Файл: Psychologia universalis Серияpsychologia universalisоснована издательством Гардарики.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2024

Просмотров: 252

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

§ 4. Стадии жизненного цикла семьи 37
Переход со стадии на стадию жизненного цикла семьи представляет со- бой нормативные кризисы в развитии семейной системы, т.е. кризисы, пе- реживаемые каждой семьей, содержание которых — в разрешении противо- речий между новыми задачами, встающими перед семьей, и характером взаимодействия и общения между членами семьи. П. Босс называет труд- ности, испытываемые большинством семей в момент изменения их функ- ций и структуры, нормативными стрессорами. И мы видели, что каждый переход ставит перед семьей новые цели и задачи и требует структурно- функциональной перестройки, включая изменение в иерархии функций семьи, решение вопроса о главенстве и лидерстве и распределение ролей.
Успешность разрешения кризисов перехода обеспечивает эффективное функционирование семьи и ее гармоничное развитие.
С. Кратохвил выделяет «стандартное» время наступления таких кризи- сов в зависимости от стажа брака: в интервалах 3—7 и 17—25 лет стажа.
Кризис 3—7 лет продолжается около года. Он проявляется в утрате роман- тических настроений, снижении (утрате) взаимопонимания, росте кон- фликтов, эмоциональной напряженности, чувстве неудовлетворенности браком, супружеских изменах. Кризис 17—25 лет выражен не столь ярко,
но более продолжителен (до нескольких лет). Его симптомы — нарастание эмоциональной неустойчивости, возникновение чувства одиночества, свя- занного с уходом взрослых детей из семьи, переживание старения. Если принять во внимание, что рождение ребенка происходит в семье примерно на 3—4-м году брака, то нетрудно увидеть, что хронологический интервал
3—7 лет брака увязан со стадией семьи с маленькими детьми (младенческо- го и раннего возраста), т.е. с периодом наиболее жесткой перестройки се- мейной системы — началом родительства, вынужденным отчуждением мо- лодой матери от профессиональной и учебной деятельности, ограничением супругов в привычном образе жизни, общении, досуге, снижением (как правило) уровня материального благосостояния семьи [Кратохвил, 1991].
Таким образом, эти повторяющиеся кризисы семьи обусловлены измене- ниями ее функций и структуры.
Второй «стандартный» временной интервал наступления кризиса охваты- вает период «семья с детьми-подростками», об особой уязвимости которого мы уже говорили выше, и период отделения взрослых детей, связанный с за- вершением выполнения функции их воспитания. Таким образом, наиболее яркие проявления кризисов в жизненном цикле семьи связаны с началом осу- ществления супругами функции родительства и воспитания детей и с ее пре- кращением.
Наряду с нормативными кризисами можно говорить и о ненорматив- ных кризисах семьи, вызванных такими событиями, как развод, супружес- кая измена, изменение состава семьи, не связанное с рождением ребенка,
усыновление приемных детей, невозможность совместного проживания супругов в силу различных причин, подростковая беременность, финансо-


38 Глава 1. Культурно-историческая природа семьи вые трудности и т.д. Стрессоры, вызывающие ненормативные кризисы се- мьи, разделяют на сверхсильные и хронические.
К сверхсильным стрессорам относят: смерть одного из супругов, родите- ля или ребенка; супружескую измену; резкое и кардинальное изменение в социальной ситуации развития семьи (изменение социального статуса, ма- териального положения семьи); тяжелое хроническое заболевание кого-то из ее членов.
Длительные стрессоры действуют по принципу «капля камень точит» и включают такие факторы, как неблагоприятные жилищные и материальные условия; высокая эмоциональная напряженность и значительные хрониче- ские нагрузки в профессиональной деятельности; бытовые нагрузки; нару- шение межличностной коммуникации и длительно сохраняющаяся кон- фликтность как в супружеской, так и в детско-родительской подсистемах.
Значительной стрессогенностью характеризуются также факторы рез- кого изменения стереотипа жизни семьи и суммирования трудностей (эф- фект «последней капли»).
Способность семьи противостоять стрессогенным факторам определя- ется ее сплоченностью и наличием внутренних и внешних ресурсов проти- водействия стрессу. Возникновение неожиданного кризисного события приводит к дисбалансу семейной системы и требует адаптации к новой ре- альности. Психологическим механизмом такой адаптации, согласно
Дж. Сандлеру, является отказ от достижения прежнего идеального образа семьи и замена его новым идеалом, приближенным к реальности. Процесс индивидуации семьи выступает как условие ее нормального развития [Ва- сильева, 2001], устремленного в будущее и препятствующего «застрева- нию» и регрессии к ранее существовавшим идеальным состояниям.
Критерием периодизации жизненного цикла развития семьи могут стать ключевые события — моменты взаимодействия членов семьи, обра- зующие семейный сюжет [Jonnes, 1990]. Каждое из таких событий харак- теризуется своими целями, особыми формами и конфликтом. Выделяют- ся следующие фазы семейного сюжета: 1) детство и период становления;
2) отделение и уход из родительской семьи взрослых детей; 3) выбор партнера, ухаживание; 4) образование новой супружеской пары; 4) уста- новление родительства и развитие отношений «отцов» и «детей»; 5) за- вершение, смерть родственников.
Несколько иной подход к анализу развития семьи связан с понятием се-
мейной карьеры (X. Фелдман, М. Фелдман). Карьера понимается как сово- купность ролей индивида, направленных на самореализацию в значимых сферах жизни — в семье, профессиональной деятельности, увлечениях. Ав- торы выделяют два типа карьер — внутрисемейные и внесемейные. К вну- трисемейным карьерам относятся карьера сексуального опыта, карьера су- пружества, родительская карьера и карьера отношений родителей и взрослых детей. Периодизация развития семьи с точки зрения карьерного


§ 5. Период выбора брачного партнера. Мотивы заключения брака 39
подхода должна рассматриваться как развитие и пересечение указанных выше карьер каждого члена семьи, создающих уникальную и неповтори- мую и в то же время обладающую известной периодичностью картину раз- вития семьи.
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   29

§ 5. Период выбора брачного партнера. Мотивы заключения брака
В рамках добрачного периода принято выделять так называемый предбрач- ный период, охватывающий время от момента знакомства с брачным парт- нером до заключения брака.
Законом устанавливается определенный порядок заключения брака,
обеспечивающий его правовую основу, регламентирующий его условия.
Условия заключения брака — взаимное согласие партнеров, вступающих в брак, и достижение ими брачного возраста (в России — 18 лет). Мини- мальный брачный возраст может быть в исключительных случаях снижен,
но не более чем на два года. К таким случаям относятся беременность не- совершеннолетней, рождение ребенка, призыв будущего супруга на воен- ную службу. Очевидно, что законодатели руководствуются в первую оче- редь интересами охраны материнства и детства. Препятствиями к заключению брака являются: прямое родство по восходящей и нисходя- щей линии, полнородное (общие мать и отец) и неполнородное (один об- щий родитель) родство, отношения усыновитель — усыновленный между партнерами, а также недееспособность одного из супругов. Таким обра- зом, в соответствии с принятым в настоящее время Семейным кодексом
РФ брак является исключительно свободным волеизъявлением партне- ров, принявших решение о создании семьи. Соответственно, неизмеримо возрастает мера ответственности личности за сделанный выбор.
В последнее время в России постепенно возобновляется традиция вен- чания как ритуал благословения заключаемого брака церковью. Вместе с тем вряд ли стоит связывать с возрождаемым обрядом надежды на упроче- ние брака в нашей стране и снижение уровня разводов. Решение проблемы стабильности брака лежит в области создания благоприятных социально- психологических условий развития семьи.
Заключение брака побуждается системой мотивов, образующих опреде- ленную иерархию, в рамках которой можно говорить о смыслообразующих мотивах и мотивах-побудителях. Мотивы различаются степенью осознан- ности, варьируясь в широком диапазоне от сознательных намерений до бессознательного побуждения. Наконец, мотивы могут реализовывать на- правленность на достижение и направленность на избегание. Например,
мотивом заключения брака может стать желание всегда быть рядом с лю- бимым человеком (мотив, направленный на достижение) и соответствую- щее ему — избежать одиночества. Мотивы заключения брака реализуют


40 Глава 1. Культурно-историческая природа семьи жизненно важные отношения личности к миру, составляют основу иерар- хии человеческих потребностей, отраженных в известной пирамиде
А. Маслоу. Перечислим наиболее значимые из них:
•реализующие потребность любить самому и быть любимым партнером;
•самоутверждения и самореализации (в частности, мотивы социально- го и статусного утверждения); примером такого рода мотива может стать стремление молодого человека уйти из-под опеки родителей посредством создания собственной семьи
1
;
•удовлетворяющие потребность в чувстве безопасности, когда партнер рассматривается как источник заботы, опоры и стабильности; в этих случа- ях он выступает своеобразным заместителем родителя;
•реализующие потребность в аффилиации;
• мотив самоактуализации через разделение идентичности в отношени- ях со значимым Другим;
•мотив продолжения рода, стремление к реализации роли родителя;
• сексуальное влечение к партнеру и желание иметь стабильные сексу- альные отношения;
• мотив долга и социальной обязанности, в основе которого лежат забо- та и ответственность за благополучие партнера;
•прагматический мотив (улучшение жилищных условий, материального положения как собственного, так и прародительской семьи с помощью парт- нера). Брак по расчету, доминировавший на протяжении ряда веков, «ушел в тень» в XX в., когда высшей ценностью брака как свободного союза свобод- ных граждан была провозглашена любовь. Однако в последнее время отно- шение к браку, основанному на материальных, прагматических мотивах, пре- терпело изменение. Так, по данным социологического опроса, только 33%
опрошенных молодых людей осуждают брак по расчету, а 50% относятся к нему с пониманием: 16% респондентов заявили, что они «хотели бы иметь такую возможность» [Ганичева, 2002].
Очевидно, что степень адекватности мотивов для создания гармонич- ной семьи далеко не равнозначна, и судьба вновь созданной семьи в значи-
* Иллюстрацией доминирования статусных мотивов при заключении партнерами брака мо- жет стать терапевтическая интерпретация известной сказки Ш. Перро «Золушка». Принц, испы- тывая чувство собственной неполноценности и несамостоятельности и являясь объектом властно- го управления со стороны своих родителей, стремится изменить свой статус и доказать, что он уже взрослый. В силу низкой самооценки и неуверенности, считая себя незавидным претендентом «на рынке женихов» и опасаясь быть отвергнутым, принц выбирает себе в невесты простую девушку,
исключая тем самым возможность оскорбительного отказа и обеспечивая себе в будущем уваже- ние и восхищение будущей жены. Золушка, стремясь покинуть семью своей мачехи, в свою оче- редь связывает замужество с новым социальным статусом и свободой от прежнего унизительного положения в семье. Основой стремления к браку здесь выступают статусные, внешние по отноше- нию к семье мотивы. Взаимная возможность удовлетворить заветные потребности и чаяния парт- нера, с одной стороны, порождает у каждого из молодых людей чувство благодарности и любви к выбравшему его человеку, а с другой — придает определенную шаткость и неустойчивость буду- щему брачному союзу [Варга, 2002].