Файл: 1. Соотношение гражданскоправового и специального законодательства в сфере защиты прав потребителей.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2024

Просмотров: 12

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3

1.Соотношение гражданско-правового и специального законодательства в сфере защиты прав потребителей………………………………………………..4

2. Обзор специального законодательства в сфере защиты прав потребителей.8

Заключение……………………………………………………………………….12

Список использованной литературы 14

Введение.

Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется п. 1 ст. 45 Конституции Российской Федерации. К числу гарантируемых государством прав относятся и права потребителей. Гарантии реализации этих прав существуют в виде экономических, юридических, организационных институтов и средств, применяемых государством на разных уровнях регулирования.

Законодательство о защите прав потребителей является специальным по отношению к гражданскому законодательству актом. Оно определяет условия реализации и защиты прав потребителей.

Законодательство о защите прав потребителей является сравнительно новым, появившимся в XX веке. Его принятие обусловлено огромным расширением ассортимента товаров, работ и услуг, многообразием, сложностью и динамичностью технологий производства, развитием мирохозяйственных связей, многопорядковым увеличением количества хозяйствующих субъектов. При этом гражданин-потребитель на рынке оказывается в неравном положении по сравнению со своими контрагентами - продавцами, изготовителями, исполнителями. Это неравенство вызывается не только несопоставимой экономической ограниченностью потребителей по сравнению с хозяйствующими субъектами, но и, как правило, отсутствием у него специальных знаний в области экономики, права, техники, технологий и т.д.

Такое смещение баланса преимуществ в сторону хозяйствующих субъектов в ущерб потребителям требует принятия мер по охране интересов последних, важнейшей из которых явилось принятие специального законодательства о защите прав потребителей.

Соотношение гражданско-правовое и специальное законодательство в сфере защиты прав потребителей.

Защита прав потребителей как самостоятельная отрасль законодательства возникла в Росси сравнительно недавно – в начале 90-х годов. До этого регулирование отношений по удовлетворению потребностей граждан осуществлялось в основном нормами гражданского законодательства, предназначенными для установления общих норм и призванными служить базой для специального законодательства. Поэтому в нормативных актах отсутствовала специфика взаимоотношений потребителя и организаций сферы обслуживания.


Если провести аналогию, с представлениями древности об устройстве земли, то регулирование отношений в сфере потребительского рынка, с участием потребителя как участника рыночных отношений на территории РФ, основывается на так называемых «трех слонах», это Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс РФ и Федеральный закон «О защите прав потребителей». Кроме этого, отношения в сфере защиты прав потребителей регулируются другими нормативными актами, например Законом РФ «Об основах федеральной жилищной политики», Законом РФ «О банках и банковской деятельности», Правилами бытового обслуживания населения, продажи отдельных видов товара и прочие.

В соответствии со ст. 4 Закона «О защите прав потребителей», отношения в области защиты прав потребителей регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Законом, другими федеральными законами (далее - законы) и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации….Правительство Российской Федерации вправе издавать для потребителя и продавца (изготовителя, исполнителя, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) правила, обязательные при заключении и исполнении публичных договоров (договоров розничной купли-продажи, энергоснабжения, договоров о выполнении работ и об оказании услуг).Уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти вправе устанавливать правила организации деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) потребителям.

Говоря в целом о законодательстве о защите прав потребителей, надо наверное, начать не с самого закона «О защите прав потребителей», а с Гражданского кодекса РФ, который охватывает весь частный оборот, в том числе и особый ряд отношений, складывающийся между предпринимателями и потребителями.

Гражданское законодательство и Закон РФ «О защите прав потребителей» действуют в комплексе и дополняют друг друга. Основное регулирование отношений между потребителем, продавцом, изготовителем и исполнителем все-таки осуществляется нормами гражданского законодательства. Конституционная норма о гарантиях судебной защиты прав и свобод граждан (ст.46 Конституции РФ) применительно к гражданскому законодательству конкретизирована положениями ст. 11 ГК РФ, предусматривающими защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав судом, в соответствии с нормами о подведомственности.


Несмотря на принципиальное совпадение подходов в ГК и Законе, некоторые различия все же есть.

Во-первых, Закон в отличие от ГК РФ не первое место поставил не договор, а обязательное требование стандартов. Законом РФ от 28 мая 1992г. «О поставках продукции и товаров для государственных нужд» установлено, что продукция (товары, (работы, услуги) поставляемая по государственным контрактам, должна соответствовать обязательным требованиям государственных стандартов и особым условиям, устанавливаемым этими контрактами. В связи с этим на практике возникают вопросы о требованиях к качеству товаров, поставляемых не для государственных нужд, и о соотношении этого Закона и «Закона о защите прав потребителей». В законе РФ «О поставках продукции и товаров для государственных нужд» зафиксированы два критерия: обязательные требования

ГОСТ и условия договора. Два других критерия (обычные требования, информация о товаре) также должны учитываться при определении качества товара, поставляемых для государственных нужд с цель дальнейшей реализации населению. Один принципиальный момент зафиксированный Законом от 28 мая 1992г.: для определения требований к качеству продукции может применяться лишь нормативная документация установленная законодательством. Правовая форма этих документов приобретает существенное значение, поскольку она связана с компетенцией соответствующего органа. Во-вторых, ГК отсылает обычно предъявляемым требованиям в тех случаях, когда требования о качестве договором вообще не предусмотрены (существенное условие). Закон предал обычно предъявляемым требованиям самостоятельное значение, независящее от наличия или отсутствия в договоре условия о качестве. В-третьих, Закон дополнительно ввел новый критерий - информация о продукции - критерий качества. Специфическим правом потребителя в сфере торгового обслуживания является право на обмен товаров ненадлежащего качества. Оно действует лишь в области торгового обслуживания и не применимо к отношениям, возникающим в других сферах оказания услуг. Согласно Закону (ст.23) обмену подлежат не все доброкачественные товары. Такое право распространяется лишь на непродовольственные товары, за исключением тех, которые будут включены в специальные перечни, утверждаемые правительствами РФ и республик в составе РФ. Обмен доброкачественного товара, в отличие от недоброкачественного, может быть произведен только в том торговом предприятии, где он был приобретен. Потребитель может осуществить свое право на обмен доброкачественного товара в течение 14 дней, не считая дня покупки. При не согласии потребителя с отказом в обмене он вправе предъявить к продавцу соответствующий иск. Закон «О защите прав потребителей» неразрывно связан с другими нормативными актами РФ, которые в определенной степени затрагивают интересы и права потребителя в сфере торговли, транспортных, бытовых, медицинских и других видов услуг. В связи с этим, понятие «российское законодательство о защите прав потребителей» не ограничивается только лишь данным Законом. Оно представляет собой достаточно последовательную, систематизированную и структурированную систему многих законодательных актов РФ, например Кодексом об административных правонарушениях, Уголовным кодексом, а также законами, постановлениями Правительства РФ, которые в разной степени регулируют отдельные стороны законодательства о защите прав потребителей в России.


Обзор специальное законодательство в сфере защиты прав потребителей.

Отношения в сфере защиты прав потребителей регулируются и другими нормативно-правовыми актами. Такими являются, например, «Руководящие принципы для защиты интересов потребителей» (приняты 09.04.1985 Резолюцией № 39/248 на 106-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН), которые в соответствии со ст.2 Закона «О защите потребителей» имеют преимущественную ценность.

А так же, например, законы РФ «О сертификации продукции и услуг», «О стандартизации», «О рекламе», «О страховании», «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименовании мест происхождения товаров», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и т. д.

Федеральный закон «О техническом регулировании» принципиально изменил сами принципы и подходы к стандартизации и сертификации товаров (работ и услуг). Показательно, что в связи с принятием данного Закона признаны

утратившими силу и Закон РФ от 10 июня 1993 года № 5151-I «О сертификации продукции и услуг», и Закон РФ от 10 июня 1993 года № 5154-I «О стандартизации».

Смысл новой системы стандартизации в том, что обязательные документы, действовавшие до принятия закона (ГОСТы и ОСТы), в течение следующих семи лет будут заменены на технические регламенты - документы, устанавливающие обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции, в том числе зданиям, строениям и сооружениям, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации).

«Судьбу» ГОСТов определяет п. 1 ст. 46 Федерального закона «О техническом регулировании», в соответствии с которым, со дня вступления в силу указанного Федерального закона (то есть, с 01 июля 2003 года) впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов, требования к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами РФ и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей целям:

· защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества;

· охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений;

· предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей.


Это означает, что с 01 июля 2003 года все существующие государственные стандарты (за исключением стандартов в области связи, образовательных стандартов, стандартов бухгалтерского учета и аудита, а также стандартов эмиссии ценных бумаг) являются обязательными только в указанной части.

Одновременно ст. 12 Закона устанавливает принцип добровольного применения стандартов. Это означает, что подтверждение соответствия своей продукции (работ, услуг) требованиям национальных стандартов, стандартов организаций и иных норм о стандартизации является теперь правом, а не обязанностью предпринимателя.

В следующую группу входят нормативные акты принимаемые Правительством РФ. Согласно ст. 25 и 26 Закона «О защите прав потребителей» Правительство РФ утверждает правила отдельных видов договоров купли-продажи, правила продажи отдельных видов товаров, перечень непродовольственного товара надлежащего качества, который не подлежит обмену, перечень товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование безвозмездном предоставлении товара в пользовании на время ремонта.

Объединение в гл. 39 ГК всех договоров возмездного оказания услуг, кроме выделенных в самостоятельные типы, отнюдь не исключает присущих отдельным договорам услуг особенностей. Отмеченное обстоятельство потребовало обеспечить, не выходя за рамки гл. 39, также и специальное регулирование определенных не поименованных в ГК видов договоров услуг. Отвечая указанной потребности, появились акты, посвященные отдельным из них.

В Правилах, посвященных отдельным видам услуг, указаны порядок заключения соответствующих договоров, права потреби-теля услуг (заказчика) и исполнителя, обязанности сторон, а также их ответственность за нарушение договора. Правила детализируют порядок приема и оформления заказов на услуги, оказания услуг, порядок и форму их оплаты. В частности, заслуживают внимания положения, относящиеся к обязательному объему информации, предоставляемой предпринимателем, выдаче документов, которые служат формой договора (квитанция, талон, кассовый чек и т. п.), набору обязательных условий договора, ответственности потребителя за переданный им материал, исчислению срока и последствиям его нарушения, правам потребителя при обнаружении недостатков в исполненном заказе. Здесь же содержится перечень услуг, по которым расчеты производятся полностью при заключении договора (покупка, доставка или пересылка подарков, доставка грузов, посреднические услуги и др.), услуг, которые предполагают оплату при заказе в объеме 50 %, и др.