Файл: Исследование по проблеме внедрения в условиях урочной и внеурочной деятельности игровых форм обучения по курсу обж.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2024

Просмотров: 25

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
41

Игровые методы являются одними из самых эффективных методов обучения, так как их психолого-педагогической основой является игровая деятельность, которая вносит большой вклад в психическое развитие личности. Использование игровых технологий на уроках ОБЖ соответствует познавательным потребностям учащихся разных возрастных групп. В игре активизируются мыслительные процессы, и возрастает мотивация школьников к изучению предмета ОБЖ.

Жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится все разнообразнее и сложнее. Она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем. Исследование возрастных и психических особенностей детей подросткового возраста показало, что применение игр в учебном процессе соответствует психологии восприятия. Игра — это один из видов деятельности школьника. Педагогической аксиомой является положение, согласно которому к развитию интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности и инициативности, деловитости и ответственности школьников может привести только представление им подлинной свободы действий в общении. Игра дает такую возможность.

Для того, чтобы проанализировать динамику развития познавательного интереса к содержанию программы по курсу ОБЖ, мы провели опытно – экспериментальную работу, которая предположительно значительно повысит заинтересованность обучающихся к уроку ОБЖ.

Глава 2. Эмпирическое исследование по проблеме внедрения в условиях урочной и внеурочной деятельности игровых форм обучения по курсу ОБЖ
2.1. Организация исследования и результаты констатирующего этапа
Приступая к эмпирическому исследованию влиянию игровых форм обучения на мотивацию и познавательную активность на уроках ОБЖ в 7 классе общеобразовательной школы, мы обратились к выявлению целей данного вида педагогических средств обучения.

Для этого было создана экспериментальная выборка, включающая педагогов, родителей, и обучающихся 7 класса в количестве 10 человек.

Экспериментальная база исследования _____________________.

Исследование является эмпирическим, поскольку реализуется опытным путём при помощи методов, при которых регистрируются и обобщаются факты, выявляются эмпирические закономерности. В работе были использованы методы:


- теоретические, позволяющие уточнить, расширить и систематизировать научные факты, объяснить, предсказать явления (сравнение, предполагающее сопоставление изучаемых групп по различным признакам, анализ литературы по отцовско-дочерним отношениям, синтез, при котором происходит соединение различных элементов в единое целое, в систему (выделение механизмов влияния игры на формирование интереса к школьному предмету);

- эмпирические методы (тест для исследования, анкетрование);

- методы обработки результатов (количественный и качественный анализ; сравнительный анализ, графические методы представления полученных данных).

Для достижения цели практического исследования необходимо было решать ряд задач:

1.отобрать необходимый методический материал для проведения эксперимента;

2.провести эксперимент, составить цель эксперимента и его результата;

3.сделать вывод, подтверждающий или опровергающий выдвинутое нами предположение.

- констатирующий – выявление проблематики внедрения игровых форм обучения в курс ОБЖ 7 класс;

- формирующий - разработка программы рекомендаций по развитию мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста.

- контрольный – анализ динамики повышения учебных результатов по курсу ОБЖ.

Для всех участников опроса нами были разработаны диагностические материалы по выявлению уровня отношения к игровым формам обучения на уроках ОБЖ и непосредственно заинтересованность обучающихся самим содержанием урока.

Анкетирование всех участников осуществлялось анонимно. Все обучающиеся, участвующие в исследование, регулярно посещали уроки по «Основам безопасности жизнедеятельности».

Доля учащихся, успевающих по данному предмету за первую четверть на «хорошо и отлично» составила 4 человека 40 %, на «отлично» — 2 человека - 20 %, на «хорошо и удовлетворительно» — 4 % - 40% обучающихся.

Графически это можно рассмотреть на рисунке 1.



Рисунок 1 – Первичные сведения об успеваемости обучающихся 7 класса по курсу ОБЖ

Также в рамках исследования для испытуемых была разработана анкета, с целью выяснения отношения к предмету и к собственным результатам на уроках. Полное ее содержание представлено в Приложении 3.

Итак, анализ анкет показал следующую результативность: своей учебной деятельностью на уроках ОБЖ удовлетворены 30 % школьников, 10 % — затруднились дать адекватную оценку своей деятельности и 60 % — не удовлетворены своей работой на уроке. При изучении предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» обучающиеся, прежде всего, не удовлетворяют их собственные способности (30 %), успехи (20 %), неумение организовывать свой учебный труд (10 %) и лишь некоторые ссылаются на плохое качество преподавания (10 %), скуку на уроках (20 %), плохие взаимоотношения друг c другом (10 %).


Также было спланировано и проведено было проведено тестирование на выявление уровня знаний по безопасности жизнедеятельности. Вопросы теста соответствовали программе курса ОБЖ соответствующей ступени обучения. Каждый тест включал 15 вопросов закрытого типа с одним или несколькими вариантами ответов.

Нами выбраны следующие критерии оценки:

14-15 баллов - оценка «отлично», высокий уровень знаний;

11-13 баллов - оценка «хорошо», уровень выше среднего;

8-10 баллов - оценка «удовлетворительно», средний уровень;

0-7 баллов - оценка «неудовлетворительно», низкий уровень.

По результатам исследования нами выявлено следующее распределение школьников по уровню знаний правил безопасного поведения, представленное на рисунке 2.



Рисунок 2 – Результаты среза знаний по ОБЖ у обучающихся 7 класса

У испытуемых знания о правилах безопасного поведения находятся на среднем и низком уровнях. Это можно объяснить критическим подростковым периодом развития, когда меняются жизненные ориентиры, и учеба смещается на последнее место. С другой стороны, подростки уже в меньшей степени контролируются родителями и чаще самостоятельно принимают важные решения, от которых зависит их собственная безопасность. Таким образом, особое внимание вопросам формирования личности безопасного типа поведения желательно уделять именно педагогу основ безопасности жизнедеятельности.

Далее нами было проведено анкетирование педагогического состава с целью выяснить уровень применения игровых форм обучения на их предметных курсах и с целью анализа мнений по вопросу применения методов на уроке ОБЖ.

В анкетировании приняло участие 16 педагогов старших классов.

Так, абсолютное большинство (15 человек опрошенных из 16) – 93,7% при ответе на вопрос об использовании игровых форм обучения в педагогическом процессе выбрали ответ «да». Не использует на своем уроке на своих уроках учитель физики, географии и биологии (средний стаж педагогической деятельности 25 лет), мотивируя тем, что даже на учебный материал нет времени.

При ответе на вопрос «Как часто вы применяете игровые формы обучения» вариант – «часто» (б) выбрали 30% респондентов; вариант – «постоянно» (а) предпочли выбрать 10%, «редко» (в) применяют игровые формы обучения на своих уроках 60%42. На основании достаточно негативной статистики, учителям было поручено написать эссе по поводу собственных причин отказа от игровых форм обучения, для более углубленного изучения проблемы.


Таким образом, проанализировав проблему успеваемости по курсу ОБЖ в седьмом классе и результаты анкетирования, мы пришли к неутешительным выводам, которые нацелили нас на разработку формирующих мероприятий, направленных на развитие мотивации и интереса у обучающихся к предмету ОБЖ.
2.2. Рекомендации по усовершенствованию процесса освоения программы курса ОБЖ средствами игровых форм обучения
В аспекте нашего исследования рекомендации целесообразно представить в виде долгосрочного проекта, реализуемого в рамках урочной и внеурочной деятельности. Полная структура проекта представлена в Приложении 4.

Паспорт проекта представлен в таблице 3.


Таблица 3 – Паспорт проекта по внедрению игровых форм обучения в условия ОБЖ

Название проекта

Поиграем в безопасность

Тематическое поле


Приобщение детей к безопасному образу жизни, физкультурно – оздоровительных мероприятия, тематических бесед, правильного поведения. Работа над проектом способствует осознанию важности сохранения собственной безопасности и общества на протяжении всей жизни, и какое имеет значение аспектов ОБЖ в исследуемом возрасте. Формирует то, что школьный возраст – это самое благоприятное время для выработки правильного поведения при ЧС, которые в сочетании с обучением приведут к положительным результатам.

Тип проекта

По времени реализации: Долгосрочный

По количеству участников: внутриклассный,

По ведущей деятельности: игровой,

По возрасту участников: 13-14 лет.

Проблема


Целенаправленное знакомство обучающихся 7 класса с игорвыми формами обучения в условиях знакомства с курсом безопасности жизнедеятельности.


Цель


Формирование у обучающихся ценностного отношения к собственной безопасности через игровые формы обучения.

Участники проекта

Педагог ОБЖ, обучающиеся 7 класса.

Ожидаемый результат

Дети проявляет интерес к выполнению игровых упражнений, эмоционально-заинтересованно следят за развитием действия на уроке, участвуют в разговоре, отвечают на вопросы.

Задачи





Предметно-развивающая среда

Дидактические материалы, мультимедийная доска

Направления реализации проекта

Совместная деятельность с обучающимися

Перечень применяемых игровых технологий



Соревнования между классами «Школа выживания»

Игра брейн-ринг "Ребенок-пешеход, как участник дорожного движения"

Игра "Марафон безопасности"

Обучающая игра "Крестики-нолики"

Пожарная безопасность" кроссворд и т.д.


Результат

Освоение программного и дополнительного материала по курсу ОБЖ.

Форма презентации проекта

Интегрированное отчетное мероприятие на тему «Безопасная игра»



Этапы реализации проекта

Работа над проектом включает деятельность педагогов, обучающихся и родителей. Она распределяется следующим образом по этапам проекта (таблица 4).

Таблица 4 – Этапы реализации краткосрочного проекта

Этапы реализации

Формы работы

Организационный

Анализ литературных источников, материалов; Подбор методической литературы, видеоматериала; Постановка цели и формулирование задач; создание проекта модели игровых форм применяемых в настоящем проекте.

Подготовительный

Формулирование проблемы; формулировка задач; разработка плана работы с обучающимися; подбор конспектов мероприятий; изготовление необходимых атрибутов и оборудования, дидактического материала и т. д.

Содержательный

(Практический)

Организация деятельности обучающихся:

- организация уроков, мероприятий в условиях внеурочной деятельности;

Совместная деятельность педагога с детьми в рамках проекта:

- организация и проведение игровых мероприятий в рамках урока и внеурочной деятельности;

-использование здоровье сберегающих технологий (дыхат.гимнастика, гимнастика для глаз, физминутки).

Принципы реализации проекта:

- Принцип научности (подкрепление всех проводимых мероприятий, направленных на укрепление здоровья, научно-обоснованными и практически апробированными методиками);

- принцип комплексности и интегративности (решение задач безопасности в системе всего образовательного процесса всех видов деятельности);

- принцип результативности и гарантированности (реализация прав детей на получение необходимой помощи и поддержки, гарантия положительного результата независимо от возраста и уровня физического развития детей);

- принцип разностороннего развития личности (активизация мыслительной деятельности детей, создание условий, в которых ребенок сам ищет рациональный способ решения); малоподвижных игр;

Совместная деятельность педагога с родителями в рамках проекта:

- организация и проведения мероприятия,

- участие в оформлении наглядных пособий.

Итоговый

- Итоговое мероприятие(рефлексия)

-Проведение анкетирования родителей с целью определения эффективности работы;

-Отчет о результатах проекта на сайте школы, статья в пед. журнале.