Файл: Методические рекомендации по изучению дисциплины 2 Общие основы педагогики.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Методичка

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2024

Просмотров: 32

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Лекция 4.

Теория обучения – дидактика - как научная теория, описывается системой понятий методологического уровня: смысл, цели, принципы, закономерности обучения, содержание, технологии и методики, формы и методы, средства обучения, система контроля и оценки результатов обучения. Традиционно в процессе становления и развития дидактики выделяются два противоположных понимания процесса «образования». В основе этих различий заложено понимание роли ученика и учителя. Авторитарная педагогика основной приоритет отдает деятельности педагога по передаче систематизированных знаний, возлагая на обучающихся необходимость их усвоения. В противовес данному направлению выступает природосообразная личностно – ориентированная дидактика, выдвигающая на первый план активность ученика не усваивающего, а осваивающего способы деятельности в изучаемых областях. На сегодняшний день, основной задачей методологии и теории обучения является образ ученика в динамике его развития, как целевой фактор выстраивания системы его образования на основе соответствующей дидактической или педагогической теории. Виды деятельности, которые выполняет ученик в процессе обучения – это познание и созидание. Качества личности, из которых формируется предвосхищаемый педагогами результат можно охарактеризовать как:

  1. Когнитивные (познавательные) – умение видеть, слышать, чувствовать изучаемый объект. Это любознательность, эрудированность, вдумчивость. Владение культурными нормами и традициями. Умения задавать вопросы  и видеть противоречия и т.д.;

  2. Креативные (творческие) качества – гибкость ума, фантазия, чуткость к противоречиям, раскованность мыслей и чувств, прогностичность, наличие своего мнения. Это смекалка, изобретательность, неординарность, способность к генерации идей и т.д.;

  3. Методологические (оргдеятельностные) – умение осознать цель учебной деятельности, поставить её, пояснить и организовать деятельность по достижению этой цели. Рефлексивные и коммуникативные качества и т.д.

Современных подход к обучению выделяет три главных объекта: деятельность обучаемых; деятельность обучающих; взаимодействие деятельностей обучаемого и обучающего. Деятельность в данном случае, утверждает А.В.Хуторской, предстает как мотивированный процесс использования учеником тех или иных средств для достижения собственной  или внешне заданной цели. Цели образовательной деятельности по отношению к ученику в данном случае делятся на внешние нормативные (заданные учителем в различных формах и видах) и внутренние (которые обучающийся сформулировал сам или с помощью педагога).


Выявление закономерностей дидактики происходит на основе анализа практики обучения, организованной согласно той или иной дидактической концепции. Все закономерности имеют границы применимости. На основе закономерностей выявляются и формулируются основные принципы обучения.

В классической дидактике общепризнанными считаются следующие принципы обучения: наглядности; доступности; сознательности и активности; систематичности и последовательности; прочности; научности; связи теории с практикой. К принципам образовательного процесса относятся: принцип личностного целеполагания ученика; принцип выбора индивидуальной образовательной траектории; принцип метапредметных основ образовательного процесса; принцип продуктивности обучения; принцип первичности образовательной продукции  учащегося; принцип ситуативности обучения; принцип образовательной рефлексии.

 

Задание для самоконтроля

(Выполняются в свободной форме, самостоятельно, не высылаются для проверки на сайт)

Задание 1. Ответьте на поставленные вопросы:

  1. Чем определяется специфика закономерностей дидактики?

  2. Принципы дидактики принадлежат теории или практике?

  3. Как, по - Вашему,  дидактика – это наука или искусство. Чем можете аргументировать свой ответ?

Задание 2. Попробуйте составить свои правила к каждому из принципов образовательного процесса. Правила должны относиться к деятельности педагога, раскрывать суть принципа простым языком с позиций личностно – ориентированного подхода.

Задание 3.

  1. Предложите перечень вопросов для обучающихся с целью активизации их деятельности по заданной теме.

  2. Сформулируйте проблемный вопрос для организации дискуссии школьников по заданной теме. Предложите 2-3 варианта возможных ученических ответов.

  3. Разработайте учебное задание исследовательского (познавательного, творческого, рефлексивного) типа.

  4. Сформулируйте задание, которое способствует развитию креативных (когнитивных, коммуникативных) качеств ученика.

  5. Сформулируйте проблемный вопрос (проблемную задачу, проблемное задание) для учащихся на заданную тему.

 

Формы аттестации и оценочные материалы по дисциплине


 

Аттестация по дисциплине проходит в форме дифференцированного зачета.

Зачет ставится при успешном выполнении теста по дисциплине.  

По инструкции необходимо выбрать из предложенных, один правильный ответ.

 

Критерии оценки теста:

30%-60% правильных ответов – «удовлетворительно»;

60%-90% правильных ответов – «хорошо»;

От 90% правильных ответов – «отлично»

 

 

 

Литература.

1. Коджаспирова, Г.М. Педагогика [Текст]: Учебник/Г.М.Коджаспирова. – М: КНОРУС, 2013. – 740с.

2. Крысько, В.Г. Психология и педагогика в схемах и таблицах. [Текст]/ В.Г.Крысько. – Мн.: Харвест,  1999. – 384с.

3. Подласый, И.П. Педагогика. Новый курс [Текст]: В 2 кн. М: Владос, 1999. – 1кн.—576с.; 2кн. – 256с.

4. Сластенин, В.А. Педагогика [Текст]: учеб. пособие для высш. пед. учеб. Заведений /В.А.Сластенин. – М: Академия, 2013. – 576с.