Файл: Уроке в 911 классах по теме Происхождение человека.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.04.2024
Просмотров: 7
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Учитель биологии Носкова Юлия Владимировна
МОУ Большеключищенская СШ имени В.Н. Каштанкина
Пример применения сингапурской методики на уроке в 9-11 классах по теме: «Происхождение человека»
«Происхождение человека – одна из самых сложных и интригующих глав эволюции на Земле, "мучительная, древняя загадка”
(Г.Гейне).
«В гигантской молекуле ДНК человека примерно 31 тысяча генов. И около 95%-совершенно лишние гены, которые ничем не управляют и ничего не кодируют. Информация с них вообще никогда не считывается. Из этих генов большая часть-это ретрогены.
Они достались нам от доисторических животных- динозавров, зверообразных и приматов. Некоторые из них работают только на начальном этапе развития человеческого зародыша, когда он еще похож на рыбу, когда у него есть жаберные щели и хвост.
Иными словами, зародыш человека повторяет в своем развитии все этапы его эволюции- от рыбы до человека. Миллионы и миллиарды лет развития жизни на Земле сжимаются в недели и месяцы развития плода!
В каждой клетке нашего тела записана история эволюции!
И в каждом из нас сидит динозавр!»
Задание: в течение 1 минуты подумайте и определите проблему данного текста. Что вас удивило, что заставило задуматься, на чем остановился ваш взгляд?
Да, действительно, откуда у нас с вами появились лишние гены? Можно предположить, что они нам достались от наших предков.
Задание: На основании этого факта, попробуйте сейчас сформулировать проблемный вопрос нашего занятия.
МОЖНО ЛИ СЧИТАТЬ ЧЕЛОВЕКА РЕЗУЛЬТАТОМ ЭВОЛЮЦИИ ЖИВОТНЫХ ПРЕДКОВ ?
Итак, у нас есть проблемный вопрос. Но каким же образом мы будем его решать? Какие ваши предложения? (изучать различные теории по этому вопросу, факты, антифакты, доказывать)
Вот и Ч. Дарвин в середине 19 века изучая вопрос происхождения человека, предположил, что у человека и обезьян был когда-то общим предок. Так родилась симиальная (обезьянья) теория антропогенеза.
А какие вы знаете теории происхождения человека???
Существуют 4 основные теории антропогенеза.
Ну а теперь, давайте я вас познакомлю с приемами сингапурской методики обучения, которая поможет нам сегодня в решении проблемного вопроса урока.
Итак, сингапурская методика представляет собой набор обучающих модулей (структур), из которых можно «собирать «урок, как из конструктора лего. Всего насчитывается около 250 структур, я вас познакомлю с некоторыми из них. Важно отметить особенности данной методики: это работа, основанная на сотрудничестве, постоянном взаимодействии, креативности и коммуникации. Главными понятиями являются слова «партнер» и «команда». Каждый ученик слышит и услышан.
Поприветствуйте друг друга: партнеры по плечу – дайте пять друг другу; партнеры по лицу – поздоровайтесь и улыбнитесь друг другу; а теперь все вместе поприветствуйте друг друга, соприкасаясь рукой в центре стола».
У вас на столах карточки с номерами, распределите их между членами команды и запомните свой порядковый номер. Это очень важно. Так как я буду обращаться к вам по вашему номеру.
Итак. Ч. Дарвин рассматривал вопрос о положении человека в природе
"Я старался по мере сил доказать мою теорию, и, мне кажется, мы должны признать, что человек со всеми его благородными качествами, с его божественным умом, который постиг движение и устройство Солнечной системы, словом, со всеми высокими способностями, все-таки носит в своем физическом строении неизгладимую печать низкого происхождения”.
"Земля долго готовилась к принятию человека, и в одном отношении это строго справедливо, потому что человек обязан своим существованием длинному ряду предков. Если бы отсутствовало какое – либо из звеньев этой цепи, человек не был бы тем, кто он есть…”
Ребята, давайте попробуем приблизиться к Дарвину и найти факты, указывающие на сходство человека с приматами.
Вы знакомитесь со структурой «ДЖОТ ТОТС» (запишите мысли) : перед вами разноцветные стокеры, Возьмите по 3 штуки. В течение 2 минут подумайте и запишите на них те слова или словосочетания, которые показывают признаки сходства человека и приматов. Вы записываете слова, произносите их вслух и кладете в центр стола лицевой стороной вверх. Начали.
Итак, мы определили факты. Указывающие на общность признаков человека и обезьян.
Стр-ра «Симантиниус раунд тейбл): пришло время определить антифакты. Давайте определим, а в чем наше превосходство (эволюционный прорыв) , отличающий нас от приматов.
Перед вами файл, в котором находятся схемы «Отличия человека от обезьян». Возьмите любой цветной карандаш в руку и в течении 2 минут отметьте на схеме отличия 2-х рисунков.
Хай файв.
А теперь, обменяйтесь по кругу своими схемами с партнерами так, чтобы ваша схема в конечном итоге вернулась к вам. Тем самым , вы осуществите взаимопроверку результатов и проверите себя.
Стр-ра «ИНСАЙТ_АУТСАЙД_СЕКЛ)-внутренний и внешний круг.
Сейчас встаньте, пройдите в центр класса. Представители четных номеров образуйте круг. Теперь представители нечетных номеров. Повернитесь друг к другу лицом.
Представители внутреннего круга по очереди (начинает самый смелый) озвучьте своему партнеру по лицу 1 факт, свидетельствующий о сходстве человека и приматов. В свою очередь партнер внешнего круга-озвучивает 1 антифакт.
Итак, у нас есть факты, антифакты.
Давайте вернемся к нашему проблемному вопросу: МОЖНО ЛИ СЧИТАТЬ ЧЕЛОВЕКА РЕЗУЛЬТАТОМ ЭВОЛЮЦИИ ЖИВОТНЫХ ПРЕДКОВ ?
Однозначного ответа нет.
Модель Фрейер: Ребята, перед вами заготовка.
Попробуем подытожить наши знания и заполнить эту модель. (пример на слайде)
В центре листа-главная проблема урока, по краям суть, факты, антифакты, вывод. Заполнять будем против часовой стрелки: от сути к выводу.
На место фактов приклейте ваши разноцветные стикеры, на место антифактов-схему «Различия человека от обезьян».
Попробуйте вывод выразить не словом. Каким-нибудь символом.
К какому выводу вы пришли?
Верно: можно поставить знак вопроса или многоточие.
В теории эволюции Дарвина еще очень много загадок. Да и сам Дарвин так и не смог объяснить истинные причины эволюционного скачка.