Файл: Исследование по проблеме внедрения в условиях урочной и внеурочной деятельности игровых форм обучения по курсу обж.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2024

Просмотров: 26

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Агрикола (1494–1555) заложил основы профессиональной гигиены, написал книгу «О болезнях ремесленников».

М. В. Ломоносов (1711–1765) написал основополагающие работы по безопасности труда в горном деле.

Значительный вклад внесли в развитие теории безопасности русские ученые: В. Л. Кирпичев (1845–1913), А. А. Пресс (1857–1930), Д. П. Никольский (1855–1918), В. А. Левицкий (1867–1936), А. А. Скочинский (1874–1960), С. И. Каплун (1897–1943) и др.22

В настоящее время концепция формирования культуры безопасности жизнедеятельности отражена в научных исследованиях Ю.Л. Воробьева, Л.Н. Гориной, Р. А. Дурнева, А.Л. Михайлова, В.Н. Мошкина, Л.Н. Макаровой, И.Н. Немковой, Н.И. Николаевой, О.Н. Русак и др. На претворение в жизнь механизмов безопасного существования в окружающей среде и более глубокого внедрения культуры безопасности жизнедеятельности направлены инновационные педагогические технологии (Л.Н. Горина, В.Н. Мошкин, И.Н. Немкова и др.).23 Методические идеи по внедрению игр с целью формирования их практических умений реализуются и в содержании профессиональной подготовки педагогических кадров в области безопасности жизнедеятельности, что нашло отражение в работах В. Ю. Абрамовой, Г. А. Костецкой, Р. И. Поповой и др.24

Стремление общества, на протяжении всего периода своего существования, обеспечить безопасность своей жизнедеятельности, является его неотъемлемой потребностью. Именно это побудило ученых разных направлений, естественных и гуманитарных наук, объединить свои усилия в области изучения, таких понятий как «безопасность», «опасность», и разработки соответствующего понятийного аппарата дисциплины «Безопасность жизнедеятельности».25

Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования направлен на обеспечение условий для развития самореализации обучающихся, для формирования здорового, безопасного и экологически целесообразного образа жизни обучающихся.

Ключевое место в организации здоровьесохранного образовательного пространства занимает предмет основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ), призванный стимулировать знания процессов развития личности, формирования и укрепления здоровья, привитие потребности в безопасном образе жизни.26

Курс ОБЖ по своей сущности представляет изучение жизненных ситуаций с точки зрения безопасности. Поэтому он формирует навыки и умения практических действий в опасных, чрезвычайных жизненных, а не в каких-либо гипотетических ситуациях.
27

Эффективность таких занятий непосредственно связана с правильным выбором форм и методов обучения. Целесообразно чаще применять активные и игровые методы.28   

Применение на уроках ОБЖ игровых форм обучения позволяет по-новому организовать образовательный процесс на базе средств игры, реализовывать интерактивное взаимодействие между учеником, учителем и системой, использовать в учебном процессе тестирующие и диагностирующие системы, которые содержат задания и упражнения по разделам и темам учебника, а также отслеживать динамику развития интереса к предмету ОБЖ у обучающихся.

Содержание урока и материал во многом определяются индивидуальностью преподавателя. Здесь должны учитываться и современные инновационные технологии, индивидуальные возрастные характеристики обучающихся, и непосредственно потребности самих учеников на основании непринужденной беседы или официального анкетирования на бланке школы.29

При изучении предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» задача педагога состоит не только в том, чтобы сообщить учащимся определенную сумму знаний и сформировать необходимые умения. Основной целью в современных условиях образования становиться пробуждение у учеников мотивации, интереса к предмету, осознанию важности на протяжении всей жизни соблюдения основных правил обеспечения как собственной безопасности, так и безопасности окружающих.30

Также использование игровых технологий на уроках ОБЖ помогает в той или иной степени снять ряд трудностей, связанных с запоминанием материала, вести изучение и закрепление материала на уровне эмоционального осознания, что, несомненно, способствует развитию познавательного интереса к учебному предмету. Немаловажно также и то, что игра на уроках способствует обогащению словарного запаса обучающихся, расширяет их кругозор.31

Игровая деятельность на уроках ОБЖ используется в следующих случаях:

1) В качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета. 

Например, для закрепления, систематизации и обобщения полученных знаний по различным разделам курса ОБЖ: урок-игра «Дорожные знаки»; интеллектуальные игры типа «Счастливый случай», «Брейн-ринг», «Звездный час» и др.

2) Как элементы более обширной технологии. При проведении проблемного урока ОБЖ можно использовать ролевые игры, где учащиеся получают роли «Эксперта», «Хранителя времени», «Почемучки» и др. 


3) В качестве технологии урока или его фрагмента (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля).

4)Как технология внеклассной работы. В качестве примера может служить проведение различных сетевых игр по ОБЖ, проведение военно-спортивной игры «Зарница», и др.32

Далее выделим сущностную характеристику основных применяемых чаще игровых форм на уроке ОБЖ.

1. Языковые игры на уроках ОБЖ.

С помощью языковых игр создаются условия для развития фонетических, лексических, грамматических и орфографических навыков, а значит, их можно разделить на фонетические, лексические, грамматические и орфографические, каждые из которых преследуют свои цели. Рассмотрим некоторые из них. Здесь непосредственно мы овладеваем навыком интеграции с предметом русского языка, что существенно сказывается на речевом развитии обучающихся.

а) Фонетические игры.

Цели:

- обучать громкому и отчетливому чтению правил безопасности жизнидеятельности;

б) Грамматические игры.

Целями грамматических игр могут быть:

- создавать естественные ситуации для употребления речевых образцов;

- развивать речевую активность и самостоятельность учащихся.

в) Лексические игры:

Целями лексических игр могут быть:

- научить учащихся употреблять лексику в тревожных ситуациях;

- актуализировать речемыслительные способности обучающихся.

г) Орфографические игры.

Цели:

- тренировать правильное написание соответствующей предмету ОБЖ терминологии.

Как пример можно выделить кроссворд или «Different crosswords».

Игра заключается в том, что ученикам предлагается уже заполненный кроссворд по терминологии ОБЖ. Но слова вписаны неправильно — последовательность букв в слове неверна. Участники должны переставить буквы местами так, чтобы правильно.

Или: Класс делится на две команды. Педагог мелом делит доску на две части. На каждой из частей пишет по одному слову из изученного словарного запаса. Задача учеников — по очереди выйти и записать на доске слово, которое начинается с той же самой буквы, на которую закончилось предыдущее слово, но только в границах курса ОБЖ или ближайшей терминологии.

Побеждает та команда, которая записала большее количество слов из пройденного материала.

В заключение мы хотели бы подчеркнуть, что языковые игры на уроках ОБЖ дают возможность не только отрабатывать изученный материал, но также игра дает возможность включиться в нее всем ученикам — даже самым пассивным и не имеющим достаточного уровня знаний. У школьников проявляется интерес к действию, они переступают через психологические преграды (неуверенность в себе, боязнь ошибиться) и неосознанно овладевают знаниями в процессе игры. Учитель же, выступая в роли инициатора и координатора процесса, имеет возможность контролировать весь класс и осуществлять свою учительскою деятельность по принципу индивидуального подхода к ученику.
33

2. Интерактивные игры.

Чаще всего носят характер игры - викторины по ОБЖ. Окажет помощь педагогу в воспитании у учащихся чувства ответственности за свою безопасность. Примеры: «Дорожное движение», «Бытовые приборы», «Пожарная безопасность», «Природные явления». 34

3. Мультимедийная игра.

Создание мультимедийных игр учащимися, вместо традиционного реферата или доклада и их использование на уроке ОБЖ представляет информационную среду. Возможность поработать с интересной информацией расширяет кругозор учащихся.

Планирование подобного рода урока ставит перед учителем задачи:

- Повышать уровень вариативности знаний учащихся по предмету ОБЖ.

- Направлять школьников на самостоятельное изучение нового материала.

- Усилить практическую направленность изучения ОБЖ у школьников в развитии творческих способностей и активному участию коммуникативных действий.35

4. Урок-игра.

Тема как пример: «Человек в экстремальных ситуациях».

Цель урока: в занимательной игровой форме провести контроль знаний учащихся по курсу ОБЖ. Полное содержание урока представлено в Приложении 1.

5. Организационно -обучающие игры.

Организационные обучающие игры обладают следующими аспектами:

1. Отсутствие влияния возрастных рамок;

2. При планировании игры можно ориентироваться на любое количество участников;

3. Гибкость и многовариантность ситуаций.36

6. Дидактические игры.

Дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности детей, она вызывает у учащихся живой интерес к процессу познания. В ней дети охотно преодолевают значительные трудности, тренируют свои силы, развивают способности и умения. Она помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у учеников глубокое удовлетворение, создает радостное рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний.37

Условно дидактические(познавательные) игры можно подразделить на три вида:

Прямого дидактического воздействия, когда учитель организует свою деятельность совместно с обучаемыми в роли одной из играющих сторон;

Опосредованного дидактического воздействия, когда учитель находится в роли наблюдателя, судьи или болельщика;

Смешанного дидактического воздействия, когда учитель принимает участие в игре в роли ведущего, судьи, эксперта, консультанта.

Дидактические игры проводятся по специально созданным для обучения и воспитания учащихся правилам. Обычно они включают в себя педагогические и игровые задачи, правила, действия и результат. Дидактические задачи в них реализуются не открыто, а косвенным образом через игровые задания, правила и собственно действия.
38

7. Подвижная игра.

Подвижная игра — относится к тем проявлениям игровой деятельности, в которых ярко выражена роль движений.

Подвижная игра: Верховой и низовой пожары. Правила: один ученик пожарный (в каске), один огонек (кепка с табличкой пламя), еще 5-горючие предметы мебели (в руках таблички с изображением). 1.Горит один предмет: огонек «салит» предметы, те поднимают таблички вверх-«горят», пожарный «салит» горящие деревья они опускают таблички, тухнут. Горит больше 2-х предметов и пламя передается от них на другие предметы.39

8. Квест.

Квест на уроках ОБЖ объединен единой темой, в рамках которой решаются сразу несколько задач: развитие познавательных способностей детей, развитие интереса детей к изучению предмета, закрепление пройденного материала, развитие творческих способностей детей, внимания, памяти, логического мышления, мелкой моторики, умение ориентироваться по карте или схеме, умение решать поставленные задачи в команде, развитие сплоченности коллектива и многие другие.40

Примеры игр на уроке ОБЖ приведены в Приложении 2.

Здесь же хотелось бы отметить, как немаловажный факт разработки урока с применением игровых технологий. При разработке содержания урока ОБЖ с игровой деятельностью преподавателю следует определить: средства и методы решения каждой педагогической задачи; учебно-материальное обеспечение урока; методы организации работы учащихся при решении каждой задачи; критерии оценки работы учащихся.

Управление деятельностью учащихся включает в себя: организационные мероприятия на уроке (сообщение учащимся задач урока, организация дисциплины, рациональное распределение учебного времени, подведение итогов урока и сообщение домашнего задания; непосредственное педагогическое воздействие (объяснение учебного материала, демонстрация наглядных пособий, учебных видеофильмов, формирование практических умений и навыков и др.); текущий контроль на уроке (анализ по ходу урока познавательной и учебно-практической деятельности учащихся, оценка ее эффективности, внесение соответствующих корректив и т.п.).

Анализируя внеурочную деятельность, то здесь следует отметить ряд следующих особенностей:

Итак, в заключении следует еще раз отметить, что для повышения интереса к изучению предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» необходимо подбирать формы и методы, приемы организации и проведения занятий исходя из личностных и возрастных особенностей учащихся. Ученики будут активны и самостоятельны, только в случае если будут считать уроки полезными и интересными. В свою очередь это будет способствовать умению обеспечивать собственную безопасность в повседневной жизни, а в случае необходимости правильно вести себя в экстремальной ситуации.