Файл: Исследование по проблеме внедрения в условиях урочной и внеурочной деятельности игровых форм обучения по курсу обж.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2024

Просмотров: 24

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


6)     Игротерапевтическая функция игры. Эффект игровой терапии определяется практикой новых социальных отношений, в которые ролевая игра ставит ребёнка как со взрослыми, так и со сверстниками, отношений свободы и сотрудничества взамен отношений принуждения и агрессии, приводит в конце концов к терапевтическому эффекту.

7)    Функция коррекции в игре. Психологическая коррекция в игре происходит естественно, если все дети усвоили правила и сюжет игры, если каждый участник игры хорошо знает не только свою роль, но и роль своих партнёров, если процесс и цель игры их объединяют.

8)     Развлекательная функция игры. Развлекательная функция связана с созданием определённого комфорта благоприятной атмосферы.8

Можно выделить 6-ть известных организационных форм игровой деятельности:

- индивидуальная форма игры (игра одного человека с самим собой во сне и наяву, а также с различными предметами и знаками);

- одиночная форма игры (деятельность одного игрока в системе имитационных моделей с прямой и обратной связью от результатов достижения поставленной ими искомой целью);

- парная форма игры (игра одного человека с другим человеком, как правило в обстановке соревнования и соперничества);

- групповая форма игры (игра трех или более соперников, преследующих в обстановке соревнования одну и туже цель);

- коллективная форма игры (игра, в которой соревнование между отдельными игроками заменяют команды соперников);

- массовые форма игры (тиражированная одиночная игра с прямой и обратной связью от общей цели, которую одновременно преследуют миллионы людей).

Игра — один из древнейших, и, тем не менее, актуальных методов обучения. Она является важнейшим способом передачи накопленного опыта от старшего поколения к младшему. С её помощью можно моделировать жизненные и учебные проблемные ситуации и сосредоточивать игровые действия вокруг реальных проблем и отношений. Включение игры в учебный процесс заметно повышает интерес к учебному предмету, создаёт ситуации, наполненные эмоциональными переживаниями, стимулирует деятельность учащихся.9

В настоящее время игры приобретают все большее значение, они рассматриваются как вид деятельности, как форма организации самостоятельной работы и метод обучения, а в итоге - один из существенных резервов повышения качества учебного процесса.10

Игровое обучение – это форма учебного процесса в условиях, ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта во всех его проявлениях: знаниях, навыках, умениях, эмоционально-оценочной деятельности. Игровое обучение имеет глубокие исторические корни. Еще в древних Афинах (VI - IV веках до н.э.) пафос практики организованного воспитания и обучения пронизывал принцип соревнования (агонистики).
11

В отечественной педагогике и психологии теорию игры разрабатывали Е. А. Аркин, П. П. Блонский, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, К. Д. Ушинский, Д. Б. Эльконин; проблему обучения детей с помощью игры исследовали Д. Н. Кавтарадзе, Л. Н. Матросова, П. И. Пидкасистый, Ж. С. Хайдаров и др.12

К. Д. Ушинский советовал включать элементы занимательности, игровые моменты в учебный труд детей для того, чтобы процесс познания был более продуктивным.

Запорожец А. В. первым обратил внимание на то, что характер движений, выполняемых ребенком в условиях игры и в условиях прямого задания разнообразен. Он же установил, что в ходе развития меняется структура и организация движений.

Манулейко З. В. раскрывает вопрос о психолого-педагогическом механизме игры. Опираясь на ее работы, можно сказать, что большое значение в психолого-педагогическом механизме игры отводится мотивации деятельности.

Опираясь на работу Пидкасистого П. И., можно утверждать, что все игры делятся: на естественные и искусственные. Естественная игра есть спонтанная ориентировочная деятельность, которой, благодаря естественным процессам само научения, человек самостоятельно осваивает новые формы и способы действия в привычной и непривычной обстановке.

В исследовании В. А. Трайнева отмечается, что игры оказывают влияние на формирование интереса к знаниям, улучшение их усвоения, активизацию влечения к самообразованию, саморазвитию и самоконтролю.

А. П. Панфилова в своей работе рассматривает историю возникновения и современное многообразие технологий игрового моделирования, их специфику, функции, принципы и условия применения в учебном процессе и предлагает конкретные практические и методические советы по организации, применению и анализу этих технологий.

Н. Винокурова делит все игры на естественные и искусственные. Естественная игра есть спонтанная ориентировочная деятельность, которой, благодаря естественным процессам само научения, человек самостоятельно осваивает новые формы и способы действия в привычной и непривычной обстановке. Главное отличие искусственной игры от естественной заключается в том, что человек знает, что он играет, и на основе этого очевидного знания широко использует игру в своих целях. 13

Играм, по С. А. Шмакову, присущи четыре главные черты: свободная развивающая деятельность; творческий характер; эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество; наличие прямых или косвенных правил, которые отражают логическую и временную последовательность ее развития.
14

Кульневич С. В. и Лакоценина Т. П. классифицируют уроки на основании не совсем обычных и совсем необычных методов и форм их проведения:        уроки с игровой состязательной основой: урок-игра: «Придумай проект», урок-«домино», проверочный кроссворд, урок в форме игры «Лото», урок типа «Следствие ведут знатоки», урок-деловая игра, игра-обобщение, урок типа КВН, урок «Что? Где? Когда?», урок-эстафета, конкурс, игра, дуэль, соревнование;

И. П. Подласый в учебном пособии «Педагогика» выделяет около сорока типов нетрадиционных уроков (уроки-деловые игры, уроки- ролевые игры, уроки-игры «Поле-чудес» и т. д.), но все эти уроки можно отнести к урокам-играм, которые известны давно и используются учителями, да и «нетрадиционными» их назвать очень сложно.

При помощи игры, считает Алексеева А. А., можно выполнить многие задачи — закрепить только что пройденный материал, подстегнуть учеников, заставить их активно работать, повторить пройденное и т. д.15

Н. В. Короткова предлагает классификацию форм нетрадиционных учебных занятий для уроков истории, в основе которой — различные виды учебной деятельности:

На основе игровой деятельности:

-  игры-реконструкции (наличие воображаемой ситуации, которая происходила в прошлом или настоящем, распределение ролей);

-игры-обсуждения (наличие ситуации, которая моделирует различные формы обсуждения, создание конфликта мнений, анализ прошлого с точки зрения современности);

-  игры соревнования (наличие фиксированных правил, отсутствие сюжета и ролей, первый план субъектно-объектных отношений).16

Игры, применяемые в педагогической практике школ, относятся к активным методам обучения. Это объясняется тем, что в них, как правило, преобладает продуктивно-преобразовательная деятельность обучающихся. Для учебных игр характерны:

-многовариантность и многоальтернативность решений, из которых требуется произвести выбор наиболее рационального;

-необходимость принимать решения в условиях неопределенности и в обстановке условной практики.

В процессе реализации таких активных форм на уроках как игра, ставятся следующие задачи:

- повышение интереса ученика к уроку
;

- взаимодействие учителя и ученика;

-создание учителем наилучших условий для развития мотивации творческой, эмоциональной, экспериментальной деятельности обучаемых.

В ходе игры у обучающихся вырабатываются следующие умения и навыки:

- сбора и анализа информации, необходимой для принятия решений;

-принятия решений в условиях неполной или недостаточно информации, оценки эффективности принимаемых решений;

- анализа определенного типа задач;

- установления связей между различными сферами будущей профессиональной деятельности;

- работы в коллективе, выработки коллегиальных решений с использованием приемов группового мышления;

- абстрактного и образного мышления как основы эффективного творческого использования системного подхода к исследованию процессов и явлений.

При оценке игр как метода обучения следует иметь в виду ряд обстоятельств:

1. Игры по сравнению с другими методами обучения обладают неоспоримым преимуществом: свойством интегрировать полученные знания применительно к избранной профессии.

2. Игра может использоваться в течение многих лет как эффективный инструмент обучения нескольких поколений студентов. Конечно, содержание игры должно обновляться в соответствии с изменением содержания самой науки.

3. Игровые методы обучения - мощное средство пробуждения интереса к содержанию учебной деятельности. В условиях увеличения доли самостоятельной работы обучающихся игры представляют собой эффективную форму ее реализации.

4. Обучение в игре может предотвратить реальные ошибки, которые возникают у обучающихся при переходе к практической деятельности деятельности.

5. В игре процесс обучения можно успешно сочетать с задачами исследования, таким образом наглядно демонстрируя обучающимся исследовательский метод в действии.

6. Приобретение опыта комплексной постановки проблемы, согласования индивидуальных приоритетов при групповом выборе решения и его реализации.

7. Игра способствует развитию группового мышления, умению действовать в составе коллектива, добиваясь выработки обоснованного общего решения.

8. Игры позволяют опробовать новые формы и правила, структуры управления, методики, проверяя их, как на испытательном стенде, в качестве которого выступает сама игра.17

Реализация игровых приемов и ситуаций в условиях урочной и внеурочной деятельности происходит по следующим основным направлениям:

   дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи;


  учебная деятельность подчиняется правилам игры;

  учебный материал используется в качестве ее средства;

  в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую.18

В современной школе игра (игровые технологии применяются):

‒ как самостоятельная технология в овладении материалом, информацией;

‒ как компонент другой педагогической технологии (например, проектной);

‒ как форма урока или его часть;

‒ как технология внеаудиторной работы.

По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы игр:

‒ обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;

‒ познавательные, воспитательные, развивающие;

‒ репродуктивные, продуктивные, творческие;

‒коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические и др.

Типология педагогических игр по характеру игровой методики достаточно обширна. Отметим лишь наиболее часто встречающиеся в педагогической практике: предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные и игры-драматизации. Исходя из предметной области, выделяются игры по всем учебным дисциплинам.19

Таким образом, технологией игровых форм обучения можно назвать конкретный способ реализации педагогической истины в каждом конкретном учебном материале, на конкретном уроке или учебном занятие. 20

В настоящее время возрастает необходимость формирования мотивации к обучению основам безопасности жизнедеятельности у учащихся, поиска эффективных форм и методов, повышающих интерес к получению знаний по этому предмету. Положительная мотивация школьников к восприятию знаний по ОБЖ способствует повышению эффективности учебно-воспитательного процесса по предмету. 21 Предположительно, что применение игры в учебном процессе повысить динамику интереса к предмету у обучающихся.
1.2. Методы и формы применения игровых форм обучения на уроках ОБЖ и условиях внеурочной деятельности
Ученые с древних времен изучают безопасность человека в различных условиях жизни и деятельности.

Аристотель (384–322 до н. э.,) и Гиппократ (460–377 до н. э.) в своих трактатах рассматривали условия труда.

Парацельс (1493–1541) изучал опасности, связанные с горным делом. Ему принадлежит изречение: «Все есть яд, и все есть лекарство. Только одна доза делает вещество ядом или лекарством».