Файл: Исследование по проблеме внедрения в условиях урочной и внеурочной деятельности игровых форм обучения по курсу обж.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.04.2024
Просмотров: 24
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
6) Игротерапевтическая функция игры. Эффект игровой терапии определяется практикой новых социальных отношений, в которые ролевая игра ставит ребёнка как со взрослыми, так и со сверстниками, отношений свободы и сотрудничества взамен отношений принуждения и агрессии, приводит в конце концов к терапевтическому эффекту.
7) Функция коррекции в игре. Психологическая коррекция в игре происходит естественно, если все дети усвоили правила и сюжет игры, если каждый участник игры хорошо знает не только свою роль, но и роль своих партнёров, если процесс и цель игры их объединяют.
8) Развлекательная функция игры. Развлекательная функция связана с созданием определённого комфорта благоприятной атмосферы.8
Можно выделить 6-ть известных организационных форм игровой деятельности:
- индивидуальная форма игры (игра одного человека с самим собой во сне и наяву, а также с различными предметами и знаками);
- одиночная форма игры (деятельность одного игрока в системе имитационных моделей с прямой и обратной связью от результатов достижения поставленной ими искомой целью);
- парная форма игры (игра одного человека с другим человеком, как правило в обстановке соревнования и соперничества);
- групповая форма игры (игра трех или более соперников, преследующих в обстановке соревнования одну и туже цель);
- коллективная форма игры (игра, в которой соревнование между отдельными игроками заменяют команды соперников);
- массовые форма игры (тиражированная одиночная игра с прямой и обратной связью от общей цели, которую одновременно преследуют миллионы людей).
Игра — один из древнейших, и, тем не менее, актуальных методов обучения. Она является важнейшим способом передачи накопленного опыта от старшего поколения к младшему. С её помощью можно моделировать жизненные и учебные проблемные ситуации и сосредоточивать игровые действия вокруг реальных проблем и отношений. Включение игры в учебный процесс заметно повышает интерес к учебному предмету, создаёт ситуации, наполненные эмоциональными переживаниями, стимулирует деятельность учащихся.9
В настоящее время игры приобретают все большее значение, они рассматриваются как вид деятельности, как форма организации самостоятельной работы и метод обучения, а в итоге - один из существенных резервов повышения качества учебного процесса.10
Игровое обучение – это форма учебного процесса в условиях, ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта во всех его проявлениях: знаниях, навыках, умениях, эмоционально-оценочной деятельности. Игровое обучение имеет глубокие исторические корни. Еще в древних Афинах (VI - IV веках до н.э.) пафос практики организованного воспитания и обучения пронизывал принцип соревнования (агонистики).
11
В отечественной педагогике и психологии теорию игры разрабатывали Е. А. Аркин, П. П. Блонский, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, К. Д. Ушинский, Д. Б. Эльконин; проблему обучения детей с помощью игры исследовали Д. Н. Кавтарадзе, Л. Н. Матросова, П. И. Пидкасистый, Ж. С. Хайдаров и др.12
К. Д. Ушинский советовал включать элементы занимательности, игровые моменты в учебный труд детей для того, чтобы процесс познания был более продуктивным.
Запорожец А. В. первым обратил внимание на то, что характер движений, выполняемых ребенком в условиях игры и в условиях прямого задания разнообразен. Он же установил, что в ходе развития меняется структура и организация движений.
Манулейко З. В. раскрывает вопрос о психолого-педагогическом механизме игры. Опираясь на ее работы, можно сказать, что большое значение в психолого-педагогическом механизме игры отводится мотивации деятельности.
Опираясь на работу Пидкасистого П. И., можно утверждать, что все игры делятся: на естественные и искусственные. Естественная игра есть спонтанная ориентировочная деятельность, которой, благодаря естественным процессам само научения, человек самостоятельно осваивает новые формы и способы действия в привычной и непривычной обстановке.
В исследовании В. А. Трайнева отмечается, что игры оказывают влияние на формирование интереса к знаниям, улучшение их усвоения, активизацию влечения к самообразованию, саморазвитию и самоконтролю.
А. П. Панфилова в своей работе рассматривает историю возникновения и современное многообразие технологий игрового моделирования, их специфику, функции, принципы и условия применения в учебном процессе и предлагает конкретные практические и методические советы по организации, применению и анализу этих технологий.
Н. Винокурова делит все игры на естественные и искусственные. Естественная игра есть спонтанная ориентировочная деятельность, которой, благодаря естественным процессам само научения, человек самостоятельно осваивает новые формы и способы действия в привычной и непривычной обстановке. Главное отличие искусственной игры от естественной заключается в том, что человек знает, что он играет, и на основе этого очевидного знания широко использует игру в своих целях. 13
Играм, по С. А. Шмакову, присущи четыре главные черты: свободная развивающая деятельность; творческий характер; эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество; наличие прямых или косвенных правил, которые отражают логическую и временную последовательность ее развития.
14
Кульневич С. В. и Лакоценина Т. П. классифицируют уроки на основании не совсем обычных и совсем необычных методов и форм их проведения: уроки с игровой состязательной основой: урок-игра: «Придумай проект», урок-«домино», проверочный кроссворд, урок в форме игры «Лото», урок типа «Следствие ведут знатоки», урок-деловая игра, игра-обобщение, урок типа КВН, урок «Что? Где? Когда?», урок-эстафета, конкурс, игра, дуэль, соревнование;
И. П. Подласый в учебном пособии «Педагогика» выделяет около сорока типов нетрадиционных уроков (уроки-деловые игры, уроки- ролевые игры, уроки-игры «Поле-чудес» и т. д.), но все эти уроки можно отнести к урокам-играм, которые известны давно и используются учителями, да и «нетрадиционными» их назвать очень сложно.
При помощи игры, считает Алексеева А. А., можно выполнить многие задачи — закрепить только что пройденный материал, подстегнуть учеников, заставить их активно работать, повторить пройденное и т. д.15
Н. В. Короткова предлагает классификацию форм нетрадиционных учебных занятий для уроков истории, в основе которой — различные виды учебной деятельности:
На основе игровой деятельности:
- игры-реконструкции (наличие воображаемой ситуации, которая происходила в прошлом или настоящем, распределение ролей);
-игры-обсуждения (наличие ситуации, которая моделирует различные формы обсуждения, создание конфликта мнений, анализ прошлого с точки зрения современности);
- игры соревнования (наличие фиксированных правил, отсутствие сюжета и ролей, первый план субъектно-объектных отношений).16
Игры, применяемые в педагогической практике школ, относятся к активным методам обучения. Это объясняется тем, что в них, как правило, преобладает продуктивно-преобразовательная деятельность обучающихся. Для учебных игр характерны:
-многовариантность и многоальтернативность решений, из которых требуется произвести выбор наиболее рационального;
-необходимость принимать решения в условиях неопределенности и в обстановке условной практики.
В процессе реализации таких активных форм на уроках как игра, ставятся следующие задачи:
- повышение интереса ученика к уроку
;
- взаимодействие учителя и ученика;
-создание учителем наилучших условий для развития мотивации творческой, эмоциональной, экспериментальной деятельности обучаемых.
В ходе игры у обучающихся вырабатываются следующие умения и навыки:
- сбора и анализа информации, необходимой для принятия решений;
-принятия решений в условиях неполной или недостаточно информации, оценки эффективности принимаемых решений;
- анализа определенного типа задач;
- установления связей между различными сферами будущей профессиональной деятельности;
- работы в коллективе, выработки коллегиальных решений с использованием приемов группового мышления;
- абстрактного и образного мышления как основы эффективного творческого использования системного подхода к исследованию процессов и явлений.
При оценке игр как метода обучения следует иметь в виду ряд обстоятельств:
1. Игры по сравнению с другими методами обучения обладают неоспоримым преимуществом: свойством интегрировать полученные знания применительно к избранной профессии.
2. Игра может использоваться в течение многих лет как эффективный инструмент обучения нескольких поколений студентов. Конечно, содержание игры должно обновляться в соответствии с изменением содержания самой науки.
3. Игровые методы обучения - мощное средство пробуждения интереса к содержанию учебной деятельности. В условиях увеличения доли самостоятельной работы обучающихся игры представляют собой эффективную форму ее реализации.
4. Обучение в игре может предотвратить реальные ошибки, которые возникают у обучающихся при переходе к практической деятельности деятельности.
5. В игре процесс обучения можно успешно сочетать с задачами исследования, таким образом наглядно демонстрируя обучающимся исследовательский метод в действии.
6. Приобретение опыта комплексной постановки проблемы, согласования индивидуальных приоритетов при групповом выборе решения и его реализации.
7. Игра способствует развитию группового мышления, умению действовать в составе коллектива, добиваясь выработки обоснованного общего решения.
8. Игры позволяют опробовать новые формы и правила, структуры управления, методики, проверяя их, как на испытательном стенде, в качестве которого выступает сама игра.17
Реализация игровых приемов и ситуаций в условиях урочной и внеурочной деятельности происходит по следующим основным направлениям:
дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи;
учебная деятельность подчиняется правилам игры;
учебный материал используется в качестве ее средства;
в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую.18
В современной школе игра (игровые технологии применяются):
‒ как самостоятельная технология в овладении материалом, информацией;
‒ как компонент другой педагогической технологии (например, проектной);
‒ как форма урока или его часть;
‒ как технология внеаудиторной работы.
По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы игр:
‒ обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;
‒ познавательные, воспитательные, развивающие;
‒ репродуктивные, продуктивные, творческие;
‒коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические и др.
Типология педагогических игр по характеру игровой методики достаточно обширна. Отметим лишь наиболее часто встречающиеся в педагогической практике: предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные и игры-драматизации. Исходя из предметной области, выделяются игры по всем учебным дисциплинам.19
Таким образом, технологией игровых форм обучения можно назвать конкретный способ реализации педагогической истины в каждом конкретном учебном материале, на конкретном уроке или учебном занятие. 20
В настоящее время возрастает необходимость формирования мотивации к обучению основам безопасности жизнедеятельности у учащихся, поиска эффективных форм и методов, повышающих интерес к получению знаний по этому предмету. Положительная мотивация школьников к восприятию знаний по ОБЖ способствует повышению эффективности учебно-воспитательного процесса по предмету. 21 Предположительно, что применение игры в учебном процессе повысить динамику интереса к предмету у обучающихся.
1.2. Методы и формы применения игровых форм обучения на уроках ОБЖ и условиях внеурочной деятельности
Ученые с древних времен изучают безопасность человека в различных условиях жизни и деятельности.
Аристотель (384–322 до н. э.,) и Гиппократ (460–377 до н. э.) в своих трактатах рассматривали условия труда.
Парацельс (1493–1541) изучал опасности, связанные с горным делом. Ему принадлежит изречение: «Все есть яд, и все есть лекарство. Только одна доза делает вещество ядом или лекарством».