Файл: Программа среднего профессионального образования 44. 02. 01 Дошкольное образование Дисциплина Литература.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2024

Просмотров: 16

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Автономная некоммерческая профессиональная образовательная организация "Национальный социально-педагогический колледж"


Программа среднего профессионального образования

44.02.01 Дошкольное образование

Дисциплина: Литература

Практическое задание 5.


Выполнил:

Обучающийся Полещук Ксения Дмитриевна

Преподаватель:

Черненко Наталья Михайловна


Задание 1

Прочитайте стихотворение М. Ю. Лермонтова, посвященное певице Прасковье Бартеневой. Объясните выбор художественных средств для выражения авторских переживаний (слов, формы стиха, композиции, рифмы, изобразительно-выразительные средства (тропы и фигуры)).

Слышу ли голос твой

Звонкий и ласковый,

Как птичка в клетке,

Сердце запрыгает;

 

Встречу ль глаза твои

Лазурно-глубокие,

Душа им навстречу

Из груди просится,

 

И как-то весело,

И хочется плакать,

И так на шею бы

Тебе я кинулся.

Это стихотворное посвящение личного, интимного характера. В нем М. Лермонтов высказывает чувство, отличающееся простотой, глубиной и человечностью (оно лишено манерности, игры, подчеркнутой «поэтичности»).

Автор стремится выразить неподдельность и правдивость своего чувства, поэтому его цель – избежать искусственности, избитых слов, усложненности, добиться впечатления «обычной речи», искреннего признания.

В произведении три строфы-четверостишия, не имеющих рифмы в строках. Единый размер определить трудно, встречаются строки, написанные дактилем и амфибрахием. Такой сбивчивый ритм создаёт ощущение, что человек, произносящий эти строки, сильно взволнован, а его голос дрожит.

Он очарован звуками её голоса, то в строках больше внимания уделено состоянию автора. Поэт использует выразительное сравнение:
Слышу ли голос твой
Звонкий и ласковый,
Как птичка в клетке,
Сердце запрыгает…

Читателю легко представить, как учащается сердцебиение у влюблённого автора, когда он внимает пению своей музы:
И как-то весело,
И хочется плакать,
И так на шею бы
Тебе я кинулся.

Эти анафоры подчёркивают нервное напряжение автора.

Разговорная и нейтральная лексика («как-то весело», «на шею б… кинулся», «птичка», «хочется плакать»), отсутствие «поэтической» лексики. Средства, напоминающие о народном поэтическом искусстве: синтаксическое подобие (параллелизм) первых двух четверостиший, анафора, характерные обороты с условным наклонением («слышу ли…», «встречу ли…») и др. Следует отметить отсутствие рифмы («белые стихи»), выбор формы стихотворения с короткими строками. 
Может быть отмечен непостоянный и нечеткий характер стихотворного метра, усиливающий впечатление «разговорности» текста и также напоминающий о метре народных песен.

О том, что это стихотворение близко по духу к молитве, указывают и образы, заключенные в нём. Автор упоминает душу, которая рвётся из груди. Неслучайно для описания цвета глаз поэт использует лазоревый, традиционно использующийся в литературе для характеристики духовных феноменов – небес, райский рек и т. д. Даже образ птички указывает на божественное начало.

Задание 2

Прочитайте стихотворение в прозе И. Тургенева «Воробей». Выполните комплексный анализ прозаического произведения. При выполнении этой работы раскройте художественную идею предложенного вам текста; проанализируйте авторскую позицию, поднимаемые проблемы, выразите своё к ним отношение; определите суть характеров, мотивы поведения и отношения действующих лиц рассказа.

«Воробей» относится к лирическому роду литературы, в который, помимо стихотворения, входят ода, элегия, эпитафия, послание и эпиграмма. В лирике с помощью средств выразительности описываются чувства и эмоциональное состояние главных героев, показывая внутренний мир персонажей произведения. Направление, в рамках которого оценивается «Воробей» — реализм.

Особенностью «Воробья» является наличие в произведении главных героев в роли животных, которые попали в большую жизненную драму. Пёс Трезор, который пытается завладеть дичью в лице маленького беззащитного птенца, олицетворяет не столько само зло, сколько превратность судьбы и трудности жизни. Ведь именно тот факт, что он уступает отважному воробью свою «добычу», говорит о том, что Трезор всего лишь следует «зову животного мира», а не личным побуждениям, что нельзя сказать о главном герое…
Взрослый воробей самоотвержен и отважен перед лицом опасности, но именно любовь к своему «птенцу» заставляет его рисковать собственной жизнью. Тургенев пишет о такой «любви», которая свойственна каждому живому существу, она жертвенна и бескорыстна, что и отличает её от обыкновенного природного инстинкта. И если маленький воробушек нуждается в опеке и боится противостоять надвигающейся угрозе, то взрослый воробей не думает о последствиях смерти, для него важна участь его «чада».
Сам охотник, лирический герой
, предстает перед нами честным и принципиальным человеком, лишенным жестокости и агрессии. Он охотится, но в то же время играет по правилам: берет лишь то, чего смог добиться на равных условиях. Зверь, лишенный возможности сопротивляться и обыграть людей, ему не нужен. Он старается бережно относиться к природе и экономно расходовать ее ресурсы. Его сердце доброе, поэтому охотник оставляет воробьиное семейство в покое, восхищаясь храбростью отважной птицы.
Основная тема – материнская любовь — чувство, присущее каждому живому существу, отличающее его от бесчувственного камня или металла. Именно тягу к своему чаду и заботу о нем продемонстрировал воробей, пренебрегая жизнью ради спасения птенца. Здесь следует сказать, что Тургенев в сжатой литературной форме смог донести до читателя всю остроту этого чувства, которое ощущают все обитатели нашей планеты. Поэтому человек не должен зазнаваться и считать себе выше братьев меньших, ведь все мы живем одними ценностями, за которые можем и умереть.
Ещё одной темой произведения является понятие «ответственности». Ответственность за собственное «чадо», за сохранение его безопасности и за его укрытие от всяческих жизненных трудностей и проблем в понимании Тургенева отличает «настоящее», можно сказать, «человеческое чувство», произошедшее от животного инстинкта.
Также автор поднимает тему бережного отношения к природе. Своим поведением он показывает, что человек должен быть скромным и экономным хозяином. Свои возможности нужно ограничивать соображениями этики, морали и бережливости, ведь нам дана одна земля, и мы не вправе ее бездумно расхищать, убивая легкую добычу — животных, которые даже не могут постоять за себя.
И. С. Тургенев, описывая вышеуказанные темы, добавляет в своё произведение ещё одну, немало важную, проблему — признания любви. Ведь именно это чувство заставляет смущённого охотничьего пса Трезора отступить от намеченной цели: поимки добычи. Сам автор тоже отзывает пса, дабы окончательно избавить птицу от страха. Он, как и его питомец, признает то, что сила любви родителя к ребенку должна лишь вызывать благоговение, а не провоцировать на агрессию. Увы, люди не всегда считаются с чувствами животных, ошибочно полагая, что зверь не способен любить свою семью.
Также читатель может разглядеть проблему нравственного выбора
, которая решается у воробья очень просто, благодаря инстинкту и гармонии естественного мира, где он обитает. К сожалению, люди не всегда могут последовать его примеру, ведь их мир наполнен сложностями, противоречиями и фальшью, которые искажают естественную натуру человека. Именно поэтому автор обращает внимание читателя на этот случай на охоте: он учит нас бескомпромиссно защищать то главное, что у нас есть.
Автор произведения показывает настоящую силу любви, которая сильнее страха смерти и самой смерти. Такова его основная идея. В понимании Тургенева каждому живому существу присущи такого рода качества, и только глупец не сможет понять, что в одном даже самом маленьком «божьем создании» заключено больше любви и материнской заботы, чем в некоторых людях. Данное произведение – своеобразная притча о том, как надо любить.

Также писатель учит нас с уважением относиться к любви, где бы мы ее ни встретили. Над ней не надо смеяться, даже если ее проявления временами кажутся нам нелепыми. Над нею надо благоговеть, ибо данное качество – великая ценность всех живых существ.

Задание 3. 

Напишите размышление на тему «Моя любимая поэтическая строка» (90-150 слов) на примере произведений 19-21 вв. Форма размышления – эссе (на плагиат проверяется).

 Любимая поэтическая строка — это словно отражение внутреннего состояния человека и его мыслей. Это то, что берет за душу, а значит по-настоящему оценимы слова автора и его замысел.

Из бесчисленного множество строк, возможна только одна, которая по истине любима.

Для меня это строки автора Юрия Левитанского

Каждый выбирает для себя.
Выбираю тоже — как умею.
Ни к кому претензий не имею.
Каждый выбирает для себя.

Эти строки настолько правильные, будто бы написаны самим законом жизни.

Действительно каждый человек выбирает для себя. Неважно что это, но это тот выбор, который мы совершаем каждый день, почти каждую минуту своей жизни.

Мы можем выбирать долго, либо очень быстро в зависимости от обстоятельств. Но в итоге все люди не способны прожить без этого выбора.

Глубину этих строк можно также увидеть в словах « Ни к кому претензий не имею»

Твой выбор всегда несет последствия хорошие или плохие, но вся ответственность за него полностью ложиться на твои плечи и соответственно какие-либо претензии не к кому предъявлять.


Каждый выбирает для себя, что больше нравится или кажется более правильным.

В этом выборе мы можем быть совсем непохожими, от этого и происходят наши различия.

Но каждый человек выбирает как умеет, только душа может подсказать правильный ли выбор ты сделал.

Задание 4.

Какие черты художественного мастерства свойственны Ф. Достоевскому, А. Чехову, Л. Толстому, Б. Пастернаку, А. Солженицыну? Можно ли определить доминантную черту его стиля, приведите примеры произведений. (По каждому автору записать не более 5 сложных предложений).

Фёдор Миха́йлович Достое́вский

Достоевский считал, что современные писатели должны изображать «русского человека большинства». Жизнь и душа этого человека сложны, неустроенны, хаотичны. По Достоевскому, актуальная задача всей литературы — открыть в человеке нечто большее, чем позволяет увидеть в нем его сословная или профессиональная принадлежность: душу, внутренний мир, круг идей и настроений. Таким образом, писатель поставил вопрос о «массовом», демократическом герое, но требовал не упрощенного, а психологически углубленного художественного исследования не только «внешних», общественно-бытовых форм его жизни, но и всего «пестрого», противоречивого, что рождала современная жизнь в смятенных, растревоженных душах «героев времени».

Черты этой творческой программы обнаруживаются в его произведениях, созданных еще в первый период творчества— 1840-е годы. В эти годы были написаны: дебютное произведение — роман «Бедные люди» (1845), повести «Двойник» (1846), «Хозяйка» (1847), «Белые ночи» (1848) и «Неточка Незванова» (1849, не окончена).

Анто́н Па́влович Че́хов

Предметная детализация — важнейшая особенность творческого метода и стиля Чехова. Мысли, чувства и переживания персонажей объясняются опосредованно — через предметный мир. В этом художественном принципе отражены этические принципы писателя, его точка зрения на современников. Мир вещей обезличивает, усредняет индивидуальность людей («Ионыч»), опошляет чувства и превращает самого человека в подобие вещи («Человек в футляре»). Нередко возникает ощущение абсолютной зависимости героев от материальной «оболочки» жизни: частности быта делают невозможным бытие — подлинно человеческое существование. Вещи и «вещные» отношения становятся знаками пошлости, разъединяющей людей."