Файл: Psychologia universalis Серияpsychologia universalisоснована издательством Гардарики.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2024

Просмотров: 259

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

§ 5. Период выбора брачного партнера. Мотивы заключения брака тельной степени, хотя и не фатально, определяется содержанием мотива- ции заключения брака. Важность соотношения мотивации брака при выбо- ре брачного партнера подчеркивают ряд исследователей [Майерс, 1999].
Так, согласно теории комплементарных потребностей Уинча, при выборе будущего супруга действует принцип дополнения противоположностей, а
Сентерс в своей инструментальной теории выбора супругов объединяет принцип взаимного дополнения с принципом сходства потребностей. Для будущего развития супружеских отношений оказывается крайне важной степень совпадения мотивов каждого из партнеров, определяющая меру совпадения ожиданий в отношении брака. Например, совпадение прагма- тической мотивации обоих супругов создает основу для стабильности брачного союза. Брак по расчету может быть устойчивым и удовлетворять обоих супругов. Говоря о мотивации заключения брака, следует понимать,
что момент регистрации брака лишь подводит черту под одной фазой раз- вития семьи и начинает другую.
Мотивы сохранения брачного союза не остаются неизменными и тож- дественными мотивам заключения брака. Их развитие может происходить как в сторону большей адекватности задачам гармонизации брачного сою- за, так и в сторону деструктивного, разрушающего влияния на брак. Одна- ко трансформация и развитие мотивов — процесс сложный и неоднознач- ный, требующий значительной духовной работы личности над собой и своими отношениями с партнером. Важнейшими потребностями, опредме- ченнными в мотивах сохранения брака, являются следующие пять групп потребностей [Левкович, Зуськова, 1985]:
• потребности в удовлетворении супругами определенных семейных ро- лей (матери, отца, мужа, жены, хозяина, хозяйки и др.);
• потребность в общении друг с другом, эмоциональной поддержке и со- переживании;
•познавательные потребности, потребность в духовном росте и совер- шенствовании;
•материальные потребности, включая потребности в благоустроенном жилище, приобретении необходимых семье материальных ценностей и обеспечении благополучия;
• потребность в защите Я-концепции, в самоуважении и уважении дру- гих, подтверждении самоценности и социального признания Я.
Период поиска брачного партнера и ухаживания вплоть до принятия ре- шения о заключении брака имеет особое значение для последующего разви- тия семьи и ее функционирования. История семьи начинается с момента знакомства будущих супругов [Сатир, 1992]. Не случайно психотерапевти- ческая работа с семьей в рамках модели В. Сатир начинается с реконструк- ции места, обстоятельств и времени первой встречи супругов. Значимыми характеристиками периода выбора партнера и ухаживания являются: 1) то,
как и когда произошло знакомство (место и ситуация знакомства), и 2) ха-


42 Глава 1. Культурно-историческая природа семьи рактер первых впечатлений друг о друге (эмоционально-положительные, от- рицательные, индифферентные, амбивалентные). Первые впечатления фор- мируются на основе самопредъявления партнеров, включающего их самопо-
дачу (трансляция образа Я как внешнего Я-для-других с целью произвести желаемое представление о себе и привлечь внимание партнера) и саморас- крытие (трансляция образа Я как личного представления о себе с целью ус- тановления отношений доверия 'и близости с партнером).
В исследовании Ю.П. Кошелевой изучались особенности стратегии само- предъявления одиноких людей, обратившихся в клуб или службу знакомства за помощью в поиске партнера [Кошелева, 1998, 2001]. Автором были выде- лены две стратегии самопредъявления (трансляции человеком своего образа
Я в ситуации привлечения к себе внимания значимого партнера) — стратегия самоподачи и стратегия самораскрытия. Для стратегии самоподачи были ха- рактерны центрация на смысловой информации, значимой для Другого, и преимущественное проявление внешнего Я человека. В этом случае в тексте преобладало описание Другого, т.е. желаемых качеств партнера, и себя (само- описание) с учетом мнения потенциального партнера, причем доминировали социальные нормы и представления об «идеальном» партнере. Вследствие этого самоописание содержало формальные или вымышленные характерис- тики. В стратегии самораскрытия центр самопредъявления был перенесен на информацию, значимую для самого себя, и, соответственно, наблюдалось пре- имущественное проявление внутреннего Я. Здесь явное предпочтение отда- валось описанию своих чувств, переживаний, а партнер упоминался лишь с точки зрения собственных ценностей. По данным проведенного исследова- ния, в ситуации знакомства несколько чаще используется стратегия самопо- дачи (от 57 до 71% случаев), что отвечает главной цели самопредъявления —
привлечь к себе внимания партнера. Анализ более 900 самопредъявлений на материале текстов газетных объявлений в клубе знакомств, видеообъявлений по телевидению и видеопрезентаций в телевизионной программе позволил автору выделить и охарактеризовать семь основных стратегий самопредъяв- ления, различающихся по цели, содержанию и форме самоподачи и соответ- ствующих двум описанным выше генеральным стратегиям. К стратегии
самоподачи были отнесены стратегии «супергероя», «отрицающая», «гипер- болическая» и «замещающая». К стратегии самораскрытия — «драматичес- кая», «атрибутивная» и «совладающая».
Стратегия «супергероя» ставит своей целью быть и казаться успешным,
она осознанна и направлена на поиск «достойного» партнера. Для нее харак- терно упоминание о собственных высоких личных достижениях, чаще всего в социальной сфере, высоком материальном положении и социальном стату- се. Значительно чаще эта стратегия предпочитается мужчинами, чем женщи- нами.
В неосознанной «отрицающей» стратегии самоподачи широко использу- ются шаблоны и штампы, выражена ориентация на ритуальные формы взаи-


§ 5. Период выбора брачного партнера. Мотивы заключения брака 43
модействия, собственный мир переживаний закрыт для потенциального партнера. Цель такой стратегии — защита от возможных проблем в межлич- ностных отношениях. Можно предположить, что стремление найти партне- ра в этом случае сочетается с неосознанным желанием избежать близости с ним, обусловленным страхом перед будущими отношениями, высокой соци- альной тревожностью и неудачным опытом межличностных отношений в прошлом.
«Гиперболическая» стратегия непосредственно направлена на основ- ную цель знакомства — привлечение к себе внимания и состоит в неосо- знанном преувеличении собственных качеств и достоинств. Искажение способа самоподачи связано с завышенной самооценкой личности и чрез- мерном уровне притязаний в отношении качеств партнера. Здесь часто ис- пользуются метафоры; образы Я и Другого оторваны от реальности.
При «замещающей» стратегии собственные характеристики проециру- ются на образ партнера — образ Другого замещает собственное Я. Напри- мер: «хочу встретить женщину, которая любит рыбалку», «ищу мужчину нежного; внимательного; нуждающегося в поддержке, заботе; любящего посещать музеи, театры».
Наиболее часто используемой стратегией самораскрытия является
«драматическая» — неосознанная стратегия, цель которой вызвать сочувст- вие и сопереживание у партнера, быть услышанным им. Самопредъявле- ние в таком случае отличается особой «кричащей» формой, сгущающей не- благоприятные события и представляющей жизненную ситуацию как личную драму, — это подчеркивание своего одиночества.
Цель «атрибутивной» стратегии — создание и поддержание собствен- ной организованной модели мира и своего места в нем. Особенность этой стратегии в том, что, упоминая об одиночестве, человек расценивает свое состояние как позитивное, прямо выказывает нежелание что-либо менять в стиле своей жизни, осознанно создает модели, подтверждающие преиму- щество одиночества. Отсюда вывод, что либо субъект такого самопредъяв- ления вообще не нуждается в партнере («я не собираюсь ничего менять в своей жизни в угоду кому бы то ни было»), либо партнер нужен лишь для мифологизации образа Я и подтверждения собственной значимости.
Осознанная «совладающая» стратегия направлена на поиск реальных пу- тей преодоления одиночества, самораскрытие и установление отношений до- верия и близости с партнером. В самопредъявлении в равной степени пред- ставлены как позитивные, так и негативные качества личности, открыто называются недостатки, образ Я реалистичен, одиночество открыто упомина- ется. Вышеперечисленные стратегии самоподачи различаются по своей про- дуктивности в решении двух основных задач самопредъявления: 1) привлече- ние внимания и знакомство; 2) решение проблемы одиночества и создания семьи. Наиболее эффективной для привлечения внимания и знакомства ока- зывается стратегия «супергероя», а для решения задачи установления под-


44 Глава 1. Культурно-историческая природа семьи линно близких отношений и создания семьи самой продуктивной является
«совладающая» стратегия самораскрытия. Тендерные различия в выборе стратегий самопредъявления состоят в том, что мужчины чаще, чем женщи- ны, предпочитают осознанные стратегии «супергероя» и «атрибутивную», а женщины — неосознанные «драматическую» и «замещающую». Психологи- ческий анализ этих предпочтений позволяет сделать предположение о том,
что мотив подтверждения значимости Я и поддержания высокой самооценки и самопринятия более характерен для мужчин, в то время как для женщин бо- лее значимыми являются коммуникативные мотивы: установление близких личностных отношений, получение эмоциональной поддержки и достижение взаимопонимания.
Перечислим факторы, влияющие на прочность брачного союза.
•Продолжительность периода ухаживания до заключения брака. Трудно говорить об оптимальном времени, поскольку решающее значение имеет не продолжительность общения, а качество отношений, их интенсивность и содержание, насыщенность жизненно важными событиями предбрачного периода, т.е. психологическое время знакомства. Статистические расчеты показывают, что, как правило, оптимальный период ухаживания составляет примерно 1—1,5 года. Период ухаживания свыше трех лет до заключения брака приводит к снижению устойчивости брачного союза.
•Инициирование брачного союза. Прерогативу здесь традиционная точ- ка зрения отдает мужчине. Действительно, в патриархальном обществе си- туация складывалась именно таким образом — в отличие от реалий сего- дняшнего дня, когда женщина все более утверждает свое равноправие с мужчиной, в частности и в семейно-брачных отношениях. В наше время трудно согласиться с мнением о прерогативе мужчин и в силу тендерных особенностей стратегии выбора брачного партнера (см. ниже). Представля- ется необходимым различать реального инициатора заключения брачного союза, которым в равной мере могут быть как мужчина, так и женщина, и партнера, вербализующего, «озвучивающего» брачное предложение,— эта роль в нашей культуре в большинстве случаев действительно отводится мужчине. Вместе с тем в современном обществе все в большей степени ле- гализуется право женщины на инициативу в создании брачного союза.
•Время обдумывания брачного предложения, наличие ритуала помолвки
(когда официальное согласие партнеров на брак уже дано, но само его за- ключение отложено в связи с необходимостью завершения образования,
достижения необходимой ступени социальной и статусной зрелости и пр.).
•Ситуация оформления брака. Здесь необходимо учитывать фактор
«вынужденности» его заключения и стоящие за ним мотивацию и личност- ный смысл для каждого из партнеров. Специального внимания заслужива- ет ситуация ожидания ребенка, стимулирующая заключение брака, однако воздействие ее на развитие семьи носит неоднозначный характер, часто вы- ступает как фактор риска для молодой семьи, поскольку резко сокращает


§ 5. Период выбора брачного партнера. Мотивы заключения брака 45
продолжительность стадии «семья без детей» и ограничивает во времени период взаимной адаптации и формирования семейной системы. К воздей- ствиям «вынужденного» фактора заключения брака относят также переезд на постоянное или временное место жительства одного из партнеров; уход в армию молодого человека, когда брак выступает гарантией верности партнеров; резкое изменение уровня и образа жизни, при котором заключе- ние брака является единственно возможным способом сохранить прежний уровень отношений.
Особенности сексуальных отношений партнеров до брака. В настоящее время сексуальный дебют не связывается с заключением брака, даже у жен- щин. Либерализация сексуальных отношений как тенденция современного общества делает достаточно частым явлением более или менее продолжи- тельное сожительство партнеров, предшествующее заключению брака, что позволяет рассматривать этот период как период взаимной адаптации парт- неров и выработки совместной системы семейных ценностей и семейного ук- лада [Кон, 1989].
Отношение родителей к партнеру (положительное, отрицательное, ам- бивалентное, индифферентное). Специфической культуральной особеннос- тью российского общества является характер отношения родителей моло- дого человека к его потенциальному брачному партнеру, обусловленное значительной зависимостью (экономической, территориальной, психологи- ческой, эмоциональной) поколения двадцатилетних от родителей. Психо- логическая задача молодого взрослого в предбрачный период состоит в том,
что он должен приобрести степень автономии, необходимую для создания собственной семьи, и в то же время перестроить отношения с родителями,
сохранив взаимное доверие и близость. В некоторых культурах делается по- пытка решить эти две во многом противоположные задачи — отделения мо- лодого взрослого и сохранения близости с родителями — через предоставле- ние родителям права самим избирать брачного партнера своему ребенку.
Немалое значение для решения таких задач новой семьи, как установление системы отношений с расширенной семьей, принятие прародителей в роли бабушек и дедушек, реализация задач заботы и ухода за прародителями и пр., имеют особенности отношения родителей к потенциальному брачному партнеру их ребенка и перспективам заключаемого брака.
•Особенности отношения родителей, друзей к решению партнеров за-
ключить брак.
•Переживание партнерами на протяжении периода ухаживания стрес-
согенных и фрустрирующих событий (смерть близкого человека, конфлик- ты и серьезные неудачи в профессиональной и учебной деятельности и пр.).
Исследования особенностей выбора брачного партнера [Zajonc, 1968]
позволили выделить следующие психологические условия принятия реше- ния о заключении брака: регулярность контактов и установление отноше- ний между партнерами; взаимное удовлетворение потребности партнеров в