Файл: Методические рекомендации по изучению дисциплины 2 Общие основы педагогики.docx
Добавлен: 25.04.2024
Просмотров: 32
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Лекция 4.
Теория обучения – дидактика - как научная теория, описывается системой понятий методологического уровня: смысл, цели, принципы, закономерности обучения, содержание, технологии и методики, формы и методы, средства обучения, система контроля и оценки результатов обучения. Традиционно в процессе становления и развития дидактики выделяются два противоположных понимания процесса «образования». В основе этих различий заложено понимание роли ученика и учителя. Авторитарная педагогика основной приоритет отдает деятельности педагога по передаче систематизированных знаний, возлагая на обучающихся необходимость их усвоения. В противовес данному направлению выступает природосообразная личностно – ориентированная дидактика, выдвигающая на первый план активность ученика не усваивающего, а осваивающего способы деятельности в изучаемых областях. На сегодняшний день, основной задачей методологии и теории обучения является образ ученика в динамике его развития, как целевой фактор выстраивания системы его образования на основе соответствующей дидактической или педагогической теории. Виды деятельности, которые выполняет ученик в процессе обучения – это познание и созидание. Качества личности, из которых формируется предвосхищаемый педагогами результат можно охарактеризовать как:
-
Когнитивные (познавательные) – умение видеть, слышать, чувствовать изучаемый объект. Это любознательность, эрудированность, вдумчивость. Владение культурными нормами и традициями. Умения задавать вопросы и видеть противоречия и т.д.; -
Креативные (творческие) качества – гибкость ума, фантазия, чуткость к противоречиям, раскованность мыслей и чувств, прогностичность, наличие своего мнения. Это смекалка, изобретательность, неординарность, способность к генерации идей и т.д.; -
Методологические (оргдеятельностные) – умение осознать цель учебной деятельности, поставить её, пояснить и организовать деятельность по достижению этой цели. Рефлексивные и коммуникативные качества и т.д.
Современных подход к обучению выделяет три главных объекта: деятельность обучаемых; деятельность обучающих; взаимодействие деятельностей обучаемого и обучающего. Деятельность в данном случае, утверждает А.В.Хуторской, предстает как мотивированный процесс использования учеником тех или иных средств для достижения собственной или внешне заданной цели. Цели образовательной деятельности по отношению к ученику в данном случае делятся на внешние нормативные (заданные учителем в различных формах и видах) и внутренние (которые обучающийся сформулировал сам или с помощью педагога).
Выявление закономерностей дидактики происходит на основе анализа практики обучения, организованной согласно той или иной дидактической концепции. Все закономерности имеют границы применимости. На основе закономерностей выявляются и формулируются основные принципы обучения.
В классической дидактике общепризнанными считаются следующие принципы обучения: наглядности; доступности; сознательности и активности; систематичности и последовательности; прочности; научности; связи теории с практикой. К принципам образовательного процесса относятся: принцип личностного целеполагания ученика; принцип выбора индивидуальной образовательной траектории; принцип метапредметных основ образовательного процесса; принцип продуктивности обучения; принцип первичности образовательной продукции учащегося; принцип ситуативности обучения; принцип образовательной рефлексии.
Задание для самоконтроля
(Выполняются в свободной форме, самостоятельно, не высылаются для проверки на сайт)
Задание 1. Ответьте на поставленные вопросы:
-
Чем определяется специфика закономерностей дидактики? -
Принципы дидактики принадлежат теории или практике? -
Как, по - Вашему, дидактика – это наука или искусство. Чем можете аргументировать свой ответ?
Задание 2. Попробуйте составить свои правила к каждому из принципов образовательного процесса. Правила должны относиться к деятельности педагога, раскрывать суть принципа простым языком с позиций личностно – ориентированного подхода.
Задание 3.
-
Предложите перечень вопросов для обучающихся с целью активизации их деятельности по заданной теме. -
Сформулируйте проблемный вопрос для организации дискуссии школьников по заданной теме. Предложите 2-3 варианта возможных ученических ответов. -
Разработайте учебное задание исследовательского (познавательного, творческого, рефлексивного) типа. -
Сформулируйте задание, которое способствует развитию креативных (когнитивных, коммуникативных) качеств ученика. -
Сформулируйте проблемный вопрос (проблемную задачу, проблемное задание) для учащихся на заданную тему.
Формы аттестации и оценочные материалы по дисциплине
Аттестация по дисциплине проходит в форме дифференцированного зачета.
Зачет ставится при успешном выполнении теста по дисциплине.
По инструкции необходимо выбрать из предложенных, один правильный ответ.
Критерии оценки теста:
30%-60% правильных ответов – «удовлетворительно»;
60%-90% правильных ответов – «хорошо»;
От 90% правильных ответов – «отлично»
Литература.
1. Коджаспирова, Г.М. Педагогика [Текст]: Учебник/Г.М.Коджаспирова. – М: КНОРУС, 2013. – 740с.
2. Крысько, В.Г. Психология и педагогика в схемах и таблицах. [Текст]/ В.Г.Крысько. – Мн.: Харвест, 1999. – 384с.
3. Подласый, И.П. Педагогика. Новый курс [Текст]: В 2 кн. М: Владос, 1999. – 1кн.—576с.; 2кн. – 256с.
4. Сластенин, В.А. Педагогика [Текст]: учеб. пособие для высш. пед. учеб. Заведений /В.А.Сластенин. – М: Академия, 2013. – 576с.