Добавлен: 25.04.2024
Просмотров: 213
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
3) Юридическая сила. Как правило, все нормативно-правовые акты имеют свое место в системе законодательства и делятся на две большие группы: законы и подзаконные акты. В иерархии нормативных актов закон выше, т.е. положения подзаконного акта не должны противоречить положениям закона. В то время как в законах прописаны основные принципы и ключевые положения, касающиеся регулирования правовой жизни общества в целом, подзаконный нормативно-правой акт представляет собой акт, который издается государственными органами в соответствии с положениями закона.
4) Временные, пространственные и субъективные пределы действия. Нормативно-правовой акт признается действующим после его непосредственного опубликования за исключением тех случаев, когда в нормативном акте указано иное. Нормативно-правовой акт утрачивает силу в тот момент, когда вместо него принимается новый акт. Пространственное действие говорит о том, что нормативно-правой акт действует на всей территории Российской Федерации. Пределы действия таких актов проявляются в юрисдикции государства. Что касается субъективных пределов, то они означают, что положения нормативно-правовых актов действуют только на те субъекты, которым они были адресованы.
5) В нормативно-правовых актах указываются правила поведения, которые наделяются государственной обязанностью.
В зависимости от юридической силы нормативного акта существуют две основные группы: законы и подзаконные акты.
Как правило, термин «закон» можно рассмотреть и в широком и узком смысле. В широком смысле его часто сопоставляют с нормативно-правовым актом, в узком – это нормативно-правовой акт, наделенный высшей юридической силой и принятый высшим представительным органом власти или народом с целью регулирования отношений в обществе. На наш взгляд, такое определение более точно отражает как саму суть, так и сами признаки законы.
Итак, к группе законов можно отнести:
-
Конституцию Российской Федерации – представляет собой основополагающий акт, в котором закреплен конституционный строй государства, права, свободы человека и гражданина и который устанавливает форму правления и государственной устройство1. -
Федеральные конституционные законы – разрабатываются законодателем для решения различных вопросов, предусмотренных и связанных с Конституцией Российской Федерации. К примеру, федеральный конституционный закон об арбитражных судах2, федеральный конституционный закон о судебной системе3 и т.д.).
-
Федеральные законы – это такие акты текущего законодательства. Как правило, их предназначение заключается в регулировании различных сфер общества: социально-экономической, политической, духовной. Такими актами можно назвать Гражданский кодекс Российской Федерации1, Уголовный кодекс Российской Федерации2 и т.д. -
Законы субъектов Российской Федерации – признаются такие акты, которые были изданы их представительными органами и действуют на конкретной территории страны (республика, край, область и пр.).
Стоит отметить, что разграничение на закон и подзаконный акт имеет наибольшее значение, поскольку такая классификация упрощает работу служащего государственных органов, как в правотворческой, так и в правоприменительной деятельности, а также воспрепятствует нарушениями законности в затруднениях с наименованием, содержанием и юридической силой3.
Понятие «подзаконный акт» в юридической науке не вызывает таких оживленных дискуссий, поскольку издавна принято считать, что они представляют собой такие акты, которые разрабатывают на основе и во исполнение законов. Так, Н.А. Пьянов определяет его как основанный на положениях закона акт правотворчества государственных и негосударственных органов, а также народа, направленный на детализацию закона и не могут противоречить его положениям.
Теперь рассмотрим виды подзаконных актов в иерархической последовательности:
-
Указы Президента Российской Федерации – акты, обладающие наивысшей юридической силой среди подзаконных актов; -
Постановления Правительства Российской Федерации – акты, разработанные исполнительным органом. Такие органы имеют широкую компетенцию в управлении различными процессами в жизни общества; -
Приказы, инструкции, положения министерств и ведомств – такие документы регулируют общественные отношения в пределах компетенции данной исполнительной структуры; -
Решения, постановления местных органов самоуправления; -
Нормативно-правовые акты муниципальных органов; -
Локальные акты – акты, принятые на уровне предприятия (учреждения, организации).
Также отметим, что в зависимости от правового положения административно-территориальной единицы субъекта Российской Федерации нормативные акты можно квалифицировать в следующем порядке:
-
нормативно-правовые акты государственных органов; -
нормативно-правовые акты других социальных структур (например, муниципальные органы, профсоюзы, товарищества и др.); -
нормативно-правовые акты совместного характера (государственных органов и других социальных структур); -
нормативно-правовые акты, которые были приняты на референдуме.
Нормативно-правовые акт в зависимости от сферы действия принято делить на:
-
общефедеральные; -
субъектов Российской Федерации; -
органов местного самоуправления; -
локальные.
По сроку действия нормативно-правовые акты бывают временные и не временные (т.е. с неопределенным сроком действия).
Получается, что, если рассматривать нормативно-правовые акты в соответствии с их юридической силой, то их совокупность образуют некую систему, в которой за каждым из них закреплено свое определенное место.
Таким образом, можно прийти к выводу, что нормативно-правовой акт наделен особыми преимуществами в сравнении с другими источниками права, а именно:
-
органы государственной власти обладают большими возможностями для координации и выявления общего интереса; -
считается наиболее распространенным видом, поскольку представляет собой первостепенный источник права для многих государств, совокупность которого образует систему «писаного права».
2.3 Нормативный договор, доктрина, религиозные тексты, общие принципы права и их роль в правоприменении
С недавних пор по мере развития общества происходит определенное развитие сферы договорных отношений. Помимо экономической отрасли договор выступает в качестве регулятора в общественных отношениях. Это, в свою очередь, говорит об увеличении роли договора как источника права в российской системе1. Как и любой другой источник права нормативный договор имеет несколько специфических признаков:
-
создан для регулировки устойчивых и типичных видов общественных отношений; -
заключается в публичных интересах для достижения общественно полезных целей; -
включает в себя широкий спектр общественных отношений, наделены комплексным характером, а также выступают как самостоятельный источник права; -
направлен на неоднократное применение; -
не имеет фиксированного срока действия; -
действует вне зависимости от возникновения (прекращения) предусмотренных ими правоотношений; -
в нем прописаны правила поведения, которые считаются юридически значимыми как для участников данных отношений, так и других лиц; -
при наличии спорных вопросов, касающихся исполнения договора, существует специальная процедура решения казуса, связанная с определением уполномоченных субъектов.
Достоинство нормативного договора как одного из видов источников права заключается в том, что его принято считать свободной формой права, ведь стороны, которые наделены правотворческой деятельность, принимают условия на добровольной основе1.
Следовательно, из указанных признаков можно сказать, что нормативный договор – это, по сути, соглашение двух или более лиц, которое устанавливает (изменяет, отменяет) нормы права в рамках компетенции данного договора. Такие договоры, как правило, делятся на внутригосударственные и международные. Они могут содержать правовых нормах, которые принимаются международными организациями разных видов: универсальные (Организация Объединенных Наций), региональные (Совет Европы), специализированные.
Правовая доктрина в качестве источников права понимается как наука (теория, идея), которая применяется как в правотворческой, так и в правореализующей деятельности.
Доктрина обладает следующими признаками источника права:
-
это теория или комплекс взглядов о праве конкретного общества, содержании отдельных норм права, определенный порядок решения юридических конфликтов; -
потребность в правовой доктрине обусловлена интересом общества в стабильности и порядке отношений между людьми. В способности доктрины удовлетворять потребности людей в регулировании общественных отношений выражается ее социальная ценность; -
наличие объективированной формы, выраженной в виде различных учебников пособий и т.д. Сюда же можно отнести устные мнения, высказываемые учеными-правоведами в суде; -
разрабатывается учеными-юристами; -
помимо доказанных знаний о праве содержит не подкрепленные фактами суждения, т.е. будучи результатом мыслительной деятельности, имеет идеологический характер2.
Итак, правовая доктрина наделена регулятивной функцией – по нормативному, идеологическому, воспитательному воздействию как на волю, так и на правосознание субъектов для убеждения в потребности конкретных типов правомерного поведения людей. На наш взгляд, одним из воплощений данной функции является то, что доктрина признается источником права. Иными словами, выступает формой выражения и закрепления норм.
Теперь рассмотрим такую категорию как религиозные тексты. На сегодняшний день священные книги считаются довольно распространенными в мусульманских странах. Коран и Сунна, как правило, являются основными источниками права. Коран – это речь Аллаха (Бога), обращенная к пророку Мухаммаду. А Сунна – сборник преданий (хадисов) о самой жизни этого пророка. В мусульманском праве могут возникать такие ситуации, когда предписания обеих священных книг оказываются слишком общими или в них есть пробел. Для решения таких ситуаций существуют толкования Корана и Сунны, которые могут давать лишь мусульманские юристы. Отечественные правоведы не признают религиозные тексты источником права в правовой системе России
1.
В настоящий момент источником права также являются принципы, которые были сформированы посредством международных отношений. Такие принципы имеют двоякое значение. Одни имеют глобальное значение и функционируют в сфере международного публичного права, а другие – внутригосударственное значение. Так, в статье 38 Статута Международного суда сказано: «Суд, который обязан разрешать переданные ему споры на основании международного права, пользуется общими принципами права». Общие принципы включают в себя следующие положения: «специальный закон отменяет действие общего», «позднейший закон отменяет действие раннего» и т.п.
В нескольких государствах общие принципы признаются источником права. Такими принципами можно назвать справедливость, добрая совесть, социальная направленность и т.д. К примеру, в Испании такие принципы содержат кодексы или законы. В исламских государствах для восполнения пробелов в законодательстве обращаются к принципам шариата (религиозные каноны). В России являются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры. Высказывание о признании общепризнанных принципов, а также норм международного права продолжает вызывать множество дискуссий. Так, Г.М. Даниленко говорит, что «общепризнанными принципами и нормами международного права являются нормы, которые имеют всеобщее признание вне зависимости от того, каким способом они были выражены, даже если они не были закреплены в конвенции» 1.
Общие принципы рассматривают в качестве источника права если:
-
возникают пробелы в праве и требуется применение аналогии права; -
издаются нормативно-правовых актов, разработка и принятие которых вытекает из принципов права.
Общими принципами, по сути, являются такие начала, которые изначально устанавливают содержание, главные особенности и механизм правового регулирования. Данные принципы являются общими для всех норм права и применяются в различных отраслях права. К тому же посредством этих принципов государство наделяется такими свойствами как системность и единство. Общие принципы в национальном праве создаются на основе развития как самого государства, так и общества. На формирование общих принципов, как правило, оказывают воздействие политические, философские и религиозные позиции, взгляды и убеждения.
3. Система источников права в современной России: проблемы соотношения