Файл: Методические рекомендации по изучению дисциплины 2 Общие основы педагогики.docx
Добавлен: 25.04.2024
Просмотров: 41
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
Дополнительная профессиональная программа
(профессиональная переподготовка)
Педагог СПО в условиях ФГОС нового поколения
МОДУЛЬ 2
ПСИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕКИЙ
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ 2
«Общие основы педагогики»
Оглавление
Рабочая программа дисциплины «Общие основы педагогики»…………………….2
Тема 1. Педагогика как наука, её категориальный аппарат, связь педагогической науки и практики
Содержание раздела……………………………………………………………………4
Лекция 1…………………………………………………………………………………4
Задание для самоконтроля……………………………………………………………..6
Тема 2. Методология, методы и логика исследований в отечественной педагогике
Содержание раздела……………………………………………………………………7
Лекция 2…………………………………………………………………………………7
Задание для самоконтроля……………………………………………………………..8
Тема 3. Воспитание в целостном образовательном процессе
Содержание раздела……………………………………………………………………9
Лекция 3…………………………………………………………………………………9
Задание для самоконтроля……………………………………………………………11
Тема 4. Сущность, содержание и структура процесса обучения
Содержание раздела ………………………………………………………………….12
Лекция 4………………………………………………………………………………..12
Задание для самоконтроля……………………………………………………………14
Формы аттестации и оценочные материалы по дисциплине………………………14
Список литературы………………………………………………………………..…..15
Рабочая программа дисциплины:
«Общие основы педагогики»
Программа по педагогике построена на концептуальной идее целостности и гуманизации педагогического процесса. Современные подходы к педагогическому знанию предполагают разработку данного курса в единстве его теоретической и технологической сторон. В содержании каждого раздела отражены классические подходы к педагогическим процессам и явлениям, и их современные интерпретации. В ходе изучения курса проблемы педагогики рассматриваются в различных контекстах: философском, историческом, культурологическом, психологическом.
Цель программы дисциплины способствовать формированию педагогического сознания и профессионального становления слушателей.
Задачи программы:
-
закрепить теоретическую основу педагогических знаний о целостном педагогическом процессе; -
развивать у слушателей диалектическое мышление, умение осмысливать педагогические факты и явления в рамках современных концепций воспитания, обучения, образования; -
вырабатывать умения научно – исследовательской деятельности в области педагогики; -
формировать потребность в постоянном самообразовании и самосовершенствовании в профессиональной деятельности и в овладении его технологией.
По окончании изучения дисциплины обучающиеся должны:
знать:
-
определение педагогики, её объект, предмет, функции педагогики как науки, определения категорий «воспитание», «образование», «обучение»; -
основные отрасли педагогики, классификацию отраслей по различным основаниям, связи педагогики с философией, психологией, физиологией и др.; -
определение понятий «методология педагогики», «методологическая культура педагога», уровни методологии;
уметь:
-
выделять существенные признаки понятий «обучение», «образование», «воспитание», «дидактика», «педагогические технологии» и др.; -
рассматривать в историко – сопоставительном аспекте ряд ведущих педагогических проблем.
владеть:
-
умениями выстраивать логику педагогического исследования, устанавливать соответствие между методами исследования и задачами, которые они решают.
Тема 1. Педагогика как наука, её категориальный аппарат, связь педагогической науки и практики
Содержание раздела
Становление педагогики как науки. Объект, предмет, функции педагогической науки. Задачи педагогики как науки. Основные отрасли педагогики, их классификация по различным основаниям. Категориальный аппарат педагогики: философские категории педагогики; собственные понятия педагогики; общенаучные понятия педагогики. Место педагогики в системе научного знания. Педагогика и философия. Педагогика и психология. Единство и различия педагогической науки и практики. Педагогическая наука и практика как единая система.
Современные зарубежные педагогические концепции. Сравнительный анализ основных педагогических концепций, опирающихся на соответствующие философские направления: прагматизм (неопрагматические концепции воспитания), положения педагогики неопозитивизма, педагогика экзистенциализма, педагогическая концепция современного неотомизма, психолого-педагогическая концепция бихевиоризма. Основные положения и сущность различных зарубежных педагогических концепций воспитания. Точки соприкосновения и специфику каждого из указанных подходов в определении: методологических основ; целей и установок; средств и методов. Представители различных зарубежных философских концепций:
прагматизма - Дж. Дьюи (Педоцентрическая концепция);
неопрагматическая концепция – А.Маслоу, А.Комбс, Э.Келли, К.Роджерс, Т. Браммельд, С.Хук и др.;
неопозитивизма – П.Херс, Дж.Вильсон, Р.С. Питерс, А.Харрис, М. Уорнок, Л. Кольберг и др.
экзистенциализма – Дж.Кнеллер, К.Гоулд, Э.Брейзах (США); У.Баррет (Великобритания); М. Марсель (Франция); О.Ф.Больнов (ФРГ); Т.Морита (Япония); А.Фаллико (Италия); Э.Шпангер (Германия) и др.
неотомизма – Ж.Маритен (Франция), У.Каннингам, У.Макгакен (США), М.Казотти, М.Стефанини (Италия), В. фон Ловених (ФРГ), Р.Ливигстон (Англия), Е.Жильсон (Франция).
бихевиоризма – Б.Ф.Скиннер, К.Халл, Э.Толмен, С.Пресси и др.
Лекция 1.
Своё начало педагогическая мысль берёт в древних философских трудах и трактатах. Вопросы передачи опыта из поколения в поколение, обучение элементарным навыкам, овладение детьми жизненным опытом волновали всех просветителей и учёных в процессе развития общества. Различные взгляды на личность воспитанника и воспитателя, систему и содержание воспитания и обучения породили в философских и религиозно – педагогических воззрениях и различные концепции подходов к воспитательному и обучающему процессам. Но выход педагогики из под крыла философии и приобретение основ научной педагогической теории связывают с именем чешского педагога Я.А.Коменского. Его главный труд «Великая дидактика» (1654г) стал первой научно – педагогической книгой, содержащей принципы, методы и формы обучения. Введение классно – урочной системы, каникулярных периодов в обучении, первой попытки педагогической периодизации – все эти достижения были впервые сформулированы учёным и легли в основу зарождения теории педагогической мысли. В России к славе русской педагогики по праву причисляют К.Д.Ушинского. Как и Я.А.Коменский, он придавал большое значение воспитанию, издал первые учебники «Родное слово», «Азбуку», объяснил с точки зрения психологической мысли основные принципы обучения. В одной из своих работ «О пользе педагогической литературы» (1857г) К.Д.Ушинский впервые говорит о том, что педагогика – это «наука и искусство одновременно». Автор считал, что теоретические аспекты педагогики внедрять на практике – большое искусство.
Таким образом, педагогика обрела статус науки: об общих закономерностях воспитания, образования и обучения людей, формах и методах специально и социально – организованных (образовательно – воспитательных) педагогических воздействий, построения педагогических систем и педагогического процесса на основе определенной парадигмы, закономерностях и принципах.
Педагогика как наука включает в себя: общую теорию обучения (дидактику); педагогическую теорию воспитания; теорию педагогического управления. Педагогика также является теоретической основой частных методик преподавания и методик воспитательной работы.
Предметом педагогики являются закономерности, принципы, формы и методы образования людей: учение (обучение), воспитание, развитие (самообразование, самовоспитание, самореализация и самоактуализация личности).
Педагогика, несмотря на свое самостоятельное научное существование, имеет неразрывные связи с другими науками: философией, психологией, социологией и др. В связи с этим существует достаточно большой люфт в дефинициях собственно педагогических понятий.
В Федеральном законе «Об образовании в РФ» №273-ФЗ образование рассматривается как «единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объёма и сложности в целях интеллектуального, духовно – нравственного, творческого, физического и профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов» (Ст.2, стр.2). Таким образом, современная педагогика рассматривает по меньшей мере четыре аспекта содержательной трактовки понятия «образования»:
-
образование как ценность: государственная, общественная, личностная; -
образование как система: общее (дошкольное образование; начальное общее образование; основное общее; среднее общее образование), профессиональное (среднее профессиональное; высшее образование – бакалавриат, специалитет, магистратура; подготовка кадров высшей квалификации), дополнительное (дополнительное образование детей; дополнительное образование взрослых; дополнительное профессиональное образование), профессиональное обучение; -
образование как процесс (педагогические цели; педагогические результаты; содержание; организационные формы; средства; педагогические технологии; -
образование как результат (грамотность, компетентность, образованность).
Задание для самоконтроля
(Выполняются в свободной форме, самостоятельно, не высылаются для проверки на сайт)
Задание 1. Ответьте на поставленные вопросы:
-
Педагогику называют и наукой и искусством. Выскажите свою точку зрения и докажите её правильность. -
Дайте определение основных категорий педагогики. Какие понятия педагогика заимствует из философии, психологии, социологии? -
Что, по вашему мнению, должно считаться объектом педагогической науки – воспитание или образование? Приведите аргументы в пользу вашего выбора. -
В чем состоит интегративная функция педагогики и означает ли её наличие признание исключительно прикладного статуса педагогической науки? -
В чем состоит различие между результатами педагогической науки и педагогической практики? -
Определите различие предметов педагогического и философского анализа в области образования. -
Дайте характеристику крайних позиций в понимании соотношения философии и педагогики. -
Охарактеризуйте проявления сциентистской ориентации на педагогическую науку и практику.
Задание 2. Сделайте письменный краткий конспект «характеристика основных педагогических концепций, опирающихся на соответствующие философские направления»:
- системы прагматизма (неопрагматической концепции);
- системы неопозитивизма («нового гуманизма» и «сциентизма»);
- системы экзистенциализма;
- системы неотомизма;
- бихевиоризма.
Определите основные положения и цели воспитания указанных концепций.
Тема 2. Методология, методы и логика исследований в отечественной педагогике
Содержание раздела
Понятие научных парадигм: теоцентрическая, рациоцентрическая, антропоцентрическая. Методология педагогики, её уровни. Методологическая культура педагога. Сущность, специфика и задачи педагогического исследования.
Определение методов педагогического исследования, их классификация. Логика педагогического исследования: соответствие между методами исследования и задачами, которые они решают. Научное исследование в педагогике его основные характеристики.