниче- ства и кооперации в детско-родитель- ских отношениях
Традиционно подростковый возраст понимается как возраст автономи- зации, приобретения подростком независимости и переориентации на об- щение и построение отношений со сверстниками как значимого социально- го контекста. Более того, в получившей известность'гипотезе Дж. Р. Харрис
[Harris, 1995] подвергается сомнению ведущая роль родителей в процессе
§ 17. Сиблинговая позиция (порядок рождения ребенка в семье)... 237
развития личности ребенка не только в подростковом, но и в детском воз- расте. Процесс социализации, по мнению автора, осуществляется не столь- ко в рамках диадического взаимодействия ребенок—родитель, сколько в детских и подростковых группах посредством механизмов внутри- и меж- группового взаимодействия. Изложенные выше результаты исследования,
на наш взгляд, напротив, свидетельствуют о безусловном сохранении зна- чимости общения и отношений с родителями для подростка, о ведущей ро- ли родителей и семьи в процессе социализации и развития его личности.
Вместе с тем были выделены неблагоприятные тенденции в детско-ро- дительских отношениях в современной российской семье, определяемые тендерными и возрастными различиями. Речь идет о росте амбивалентнос- ти и эмоциональной дистантности; переживании подростками дефицита эмоционального принятия на фоне высокой значимости отношений с ро- дителями; гипопротекции, особенно в отношениях с отцом; противоречи- вости и непоследовательности поведения родителей. Сравнительное изу- чение особенностей восприятия детско-родительского взаимодействия «на полюсе» ребенка и «на полюсе» родителя в сферах эмоционального и дело- вого взаимодействия установило факт расхождения образов такого взаи- модействия. Эмпирически были выделены типы их соотношения, описана стратегия коррекционной работы с ними. Обнаруженный феномен расхож- дения образов детско-родительского взаимодействия у ребенка и у его ро- дителей позволяет подойти к пониманию генезиса возникновения наруше-.
ний развития в условиях объективно благополучной семейной ситуации и,
напротив, жизнестойкости ребенка, его толерантности к воздействию не- благоприятной семейной ситуации. Образ детско-родительских отноше- ний опосредствует восприятию ребенком воспитательных воздействий взрослого и выступает основанием для ориентировки и выработки страте- гии и тактики взаимодействия и общения с родителями. Приведенные ва- рианты нарушений ориентирующих образов позволяют обосновать задачи коррекционной работы и наметить основные направления ее реализации.
Исследование причин искажения образа детско-родительских отношений и его влияния на развитие личности ребенка должно составить перспекти- ву дальнейшего изучения психологии семьи.
1 ... 17 18 19 20 21 22 23 24 ... 29
§ 17. Сиблинговая позиция (порядок рождения ребенка в семье)
как фактор развития личности ребенка
А. Адлер первым сформулировал положение о зависимости развития лич- ности ребенка от порядка рождения в семье. Сиблинговая позиция харак- теризует этот порядок, определяет специфику социальной ситуации разви- тия ребенка, его отношения к миру, общения и деятельности, форм сотрудничества со взрослыми и сверстниками. Адлер выделил следующие
238 Глава 3. Детско-родительские отношения сиблинговые позиции: единственный ребенок, старший ребенок (перве- нец), средний ребенок, младший ребенок.
Единственный ребенок в семье обычно в центре внимания родителей,
ему уделяют много времени и сил, его успехи не остаются незамеченными,
он не обойден родительской лаской и заботой и уж никак не может быть отнесен в категорию «заброшенных». К сильным сторонам развития един- ственного ребенка, как правило, относится высокий уровень интеллекту- ального развития, а к слабым — отсутствие опыта взаимодействия со свер- стниками в близком семейном контексте, опыта общения равных, опыта сотрудничества, определенная степень эмоционально-личностного эго- центризма. При создании собственной семьи взрослый, занимавший в ро- дительской семье позицию единственного ребенка, сталкивается с совер- шенно новой для него задачей формирования равных, кооперативных отношений; ему свойственны стремление к лидерству, желание быть в центре внимания семьи.
Старший ребенок в семье раньше или позже, в связи с появлением младших детей, сталкивается с необходимостью брать на себя ответствен- ность за выполнение тех или иных обязанностей по хозяйству. Такая пози- ция позднее, в его собственной семье, приводит к стремлению брать на се- бя роль опекуна. Однако пережитая в детстве при рождении следующего сиблинга драма ревности, столкновение с ситуацией утраты своей уни- кальности как единственного объекта любви родителей, необходимость по- делиться ею еще с кем-то часто приводят к рождению невротической люб- ви, стремлению «возместить» недостаток любви и обожания за счет супруга(и), что приводит к принятию роли опекаемого, кумира или, при определенных условиях, роли «жертвы».
Младший ребенок в семье — предмет всеобщей заботы. Он избалован вниманием и любовью, что роднит его позицию в семье с позицией единст- венного ребенка, с той лишь разницей, что родители, более опытные и ис- кушенные в проблемах воспитания, совершают меньше ошибок, но вместе с тем предъявляют меньше ожиданий и требований к ребенку, не настаива- ют на высоких достижениях. У младшего ребенка отсутствует ревность к сиблингам, есть ощущение защищенности, однако возможности реализа- ции его лидерства ограниченны, а уровень притязаний и настойчивости в достижении целей далеко не всегда высокий. Взрослый, занимавший сиб- линговую позицию младшего, будет склонен в силу преимуществ этой по- зиции занять ее и в супружеских отношениях, что приведет к принятию ро- ли «опекаемого», «любимчика».
Средний ребенок в семье — наиболее сложная позиция. С одной сторо- ны, складываются все «минусы» позиций старшего и младшего ребенка, а с другой — нивелируются «плюсы» и преимущества обеих позиций.
В случае незначительной разницы в возрасте сиблингов ролевые пози- ции могут претерпевать инверсию. Если, например, младший из братьев