Файл: Методические рекомендации по изучению дисциплины 2 Общие основы педагогики.docx
Добавлен: 25.04.2024
Просмотров: 42
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Лекция 2.
Дискуссии по поводу определения методологии педагогики не завершены до сегодняшнего дня. М.А.Данилов дает определение методологии педагогики как «системе знаний об основаниях и структуре педагогической теории, о принципах подхода и способах добывания знаний, отражающих...педагогическую действительность». В.В.Краевский критикует данное определение за отсутствие деятельностного аспекта. То есть, требует добавить к вышесказанному определению: «систему деятельности по получению таких знаний и обоснованию программ, логики и методов, оценке качества специально – научных педагогических исследований». Методология как система знаний об отправных положениях педагогической теории, о принципах подхода к рассмотрению педагогических явлений и методах их исследования, а также путях внедрения добытых знаний в практику воспитания, обучения и образования имеет: теоретическую сторону и нормативную. Предмет методологии педагогики выступает как соотношение между педагогической действительностью и её отражением в педагогической науке, т.е., как утверждает В.В.Краевский «это система отношений, возникающих в деятельности, являющейся объектом педагогической науки.
Уровни педагогической методологии определяют как: логико – гносеологический; научно – содержательный, мировоззренческий и гносеологический. К основным принципам педагогической методологии относятся:
-
принцип антропологический (как системное использование в исследованиях знаний всех наук о человеке); -
культурологический (где культура в образовании рассматривается как содержательная составляющая всего процесса); -
принцип системного подхода (где педагогический процесс рассматривается как единая сложная система, в которой все компоненты взаимосвязаны); -
принцип деятельностного подхода (где деятельность рассматривается как «ведущая» на разных возрастных этапах, и как средство развития личности); -
принцип личностного подхода (где главной целью педагогического процесса является личность, как цель, субъект, результат и критерий эффективности данного процесса); -
принцип информационного подхода (как способ оперирования информацией с целью развития науки) и др.
В педагогической науке различают общую, специальную и частную методологию.
Если коротко говорить о методах педагогического исследования, как способах сбора информации о педагогических фактах, анализа теоретических понятий, способах решения научно – исследовательских задач, то в педагогической науке к основным относятся: так называемые не экспериментальные методы сбора информации (наблюдение, анкетирование, беседа, интервью, анализ продуктов творческой деятельности, изучение документации); диагностические (количественные, тесты, шкалирование, качественные методы) и экспериментальные (естественный, лабораторный, моделирующий, формирующий эксперименты).
Методология исследования педагогических явлений определяет и основные её задачи как науки. Следует разделять задачи педагогической деятельности (это всё - таки задачи педагогов) и задачи педагогики как науки, направленные, прежде всего, на научное обоснование развития образовательных систем, содержания образовательного процесса, технологий и парадигм.
Задание для самоконтроля
(Выполняются в свободной форме, самостоятельно, не высылаются для проверки на сайт)
Задание 1. Ответьте на поставленные вопросы:
-
Определите различие между методологической культурой ученого и педагога-практика. -
Дайте характеристику методологической основы педагогики. -
Что включает в себя понятие «парадигма»? -
Охарактеризуйте логику педагогического исследования, его основные этапы. -
Перечислите признаки, позволяющие отнести к сфере науки процесс и результат познавательной деятельности в области педагогики. -
В чем состоит типичная ошибка в постановке педагогической гипотезы и формулировании защищаемых положений?
Задание 2. Выявите современную педагогическую проблему, сформулируйте задачи по её решению. Определите гипотезу, объект, предмет будущего исследования, перспективу развития проблемы.
Тема 3. Воспитание в целостном образовательном процессе
Содержание раздела
Понятие воспитания: в широком социальном аспекте; в узком социальном смысле; в широком педагогическом и узко педагогическом смысле. Сущность, движущие силы процесса воспитания, закономерности и принципы воспитания. Методы воспитания. Методы формирования сознания личности; методы организации жизнедеятельности и поведения воспитанников; методы стимулирования деятельности и поведения: требования, поощрения и наказания, специфика их применения в воспитательном процессе. Методы контроля и самоконтроля в воспитании, методы самовоспитания. Приемы и средства воспитания. Содержание базовой культуры личности:
-
культура жизненного самоопределения; -
интеллектуальная культура личности; -
нравственная культура личности; -
гражданская культура личности; -
культура труда и экономическая культура личности; -
экологическая культура личности; -
эстетическая культура личности; -
физическая культура личности.
Семья и семейное воспитание. Взаимодействие с семьёй в целостном образовательном процессе. Формы и технологии воспитания. Воспитание личности в коллективе.
Лекция 3.
Рассматривая понятие «воспитание», как собственную педагогическую категорию, также необходимо учитывать разноплановое понятие в педагогике данного термина. В «Законе об образовании» данное понятие сформулировано как «деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства» (Ст.2 стр.4).
И.П.Подласый рассматривает данное понятие в широком социальном смысле, как передачу опыта человеческого наследия из поколения в поколение. В узком – как воздействие на личность конкретных социальных институтов (семьи, образовательных организаций и др.). В широком педагогическом смысле, как специально организованное, целенаправленное воздействие коллектива, педагогов на личность. В узком педагогическом смысле – как воздействие для решение конкретных педагогических задач. Автор также рассматривает отдельным вопросом специфику данного процесса:
-
многофакторность и стихийность воздействия (педагог, воспитатель – это лишь то малое звено, в цепи воспитания, которое оказывает влияние на развитие личности; без единства всех социальных институтов, осуществляющих воспитательный процесс, эффективность деятельности педагога сводится к минимуму; -
длительность, непрерывность, направленность на будущее (латентность и трудная диагностика результатов воспитания, его непредсказуемость делает процесс воспитания сложным и многогранным, т.к. результаты воздействия, в отличие от учебной деятельности, увидеть внешне очень сложно. «Если ученик изменился и стал здороваться с учителем» - это ещё не успех, может он просто боится педагога, мотив его поступков не всегда очевиден); -
индивидуальность процесса (трудность заключается в различных темпах психического развития воспитанника, его индивидуальных психических черт, когда одному воспитаннику достаточно тихо указать на ошибку один раз и этого достаточно, а другому необходимо напоминать постоянно); -
отсутствие регламентированности (в отличие от урока, процесс воспитания непрерывен, не ограничивается определенными методами и технологиями, когда от одного воспитательного мероприятия стоит ждать результата) и т.д. Несмотря на большое количество факторов, усложняющих процесс воспитания, педагоги вывели определенные закономерности успешного протекания данного процесса.
К основным закономерностям процесса воспитания относятся:
-
создание благоприятного, психологически защищённого климата для воспитанников; -
индивидуальный подход к процессу воздействия на конкретную личность; -
формирование уверенности в себе, самостоятельности; -
вовлечение воспитанников в деятельность, активизация деятельности, мотивация к ней, снижение словесной (внешне видимой) назидательности; -
совместная работа с семьёй; -
субъектно – субъектные отношения и поддержка (фасилитация) со стороны воспитателя и др.
Выбор методов, несомненно, зависят от возраста воспитанников:
К методам формирования сознания личности относятся: собственный пример (не стоять в стороне на субботнике, а работать вместе с детьми), разъяснение, объяснение, беседа, лекция, диспут, анализ и решение воспитательных проблемных ситуаций;
Методы организации жизнедеятельности и поведения воспитанников включают в себя: поручения, упражнения, создание воспитывающих ситуаций.
Методы стимулирования, мотивации деятельности и поведения: требование, соревнование, наказание и поощрение, «взрыв», метод естественных последствий.
Методы контроля и самоконтроля в воспитании включают: педагогическое наблюдение, беседу, педконсилиум, опросы, анализ деятельности воспитанников, создание контрольных ситуаций.
Методы самовоспитания – это рефлексия, самоприказ, самоотчёт и т.п.
Условия эффективности процесса воспитания зависят от: правильно выбранных целей, форм, средств и приёмов; от умения создать эмоциональный отклик на происходящее, от активизации восприятия воспитанниками получаемой информации или личного участия и от авторитета педагога.
Несомненно, что все методы имеют свои виды и технологии успешного их применения. Например, метод наказания имеет обязательные пункты технологии применения: кроме запрета физических наказаний, психологи советуют крайне редко прибегать к данному методу и строго его исполнять: «один поступок – одно наказание»; «наказан – прощён»; «опоздал с наказанием – не применяй»; «за поступок одного – не наказывать всех»; «отличать поступок от проступка» и т.д. И как утверждал П.Ф.Лесгафт «сила мягкого спокойного слова так велика, что с ним не может сравниться никакое наказание».
Задание для самоконтроля
(Выполняются в свободной форме, самостоятельно, не высылаются для проверки на сайт)
Задание 1. Ответьте на поставленные вопросы:
-
В чем заключается гуманистический смысл воспитания? -
Дайте определение сущности методов и средств воспитания. Перечислите основные группы методов воспитания. -
Сравните воспитательные системы, сложившиеся в педагогической практике к XX веку. -
Расскажите о критериях нравственной воспитанности. -
Почему процесс воспитания многофакторный? -
Как осуществляется диагностика воспитания?
Задание 2. В рамках личностно-ориентированного и деятельностного подходов заполните таблицу:
Этапы индивидуальной работы | Методы, средства и приёмы | Формы деятельности | Технологии проведения |
1. Изучение личности воспитанника | | | |
2. Проектирование развития личности воспитанника | | | |
3. Организация деятельности | | | |
4. Коррекция | | | |
Тема 4. Сущность, содержание и структура процесса обучения
Содержание раздела
Содержание и особенности процесса обучения. Связь дидактики с другими науками. Методологические основы образовательного процесса. Философские, методологические и психолого-педагогические основания теории обучения: методология образования, социокультурный и антропологический подходы в образовании (традиционалистко–консервативная и неогуманистическая парадигмы дидактики); личностно-ориентированный подход, креативный, когнитивный и организационно-деятельностный аспекты обучения; принципы построения образовательных систем. Современные теории и системы обучения: отечественные и зарубежные дидактические системы; современное традиционное, личностно-ориентированное, развивающее, проблемное, дистанционное, программированное обучение. Современные авторские школы: школа В.А.Караковского, школа Е.А.Ямбурга, школа диалога культур, школа самоопределения и др. Содержание образования: концепции содержания, личностно-ориентированное содержание образование, метапредметное содержание образования. ФГОС, образовательные программы и учебники. Закономерности обучения: внешние и внутренние. Закономерности целей обучения. Закономерности содержания обучения. Закономерности технологий, форм и методов обучения. Закономерности использования средств обучения. Закономерности системы контроля и оценки результатов обучения. Принципы обучения как руководящие идеи, нормативные требования к организации и осуществлению образовательного процесса. Цели обучения. Цели - планируемые результаты деятельности и цели - векторы (“цели - процесса”). Организация процесса обучения: проектирование и конструирование системы занятий, образовательное целеполагание, индивидуальная образовательная траектория, рефлексия в обучении. Формы и методы обучения. Средства обучения и контроля: современные средства обучения. Диагностика и контроль обучения. Современные образовательные технологии.