Файл: Теория диалога культур В. С. Библера в формировании социальной компетентности личности детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста введение библер социальный компетентность ребенок.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2024

Просмотров: 26

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


- формирование культуры знаний, которая подразумевает высокий уровень знаний о культурном многообразии цивилизации, как в пространстве, так и во времени;

- развитие культуры поведения, его видов и форм, соответствующих поликультурной среде;

- формирование эмоциональной культуры адекватной поликультурной среде;

- формирование культуры саморазвития в поликультурной среде.

Формирование поликультурных компетенций должно проходить в определенной последовательности, которая обеспечивает вступление учащихся в диалог культур как полноценных его участников. Первостепенным является создания условий для формирования национально-культурной идентичности, в результате которой вырабатывается способность описывать себя как представителя определенного этноса, социальной группы, религиозной концессии [9]. Формирование поликультурных компетенций может быть обеспечено лишь целостным образовательным процессом, который включает в себя процессы обучения, воспитания и развития личности.

По мнению Б.Б. Дякиевой «Сфера образования в такой стране призвана создавать условия для формирования общенационального сознания, духовной, языковой и культурной интеграции народов России» [10].

Целевыми установками этнокультурной компетентности являются определение модели поведения, направленной на результативную совместную деятельность в образовательном процессе, а также устранение негативного отношения к человеку, отличающегося по внешним признакам, языку, ценностным ориентирам.

Поликультурное образование (многокультурное) - это образование, построенное на идеях подготовки подрастающего поколения к жизни в условиях многонациональной и поликультурной среды. Целью такого образования является формирование умения общаться и сотрудничать с людьми разных национальностей, рас, вероисповеданий, понимания своеобразия других культур, искоренение негативного отношения к ним. Современный человек должен быть толерантным, терпимым, с развитым чувством уважения к людям иной культуры, умеющим жить с ними в мире и согласии, с готовностью к активному взаимодействию.

Иными словами - толерантность (терпимость к иному мировоззрению), адаптивность (приспособление человека к существующим в обществе требованиям за счет присвоения норм и ценностей данного общества), уверенность в себе, умение договариваться, коммуникативность, безконфликтность.

В наше время дети большую часть в своем общении используют гаджеты, которые утратили свое первичное предназначение - получение ценной информации. Сейчас, в среде детей, они несут больше развлекательную функцию. При этом дети не умеют общаться со сверстниками и взрослыми. Это проблема современности.



ГЛАВА 2. Актуальность «Теории диалога культур» В.С. Библера в формировании младших школьников социальной компетентности личности в поликультурном образовательном пространстве

Проблема диалога в обучении и воспитании не нова, но актуальна и в наши дни, однако ряд педагогических технологий сводит ее к проблеме общения, к актуализации функций личности. Цели теории «Школы диалога культур» имеют иной масштаб. Они ориентированы на формирование диалогического сознания и мышления, освобождение его от плоского рационализма, а следовательно, на обновление предметного содержания, сопряжение в нем различных, несводимых друг с другом культурных эпох, форм деятельности, смысловых спектров.

В последнее время ведущее место в образовании занимают личностно ориентированные, развивающие направления обучения. Результатом здесь становится не сумма знаний, умений и навыков, потребная для овладения определенными специальностями, а способность к самоформированию и саморазвитию.

В основу технологии Школы диалога культур положены идеи выдающихся ученых XX века: «культуры как диалога» М. Бахтина, «внутренней речи» Л. Выготского и «философской логики культуры» B. Библера.

Владимир Соломонович Библер(1918 - 2000) - российский философ, культуролог, историк культуры. Создатель учения о диалоге культур, автор работ по истории европейской мысли, логике культурного развития, теории научного познания.

Теория диалога культур, как ее интерпретировал В.С. Библер

По Библеру, каждая культура имеет свой особый тип загадочности (энигматичности) и свой специфический способ разгадывания (свой тип разума). Например, античная культура загадывает себя в форме апорий Зенона или апорийных определений бытия и ничто, бытия и движения, единого и многого платоновского диалога Парменид. Разгадать загадочность бытия означает для греческой мысли в буквальном смысле определить, заключить хаос становящегося мира в пределы формы «прекрасного эйдоса».

Загадочность средневекового разума по Библеру представлена в форме антитез божественного «ничто» и тварного «всего», связанных идеей порождения и причастности. Нечто существует по своей причастности абсолютному субъекту
, который в сравнении со «всем» «тварным» предстает как творящее, но не сотворенное «ничто». Бог - это такое ничто, которое порождает все. Связь нечто и ничто загадочна. Причем эта загадочность лежит в основе осмысления бытия любой вещи. В основе бытия человека эта загадка узнается как вопрос о предопределении человеческой судьбы. Если Бог всеблаг и всемогущ, то человек не может сам определять свои поступки. И, следовательно, его не за что ни награждать, ни наказывать после смерти - ведь все предопределено волей Бога. Но тогда бессмысленной становится центральная этическая задача христианства - спасение его души. Если же человек свободен грешить, то либо Господь не всеблаг, т.к. принуждает человека ко злу, либо (если всеблаг), то не всемогущ (т.е. желает человеку блага, но не может это благо по своей воле осуществить). Такой вывод так же неприемлем. В результате отношение тварного мира и Творца приобретает форму фундаментальной проблемы - начала широчайшего многообразия предложенных в эпоху средневековья вариантов философского и богословского осмысления.

В культуре Нового времени предельная загадочность представлена в форме антиномических определений мышления и бытия (по типу кантовских антиномий). Мир одновременно мыслится и как природный механизм, детерминированный физическими законами, и как объект, относительно которого человек реализует свою свободу. Как возможно совместить эти несовместные определения мира? Новоевропейский разум отождествляет понимание с научным познанием сущности вещи, с обнаружением за случайными проявлениями некоего внутреннего закона, который определяет возможность существования событий реального мира. Например, законов движения для физического мира или морального закона для мира человеческой свободы.

По Библеру свои способы загадочности бытия присущи так же и для культур Востока. Для современной европейской культуры, в которой мы живем, характерна установка на открытость в отношении как многообразия культур прошлого, так и иных культур настоящего. Но как возможно философски осмыслить их единство? Ведь каждый из культурных типов осмысления реальности образует свой относительно замкнутый мир, со своей логикой его осмысления. В ответе на этот вопрос В.С.Библер отвергает как логику индукции (перехода от частного к общему), так и логику дедукции - выведения многообразных определений разума из некоторого предположенного целостного определения (частного из общего). Иными словами, неверно пытаться эклектически складывать нечто целое из частей, заимствуемых у разных культур. Эти части не могут механически стыковаться. Столь же неверно дедуктивно пытаться вывести характеристики иных культур из характеристик европейской культуры, рассмотренной как целое. При таком подходе культуры прошлого или иные культуры современного мира рассматриваются как «недоразвитые» варианты европейской культуры. Парадигмальным примером философии, оказавшейся способной дедуцировать все многообразия предшествовавших ей исторических типов, является логика Гегеля.


В противовес индукции и дедукции философская логика культуры Библера предлагает логику «трансдукции» не обобщения, а общения (диалога) разумов различных культур. Общим основанием всех культур, на котором они могут сообщаться друг с другом и не терять специфики, является специфически загаданное для каждой культуры «бесконечно возможностное бытие».

«Школа диалога культур» В.С. Библера и С.Ю. Курганова

Школьное обучение начинается с проживания периода детства ребенка в семье, а большую часть времени в дошкольной образовательной организации. Педагоги должны сформировать в маленьком ребенке первоначальные навыки диалогической речи, любви к культурам других народов, населяющих нашу Республику, страну, земной шар, воспитывать чувство толерантности, доброты, уверенности в успехе.

Школа диалога культур - концепция целостного школьного образования, основанная на определенной логике и определенном понимании культуры, но, это проекция философии диалога культур В.С. Библера на идею школы. В названии этой педагогической концепции каждое из трех слов, не порывая со своим традиционным значением, радикально его переосмысливает - в духе, как нам кажется, соответствующем существенным особенностям современного состояния общества и современной культуры.

Каждая философская концепция пытается «попробовать» себя на идее образования. Философия имеет дело с началом - началом знания, культуры, человека…, а стало быть, с той ситуацией, где всего этого еще нет, все только возможно, только замысливается - а это и есть ситуация образования. Свои целостные концепции образования создавали многие философы, обращались же так или иначе к этим проблемам почти все. Библер не был исключением.

Весной 1976 г. в Институте содержания и методов обучения тогдашней Академии педагогических наук В.С. Библер выступил с серией докладов под общим названием: «Ах, какой воспитанный, образованный, просвещенный, культурный человек!.. (Об историческом, личностном и педагогическом споре этих определений)». В этих докладах Библер показал, что понятия просвещение, воспитание, образование, которые часто употребляются как синонимичные, находятся друг с другом в сложных, противоречивых, спорящих отношениях - вплоть до прямого антагонизма; что в основе каждого из них лежат особые установки на цель педагогического процесса - формирование, соответственно, человека воспитанного, просвещенного, образованного. Впервые была сформулирована (на основе работ Бахтина) идея