Файл: 1. Соотношение гражданскоправового и специального законодательства в сфере защиты прав потребителей.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2024

Просмотров: 13

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Нормы перечисленных Правил являются обязательными для предпринимателей, кроме тех, которые носят диспозитивный характер и, как в них прямо указано, допускающих в договоре иное. Вот некоторые из ни:

Постановление Правительства РФ от 19 января 1998 г. 55 «Об утверждении правил продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации». Постановление Правительства РФ от 6 мая 2011 г. № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов»

Федеральный закона "Об основах туристической деятельности" определяет принципы государственной политики, направленной на установление правовых основ единого туристского рынка в Российской Федерации, и регулирует отношения, возникающие при реализации права граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства на отдых, свободу передвижения и иных прав при совершении путешествий, а также определяет порядок рационального использования туристских ресурсов Российской Федерации

Правила продажи товаров по образцам (Утверждены Постановлением Правительства РФ от 21 июля 1997 г. N 918, с изменениями от 2 октября 1999 г., 7 декабря 2000 г.)

Правила бытового обслуживания населения в Российской Федерации, разработанные в соответствии с Законом Российской Федерации "О защите прав потребителей", регулируют отношения между потребителями и исполнителями в сфере бытового обслуживания

Правила предоставления платных медицинских услуг населению медицинскими учреждениями (Утверждены Постановлением Правительства РФ от 13 января 1996 г. N 27 "Об утверждении Правил предоставления платных медицинских услуг населению медицинскими учреждениями")

Правила оказания платных образовательных услуг (Утверждены постановлением Правительства РФ от 5 июля 2001 г. N 505 (с изменениями от 1 апреля 2003 г., 28 декабря 2005 г., 15 сентября 2008 г.)

Заключение.

Общие нормы гражданского права развиваются в Законе о защите прав потребителей применительно к сфере регулируемых им вопросов. Законодательство о защите прав потребителей является специальным по отношению к гражданскому законодательству актом. Оно определяет условия реализации и защиты прав потребителей.


Закон о защите прав потребителей регулирует отношения, возникающие между потребителями и предпринимателями, устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества, на безопасность их жизни и здоровья, получение информации о товарах (работах, услугах) и их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение потребителей, государственную и общественную защиту их интересов, объединение в общественные организации потребителей, а также определяет механизм реализации этих прав. Соответственной этому является структура Закона. Она включает преамбулу, содержащую определение основных понятий, применяемых в Законе; Раздел I. Общие положения; Раздел II. Защита прав потребителей при продаже товаров; Раздел III. Защита прав потребителей при выполнении работ и оказании услуг; Раздел IV. Государственная и общественная защита прав потребителей.

Законодательство о защите прав потребителей, регулируя достаточно широкий круг правоотношений, не ограничивается данным Законом. Это законодательство также связано с актами других отраслей и подотраслей права.

Право на безопасность товаров, работ, услуг является одним из основополагающих прав потребителей. Оно обеспечивается не только Законом о защите прав потребителей, но и рядом специальных законодательных актов - Законами Российской Федерации "О стандартизации", "О сертификации продукции и услуг" и др.

Деятельность по защите прав потребителей неразрывно связана с антимонопольной практикой формирования конкурентной среды. Поэтому Закон тесно сопряжен с Законом РФ "О защите конкуренции".

Полномочия органов исполнительной власти, осуществляющих деятельность по защите прав потребителей, определяются нормами административного права. Возможность применения мер административной ответственности этими органами предусмотрена, в частности, Кодексом об административных правонарушениях РФ.

Законодательство о защите прав потребителей кроме законодательных актов включает в себя и целый комплекс подзаконных актов - правила, отражающие отраслевые особенности различных видов деятельности, которые нецелесообразно регулировать на уровне закона. Система подобных подзаконных актов имелась всегда, но у нее была существенная негативная черта - эти акты были ведомственными, отражающими прежде всего интересы производителей и продавцов, что приводило к ущемлению прав потребителей, коллизии


юридических норм. Закон о защите прав потребителей позволил избежать этой ситуации: во-первых, основная часть его статей содержит нормы прямого действия, то есть не требует развития в виде дополнительных нормативных актов и позволяет потребителям отстаивать свои интересы на основе этих статей; во-вторых, статьей 1 Закона установлен важнейший принцип - нормативные акты по вопросам защиты прав потребителей принимаются только Правительством Российской Федерации, которое не вправе поручать министерствам и ведомствам принимать такие акты.

Таким образом, правовое регулирование в области защиты прав потребителей поднимается на новый уровень, создавая тем самым прецедент для постепенного отказа от системы ведомственных нормативных актов там, где это не вызвано действительной необходимостью.

Список литературы:

1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании от 12 декабря 1993)// «Российская газета» от 25 декабря 1993 №237

2. Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» от 03.07.1992 года. № 2-ФЗ.

3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ (КоАП РФ)

4. Гражданский кодекс Российской Федерации Ч.1-4 М.: ИНФРА-М, 2007.

5. Селянин А.В. Учебное пособие для вузов - Москва: Юстицинформ, 2009г.

6. Балушкин И.А., Михайлова Н.С.Комментарий к Закону Российской Федерации «О защите прав потребителей» (постатейный), 2008г.-124 с.

7. Власов А.А. Проблемы обеспечения законности по ГПК и АПК РФ 2006 года. // Арбитражный и гражданский процесс. 2005, № 6. С.27-33.

8. Грачева Е. Вниманию потребителей. Коммент. к закону «О защите прав потребителей» // Человек и закон 2007 №2.

9. Закон о защите прав потребителей с научно-практическим комментарием. — М., 2009г.

10. Кульницкая С. Юридический коктейль. Права потребителя. // Человек и закон 2007 №7.

11. Ревенко О.А. Потребитель и его права. Комментарий. к Закону «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О защите прав потребителей»