Файл: Программа среднего профессионального образования 44. 02. 01 Дошкольное образование Дисциплина Литература.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2024

Просмотров: 17

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


 Лев Никола́евич Толсто́й

Толстой пришел к выводу, что жизнь общества, к которому он принадлежал по рождению и воспитанию, — лживая и пустая. Острота социальной критики соединилась в его произведениях со стремлением найти простые и ясные ответы на «вечные» философские и нравственные вопросы. Острое ощущение мимолетности человеческой жизни, беззащитности человека перед лицом неизбежной смерти подтолкнуло Толстого к поиску новых основ жизни, такого ее смысла, который не уничтожался бы смертью. Эти искания отразились в «Исповеди» (1879—1882) и в религиозно-философском трактате «В чем моя вера?» (1882—1884). В «Исповеди» Толстой сделал вывод, что именно вера придает смысл жизни, помогая избавиться от ложного, бессмысленного существования, а в трактате «В чем моя вера?» подробно изложил свое религиозно-нравственное учение, названное современниками «толстовством».

Бори́с Леони́дович Пастерна́к

Отличительная черта поэтического стиля Пастернака— сила интенсивность контакта лирического героя с миром.

Лирическое повествование Пастернак ведет «поверх барьеров» обычного (привычного, шаблонного) восприятия жизни. В его поэтической вселенной — «люди и вещи на равной ноге». Стерты границы: высокое — низкое, поэтическое — прозаическое, общее — частное. Нет ничего мелкого, незначительного, все сплетено в «существованья ткань сквозную». Вещи сдвигаются со своих «насиженных мест» (тех, где мы привыкли их видеть) и приходят в бурное, порой хаотическое движение, призванное запечатлеть действительность в ее естественном беспорядке. Отсюда — импрессионизм поэтического письма Пастернака:

Нет времени у вдохновенья. Болота,

Земля ли иль море, иль лужа, —

Мне здесь сновиденье явилось, и счеты

Сведу с ним сейчас же и тут же."

Алекса́ндр Иса́евич (Исаа́киевич) Солжени́цын

Крупные эпические произведения Солженицына сопровождаются как бы сжатыми, сгущенными их вариантами — рассказами. Сжатие времени и концентрация пространства — один из основных законов в художественном мире писателя.

Он верит в силу правды и праведничества, в силу духа русского человека, верит в общественную значимость искусства. Писатель убежден в необходимости солидарных, «артельных» усилий в деле восстановления нормальной жизни. Красноречив в этом отношении заголовок одной из последних его публицистических работ — «Как нам обустроить Россию».


Таковы общие очертания мировоззренческой позиции Солженицына. Однако сколь бы ни были важны для понимания произведений писателя его убеждения, главное в его наследии — живая убедительность художественного текста, художническая оснастка, стилевая индивидуальность.

Задание 5. Выполните целостный анализ отрывка из предложенного произведения И. А. Бунина, опираясь на данные после него вопросы.

В данном отрывке писатель стремится к максимально натуралистичному воссозданию реальной жизни. Созданные им образы, речь и действия персонажей выглядят максимально достоверно и органично. Читатель может поверить в то, что события, рассказанные Буниным, могли произойти в реальной жизни.

Отрывок взят из «Темные аллеи» который относится к жанру рассказа.

Общая лирическая направленность – отличительная особенность рассказов Бунина. Автор имеет уникальную способность: в малый эпический жанр уместить огромный временной отрезок, раскрыть душу персонажа и заставить задуматься читателя о самом важном.

Звук осеннего моросящего дождя — это слёзы боли и разочарования, скрип колёс повозок по разбухшей грязи, под хлюпанье луж-скрип разбитых сердец, проезжающих мимо любви, тоскливо оглядывающихся назад.
Тема отрывка — это темная сторона любви. Любовь бывает не только счастливой, но и трагичной. После расставания с любимым Надежда так и не смогла оправиться и выйти замуж за другого человека.
Надежде сорок восемь лет, она достаточно успешная владелица горницы, живёт одна. О её внешности говорится следующее: «темноволосая, тоже чернобровая и тоже еще красивая не по возрасту женщина, похожая на пожилую цыганку, с темным пушком на верхней губе и вдоль щек, легкая на ходу, но полная, с большими грудями под красной кофточкой, с треугольным, как у гусыни, животом под черной шерстяной юбкой». Ей свойственны чистоплотность, аккуратность, хозяйственность.
Внешность Николая Алексеевича описана так: «стройный старик-военный в большом картузе и в николаевской серой шинели с бобровым стоячим воротником, еще чернобровый, но с белыми усами, которые соединялись с такими же бакенбардами; подбородок у него был пробрит, и вся наружность имела то сходство с Александром II». Возраст героя — около шестидесяти лет. Он изображён как человек уставший, несчастливый, слегка раздражительный.

Николай Алексеевич явно жалеет о том, что предал Надежду, и испытывает перед ней чувство стыда: «Любовь, молодость — все, все. История пошлая, обыкновенная. С годами все проходит», — пытается он оправдаться перед ней и перед самим собой.

Этот отрывок заставляют нас задуматься о том, способны ли мы повлиять на свою судьбу. Они призывают нас думать о последствии своих поступков, не идти по жизни легкомысленно и эгоистично, ведь однажды наши поступки вернутся к нам в полной мере.
Задание 6

Прочитайте приведенное ниже стихотворение С. Есенина «Я покинул родимый дом» и выполните задания:

В этом произведении поэт рассказывает о своем чувстве к родной земле, рисует образы тоски, грусти, одиночества. Автор легко проводит параллели, рассказывая читателям о своей неразрывной связи с Россией.

Стихотворение написано с использованием различных художественных средств, благодаря чему читатель представляет красочную картину, описанную поэтом.

Есенин использует много метафор: “березняк над прудом теплит… грусть”, “седина у отца пролилась в бороде”. Кроме того, наблюдаются также и олицетворения: “долго петь и звенеть пурге”, “Стережет голубую Русь старый клён на одной ноге”, сравнение: “Золотою лягушкой луна распласталась…”, “Словно яблонный цвет, седина”.

Разнообразны эпитеты, применённые автором: “голубую Русь”, “старый клён”, “на тихой воде”.

Интересным представляется способ, который характерен для Есенина как поэта. Он ассоциирует себя с природой. В данном случае – с деревом: “…тот старый клён головой на меня похож”.

Такой приём не только отражает привязанность, неотделимость поэта от природы, русской земли, родины, но и рисует нам образ самого поэта. При этом он кажется старым, много пережившим, трудно представить, что это стихотворение написано 23-летним поэтом, молодым ещё человеком.

В произведении нельзя выделить какой-либо сюжет и его развитие, но поэт последователен в описании. Так, в первой строфе он сообщает читателю, что распрощался с родным домом, вспоминает о матери. Во второй строфе Есенин говорит об отце. В третьей части он переживает о том, что не скоро снова увидит родных, так как долго еще “петь и звенеть пурге”. Завершается стихотворение описанием образа клена, который для лирического героя представляется стражем Руси, дома поэта. Есенин ассоциирует себя с этим с ним: “тот старый клен головой на меня похож”. Автор не возвращается к уже упомянутому, поэтому композицию можно назвать линейной.

Задание 7

 В каких произведениях русских писателей, поэтов звучит военная тема и что сближает эти произведения с «Тихим Доном » М. А. Шолохова? Перечислите не менее 5 произведений, укажите автора, обоснуйте свой ответ.


События Отечественной войны 1812 года легли в основу романа-эпопеи Л.Н. Толстого «Война и мир». В нем автор также показал аморальность, жестокость события, «противного человеческому разуму», погубившего тысячи человеческих жизней и сломавшего массу судеб, включая жизнь любимого героя писателя князя Андрея Болконского, раненного во время Бородинского сражения, юного Пети Ростова и других персонажей произведения.

Трагедию военного времени отразил Л. Н. Толстой и в «Севастопольских рассказах», в которых автор описал события Крымской войны, « ужасные, поражающие душу зрелища». Невозможно спокойно читать о том, как молодые ребята, женщины теряют на фронте руки и ноги, как равнодушно бросают фельдшера отрезанные части тела в угол, как в страданиях погибают люди, издавая жуткие стоны и вопли.  Л. Н. Толстой, как и М. А. Шолохов, в очередной раз доказал: война несет боль, горе и смерть.

В поэме А. А. Блока «Двенадцать» рассказано о революции, которая приносит людям только смерть и страдания. Красногвардейцы из «Тихого Дона» также пугают жителей, портят их имущество и убивают. В обоих произведениях революционеры не помогают людям, а лишь делают их жизнь тяжелее.

В историческом романе «Капитанская дочка» А. С. Пушкин рассказал о бесчинствах, происходящих после завоевания Пугачевым крепости. Бандиты убивали мирных жителей, грабили имущество и занимали их дома. Так и в романе-эпопее М. А. Шолохова «Тихий Дон» красноармейцы пришли «на Мелеховский баз», застрелили собаку и угрожали Григорию. В обоих произведениях показан беспредел военных, от которого страдают простые люди.

Военная тема звучит также в рассказе М. А. Шолохова «Судьба человека». Андрей Соколов теряет на войне всех близких и родных. У него нет больше жены, дочерей. Единственной надеждой для него является сын, с которым он мог бы жить в дальнейшем, но и тот погибает в самые последние дни Великой Отечественной Войны. Андрей Соколов переживает действительно трагедию жизни, у него никого нет, и он одинок. Его глаза «усыпанные пеплом», становятся свидетельством страшной обреченности души. Ильинична тоже теряет родных в годы войны. Её мужа и сына, Петро, больше нет в живых. Она испытывает скорбь и невыносимую боль от этой трагедии и от осознания того, что больше никогда их не увидит. Тем не менее, Андрей Соколов обретает новый смысл жизни, выбирается из этой всепоглощающей тоски и боли. Он усыновляет мальчика Ванюшу и теперь посвящает себя ему. Ильинична же, напротив, хоть и получает поддержку от окружающих, но до конца дней фактически остается одна.


Пермь - 2022