Файл: Занятие 1 Практическое занятие 1.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2024

Просмотров: 18

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Практическое занятие №1

Практическое занятие № 1

Задания по теме 1.4 Проектирование и организация учебного процесса по обучению младших школьников музыке

Цель занятия: сформировать практические умения в области вокально-хоровой работы с младшими школьниками в повседневной деятельности, используя игровые задания и певческие упражнения; умения использовать приемы развития вокально-хоровых навыков у младших школьников; знания средств музыкальной выразительности.

Задание 1. Для формирования вокальных и хоровых навыков у детей младшего школьного возраста рекомендуется использовать следующие приемы:

  • контрастное пение – тихо и громко;

  • пение «цепочкой»;

  • пение с движением, с хлопками, с инструментами и т.д.;

  • распевка на слоги;

  • пение на одном звуке;

  • скороговорки;

  • проговаривание стихотворения;

  • инсценировка песни;

  • «сыграть» на инструментах мелодию песни;

  • найти попевку по карточке и спеть ее.

Подберите по одной игре, иллюстрирующей каждый из перечисленных приемов.

Оформите работу следующим образом:

1. Название игры.

2. Цель игры.

3. Описание игры.

 

Задание 2. Выберите любые 3 песни, предназначенные для разучивания на уроке музыки с младшими школьниками. В каком классе разучиваются по программе эти песни?

Прослушайте выбранные Вами песни.

Проведите анализ применения вокально-хоровых навыков в ряде прослушанных Вами детских песен, учитывая требования, предъявляемые к возрастной категории.

План анализа:

а) звукообразование;

б) дикция;

в) дыхание;

г) строй:

д) ансамбль.

 

Задания по теме 1.5 Содержание  программ   обучения младших школьников музыке

Цель: формирование умения анализировать вариативные программы по музыке для начальной школы, музыкальные пособия, используемые в музыкально-образовательной деятельности детей; умения анализировать песенный репертуар для детей разных возрастных групп с учетом  принципа построения, своеобразия, конкретного усложнение по возрастным группам.

 

Задание 3. Подготовьте анализ одной из программ по музыке для начальной школы, опираясь на структуру программы, представленную в лекции.


По результатам анализа заполните таблицу:

Элементы анализа

Описание

Название программы

 

Авторы и год издания

 

Для каких классов

 

Цель музыкального образования

 

Личностные результаты

 

Метапредметные результаты

 

Предметные результаты

 

Тематика по классам

 

Учебно-методическое обеспечение (учебники, пособия и т.д.)

 

 

 

Задание 4. Выберите возраст, класс, одну из вариативных программ по музыке, описанных в лекции. Проанализируйте песенный репертуар этой программы для данной возрастной категории. Обратите внимание на принцип построения программы, ее своеобразие, конкретное усложнение по возрастным группам.

При проведении анализа необходимо дать общую характеристику вокальных произведений программы по плану:

1. Основное содержание, общий характер, воспитательная ценность.

2. Характеристика литературного текста песен (если таковой имеется):

а) художественная ценность;

б) доступность детскому восприятию.

 

Задания по теме 2.1 Особенности планирования и проведения современного урока музыки. Методы и приемы обучения детей музыке в начальной школе

Цель: формирование умения проектировать урок музыки с учетом регионального компонента, организовывать деятельность младших школьников на разных этапах урока музыки; анализировать урок музыки, соотносить цели, задачи, методы, средства обучения с содержанием урока.

 

Задание 5. Разработайте план-конспект современного урока музыки для любого класса начальной школы в соответствии ФГОС НОО с включением национально-регионального компонента и предложите домашнее задание, направленное на исследовательскую деятельность обучающихся.


Оформите конспект следующим образом:

Тема урока:

Класс:

Программа:

Автор учебника:

Тип урока:

Цель урока:

Задачи урока, направленные на реализацию:

- предметных результатов,

- метапредметных результатов,

- личностных результатов.

Оборудование: для учителя, для учащихся.

Ход урока:

Анализ урока:

Проанализируйте составленный Вами урок и результат отразите в таблицу.

Виды деятельности на уроке

Методы обучения

Методы воспитания

Формы организации обучения на уроке

Средства обучения

 

 

 

 

 

 

 

Задания по теме 2.2 Использование различных видов детской музыкальной деятельности в обучении

Цель: сформировать практические умения составления плана-конспекта последовательного разучивания песни на занятиях с детьми младшего школьного возраста; соблюдения основных этапов разучивания песни и выбора приемов работы с младшими школьниками.

           

Задание 6. Составьте  план-конспект последовательного разучивания песни (песня по выбору) на занятиях с младшими школьниками (класс и программа по музыке по выбору).

Для составления плана-конспекта Вам необходимо определить этапы последовательного разучивания песни с детьми выбранного Вами класса, используя разнообразные приемы работы:

  1. Знакомство с песней

Приемы:
1. Беседа перед песней.
2. Выразительное исполнение.
3. Вопросы по содержанию.
4. Пение воспитателя без сопровождения.

  1. Уточнить содержание, первоначальное подпевание

Приемы:
1. Выразительное исполнение.
2. Разбор содержания по книжке-ширме.
3. Звукоподражание.
4. Разучивание песни с облегченным сопровождением.
5. Беседа по содержанию песни.

3. Учить петь протяжно, закрепить мелодию

Приемы:
1. Пение, сопровождаемое движением.
2. Пение воспитателя без сопровождения.
3. Петь без сопровождения с воспитателем и без него.
4. Пение на слоге.
5. Художественное слово.
6. Игровой прием.
7. Пропевание отдельных долгих звуков.
8. Указание: «Смотрите и пойте как я».

4. Учить внятно произносить слова


Приемы:
1
. Звукоподражание.
2. Петь без сопровождения с воспитателем и без него.
3. Разбор содержания по книжке-ширме.
4. Разучивание песни с облегченным сопровождением.
5. Проговаривание слов индивидуально.
6. Пропевание отдельных долгих звуков.
7. Проговаривание слов тихо, громко, скандируя, как стихотворение.

5. Петь дружно, не отставая

Приемы:
1. Пение, сопровождаемое движением.
2. Петь по руке воспитателя.
3. Использование наглядности, игрушек.
4. Обратить внимание на одновременное начало и конец песни.
5. Выразительное исполнение.
6. Игровой прием.

6. Закрепить содержание песни

Приемы:

1. Вопросы по содержанию

2. Пение подгруппами

3. Петь без сопровождения с воспитателем и без него

4. Использовать наглядности, игрушек

5. Выразительное исполнение

6. Игровой прием

 

 

Задания по теме 2.3  Средства обучения. Дидактическое обеспечение уроков музыки с использованием мультимедийных технологий

Цель: формирование знаний об аудиовизуальных средствах обучения (АВСО) младших школьников музыке, умений проектировать урок музыки с использованием АВСО и мультимедийных технологий.

 

Задание 7.Аудиовизуальные средства обучения (АВСО) («слухозрительные» от лат. audire слышать и visualis зрительный) включают экранные и звуковые пособия, предназначенные для предъявления зрительной и слуховой информации. Они оказывают наиболее сильное обучающее воздействие, поскольку обеспечивают образное восприятие изучаемого материала и его наглядную конкретизацию, отображают жизненные явления художественными средствами (кино - и фотосъемка, художественное чтение, живопись, музыка и др.).

Сформулируйте, реализации каких дидактических принципов способствует использование АВСО на уроках музыки  в начальной школе.

 

Задание 8. Возможны условно выделяемые три уровня использования аудиовизуальных средств

обучения на уроке музыки: эпизодический, систематический и синхронный. На эпизодическом уровне АВСО используются учителем от случая к случаю. Систематический позволяет значительно расширить объем изучаемой информации и разнообразие её представления для восприятия, когда учитель продуманно и последовательно включает АВСО в процесс преподавания. Синхронный уровень предполагает практически непрерывное сопровождение изложения материала применением аудиовизуальных средств


обучения на протяжении всего занятия.

Разработайте фрагмент урока музыки (класс и тема урока по выбору), на котором применялся бы синхронный уровень использования АВСО.

Оформите работу следующим образом:

Тема урока:

Класс:

Программа:

Автор учебника:

Оборудование для учителя и учащихся:

Ход урока с использованием АВСО.

рактическое занятие № 2

Задания по теме 2.4. Использование метода проектов на уроках музыки в начальной школе

Цель занятия: формирование знаний о типах и структуре проектов по музыке для начальной школы; умений проектировать и организовывать проектную деятельность младших школьников в процессе изучения музыки.

Задание 1.

 В начальной школе перед изучением темы «Инструменты симфонического оркестра» можно предложить учащимся   проект «Симфонический оркестр».

Разработайте этот проект для младших школьников с учетом следующего примерного содержания: 

1. Закрепить понятия «вокальная» и «инструментальная» музыка.

2. Дать определение оркестра.

3. Обогатить знания детей о свойствах и особенностях групп симфонического оркестра.

4. Рассказать легенды о происхождении музыкальных инструментов.

5. Познакомить с расположением симфонического оркестра.

7. Расширять музыкальные впечатления детей.

8. Развивать эмоциональную отзывчивость на музыку.

 

Задание 2. По теме «Музыкальные инструменты» учитель предложил младшим школьникам проект « Экскурсия-путешествие в страну музыкальных инструментов»,  где одна группа детей готовит небольшие сообщения об инструментах и выступают в роли экскурсоводов с показом иллюстраций.  Другая группа  выступает в роли музыкантов и исполняет небольшую импровизацию на шумовых  инструментах.   Третья группа изготавливает  из подручного материала простейшие шумовые инструменты (используются  баночки,  коробочки,  фасоль,  рис,  горох, различные бусинки и т.д.).

Сформулируйте значение этих видов работ во время выполнения проекта для музыкального образования и развития младших школьников. Результаты работы оформите в таблице:

Виды работы по выполнению проектного задания

Значение работы для музыкального образования и развития младших школьников

 

 

Какие ещё задания для групп Вы бы предложили в данном случае? Сформулируйте не менее 3-х заданий.